Об источниках образования
Общие представления о содержании образования можно получить из следующей таблицы.
Возрастной этап | Доминанта содержания образования | Отношения с обществом | Наиболее целесообразная технология обучения |
Детство (младший школьник 1-6 кл) | Познание Отношение Преобразование | Мир и я (процесс социальной адаптации) | Академические формы обучения, игра(урок-узнавания нового, дидактические игры) |
Отрочество (6-9кл) | Отношение Преобразование Познание | Я и мир (процесс индивидуализации) | Клуб (дискуссии. споры, самовыражение, творческие работы и т.д.) |
Юность (9-11 кл) | Преобразование Познание Отношение | Я в мире (процесс интеграции) | Мастерская или Проектное бюро (метод проектов, самостоятельное обучение, дипломы и т.д.) |
Эта общая схема дает некоторые представления об отборе содержания и форм организации образовательного процесса.
3. Развитие человека в образовательном процессе наиболее гармонично осуществляется в логике Педагогики Успеха. Я приведу только несколько ключевых постулатов данного направления научно-педагогического поиска:
- гораздо разумнее стремиться развивать достоинства человека, чем искоренять его недостатки;
- развитие ребенка происходит в процессе восхождения по Лестнице Достижений;
- переживание успеха необходимо для нормального развития личности;
- ребенок, ориентированный на достижение успеха - имеет больше шансов к полноценному развитию, чем ребенок, ориентированный на избегание неудачи;
- школа может сформировать устойчивую личностную ориентацию на успех;
- люди, ориентированные на успех - большего добиваются в жизни, больше приносят радости себе и окружающим, они более самокритичны и требовательны к себе и к другим (чем люди, ориентированные на избегание неудачи).
В школе “каждый должен получить свою порцию аплодисментов”. Достижения учащихся должны: стимулироваться, поддерживаться, эмоционально переживаться. По мере личностного роста - ступени на Лестнице Достижений должны увеличиваться.
4. О выборе. Сущность процесса развития состоит в выборе пути решения проблемной ситуации в “зоне ближайшего развития ученика”. Отсюда - если мы заботимся о развитии - мы должны заботиться о возможности выбора для ученика. Чем успешнее ученик - тем больше у него должно быть выбора.
Важно - выбор, ответственность и свобода - понятия тесно-связанные.
Мы должны не просто предоставлять выбор, но учить выбирать.
Ребенок, ориентированный на успех - обычно выбирает для решения задачу из “зоны ближайшего развития”.
Выбор: вида задачи, кол-ва заданий, способа решения, формы творческого задания; на более поздних этапах - набора учебных дисциплин и т.д.
Об исследовательской культуре ученика.
Очевидно, что репродуктивный способ обучения практически неприемлем. Качественное обучение - процесс, ориентированный на становление самообразующейся личности. Отсюда - максимум внимания исследовательской культуре ученика. Нужна единая общешкольная программа развития культуры:
- постановки и разрешения проблем (от вопроса к гипотезе);
- анализа текста (вербального и невербального);
- эксперимента (диагностического и формирующего);
- доказательства;
- представления содержания исследования, то есть создания текстов различной природы. (сообщение, доклад, синтез, эссе, проект, исследовательская работа и т.д.)
Как можно больше ученика и как можно меньше учителя.
11 класс - должен стать на 70% периодом самообразования под руководством - мастера (научного руководителя).
6. Если говорить о профиле школы- то он должен быть Социально-гуманитарно-исследовательским. Качественное владение языком (родным, иностранным, компьютера и т.д.) - основа получения образования “для жизни”. Социальный блок должен быть представлен историей (расширенной максимально-возможно), политической и экономической географией, правом, историей религии, основами современной философии.
Предметы математического и естественно-научного профиля важны как для формирования культуры мышления, так и для формирования картины мира.
Для становления жизненной позиции школьника особую ценность представляет изучение литературы
Об источниках образования.
Школе нужна хорошая медиотека. В медиотеке должны быть объединены: библиотека (с журнальным фондом), фонотека, видеотека, желательно – альбомы с художественными полотнами и фотографиями, учебные программы и пособия на электронных носителях, свободный выход в Интернет.
Необходимо обеспечить расширение круга источников образования (от моноисточника к полиисточнику; от адаптированных источников к неадаптированным; от источников на русском языке к источникам на иностранных языках).
Источником образования (познавательных проблем) должен становится личный опыт ученика.
8. Необходимо заботиться о мотивации обучения учащихся. Абсолютно нежелательна дальнейшая опора на парадигму “долга”, целесообразен скорейший переход на парадигму “возможности”. Отсюда - как можно больше заботы о развитии познавательного интереса учащихся. Вообще - о том, чтобы учиться было интересно и процесс обучения был насыщен положительными эмоциями (просто такой процесс гарантировано эффективнее, чем процесс построенный на насилии).
Парадигма «возможности» не отрицает необходимости воспитания чувства «долга», но понимание своих обязанностей должно идти вслед за осознанием своих возможностей. Очень важно помочь осознать учащимся, что возможности и долг, права и обязанности – тесно связанные нравственные категории.
9. Об оценке. Важно обеспечить плавный, но быстрый переход от оценки учителя (как средства стимулирования учащихся) к самооценке (как средству мотивации).
Было бы разумно - сохранить оценочную четырехбалльную систему (2,3,4,5) только для тестов, контрольных и итоговых работ.
Процессуальные оценки заменить - содержательными характеристиками (чему научились, что знаем, что умеем делать и т.д.) или знаками “плюс”, “плюс-минус”, “минус-плюс”, “минус” (наверх оценки могут развиваться как можно выше - например “плюс !!!!”).
Важно научить учащихся оценивать себя самим.
Целесообразно ввести систему учебных отчетов (по завершении темы) (резюме ученика и резюме учителя).
Продуктивной может стать технология – «накопительного балла», когда ученик может сам выбирать темп, степень нагрузки, рассчитывать свои силы.
Очевидно, имеет смысл работать с таким инструментом как «Портфолио».
10. Переход на такую систему будет возможен, если педагоги смогут ставить задачи обучения, ориентируясь не на то, что должен сделать учитель, а на то, чему должен научиться ученик (например: когда мы закончим изучение данной темы - каждый из вас сможет - назвать.... объяснить.... решить.... сделать.... и т.д.) Если цели ставятся таким образом (см. Кларин), то легче думать об активности учащихся и учащимся легче управлять самим процессом своего обучения.
О прагматизме.
Ученик не готовится к жизни, он живет. Школьные 10 лет ничем не хуже и не менее ценны, чем последующие 5-6 десятков лет.
Было бы важно, если бы ученик в процессе обучения приобретал опыт преобразования собственного мира к лучшему.
Отсюда - проекты: приусадебное хоз-во, икебана, дизайн, технические проекты, письма, переводы, журнал и т.д.
“Всякое знание превращай в деяние”.
Опыт социально-значимых дел должен быть обретен в школе.
Начиная с пятого класса - правило 1-проект в четверть.
О сопровождении.
Даже у самого успешного учащегося могут возникнуть проблемы, разрешить которые ему будет трудно. Поэтому - психолог (или психологически-компетентный педагог) в школе необходим. Его функционал: сопровождение развития (диагностика. коррекция), тренинги, помощь педагогам и родителям, на старших этапах - психология как предмет.
Функцию сопровождения учащихся могут осуществлять кураторы групп и класса.
О домашних заданиях.
Небольшая численность учащихся в школе позволяет (доказано экспериментально) без увеличения учебной нагрузки отказаться от домашних заданий. Условия современной жизни детей делают домашнюю работу нецелесообразной. Это не значит, что надо отказаться от самостоятельной работы и выполнения творческих заданий.