Распределение аудиторной и самостоятельной работы
Педагогика
Семестр
для направления подготовки: 050100.62 Педагогическое образование,
профиль подготовки - начальное образование
заочная сокращенная форма обучения (3 года 6 мес)
Составитель:
Яковлева Е.В.,
д.п.н., профессор
г. Череповец - 2012
Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе ФГОС ВПО (утвержден 22 декабря 2009, регистрационный № 788), учебного плана по направлению подготовки (специальности) 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки начальное образование (утвержден 28.04.2011, регистрационный № 050100.62сз-П1-10)
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры начального образования от 27.06.2012, протокол № 11
Рабочая программа учебной дисциплины находится в 715 каб., электронная версия программы в 715 и 720 каб.
Выписка из рабочей программы учебной дисциплины «Педагогика» (1-2 семестры).
Содержание разделов дисциплины
Семестр
5. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Специфика педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека). Происхождение педагогической деятельности. Педагогическая деятельность в структуре жизнедеятельности человека. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Творчество и стандарт в деятельности учителя. Условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность.
6. Коммуникативная природа педагогической деятельности. Общение как условие педагогической деятельности. Общение как условие взаимопонимания, взаимодействия, совместной деятельности субъектов обучения и воспитания, достижения поставленных педагогических целей. Структура общения. Функции общения. Средства общения (вербальные, невербальные). Значение коммуникативных способностей и умений в профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности. Стили и виды педагогического общения. Индивидуальный стиль общения. Конфликты в образовании и способы их разрешения
7. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Возникновение и исторический генезис профессии учителя. Понятия: профессия, педагог, учитель Спектр педагогических профессий в современном мире. Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе (предпосылки, причины, значение для социокультурного развития общества). Перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях. Понятие профессиональной компетентности в деятельности учителя (сущность, структура, содержание, развитие компетентности). Этика и эстетика педагогической деятельности. Мастерство и техника в профессии педагога.
8. Личностное и профессиональное становление педагога Этапы становления профессиональной деятельности педагога. Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Педагогические способности. Внешние и внутренние условия саморазвития. Источники и пути самообразования педагога. Карьера педагога. Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека. Общая и профессиональная культура педагога. Понятие имиджа. Типология имиджей. Диагностика педагогического имиджа. Педагогическое мастерство и имидж учителя. Технология формирования имиджа учителя. Педагогическая техника в формировании имиджа учителя.
9. Образование как основная сфера педагогической деятельности. Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования. Современная система отечественного образования. Педагогические учебные заведения. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза.
ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ: содействие становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра педагогики на основе формирования системы теоретических знаний о сущности педагогического процесса, педагогической деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (П.Б. 03.), осваивается в 1-2 семестрах.
Для освоения дисциплины «Педагогика» студенты используют знания и умения, компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплин «Психология», «Безопасность жизнедеятельности».
Освоение дисциплины «Педагогика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);
· готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
· способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
· понимает важность саморазвития, способен к постоянному самосовершенствованию
на основе рефлексии, изучения и анализа достижений теории и практики начального
образования в современном мире, в том числе с применением информационных технологий (СК – П1 – 3);
· готов к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности, способен выбирать и использовать оптимальные приемы и методы обучения предметно-практической деятельности, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, творческую активность, самостоятельность и познавательный интерес детей младшего школьного возраста, в том числе с применением информационных технологий (СК- П1 – 7).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- о педагогике в системе гуманитарных знаний и наук о человеке;
- о методологии педагогики и педагогической деятельности;
- о педагогическом процессе как основной категории педагогики;
- об образовании как условии цивилизации, культуры и общества;
- об особенностях дидактики как науки и характеристики обучения как педагогического процесса;
- ценностно-смысловую природу педагогической деятельности;
- сущность, виды и функции педагогической деятельности учителя;
- способы организации педагогической деятельности и педагогического общения с различными субъектами образовательного процесса;
- пути овладения педагогической деятельностью и пути самосовершенствования учителя.
Уметь:
· актуализировать междисциплинарные знания, способствующих пониманию сущности педагогических явлений;
- устанавливать преемственные связи между педагогическими дисциплинами;
- вести диалог по результатам ознакомления с теоретической и методической литературой;
- знакомиться с опытом работы учителей и результатами современных исследований по актуальным проблемам педагогики;
- различать знания и умения учителя в зависимости от содержания его деятельности;
- целенаправленно формировать у себя профессионально-значимые личностные качества;
- проектировать свой профессиональный образовательный маршрут;
- планировать пути профессионального самоопределения и самообразования.
Владеть:
· работой с психолого-педагогической литературой;
· работой по поиску информации в системе Интернет;
· учебно-профессиональной деятельностью;
· грамотным использованием в речи вновь усвоенных понятий;
· самооценкой и самоанализом личностных качеств, способностей с позиций эффективности педагогической деятельности;
· организацией общения-сотрудничества с детьми и взрослыми.
Модуль 2. Основная учебная литература
Учебники, учебные пособия
1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. – М.: «Академия», 2002 *
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А. и др. - М.: Школа-Пресс, 2007*
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2000.-304с.*
4. Пидкасистый П.И. Педагогика .-М., 2005
Модуль 3. Дополнительная литература, дидактические материалы
Дополнительная литература:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в теориях и системах воспитания. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель»,1999
3. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе. /Н.Ф.Дик. - Ростов-на-Дону, 2005. *
4. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века.-М., 1998
5. Гребенкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. – Рязань, 2000
6. Ильичева В.А. Педагогическое взаимодействие учителя и младших школьников в процессе обучения: Учеб пособие. - Череповец, ГОУ ВПО ЧГУ, 2003.*
7. Казанская В.Г. Личность учителя и ученика в начальной школе.- СПб.: КАРО, 2004.*
8. Кан – Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990
9. Канн-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995
10. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб пособие. - С.: Академия развития, 2002.
11. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993
12. Материалы к курсу «Введение в педагогическую деятельность: Учебно-методическое пособие / Составитель Васильева Т.П. - Череповец, ГОУ ВПО ЧГУ, 2005.*
13. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. –М.: Педагогическое общество России, 2002 *
14. Никитина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / - М.: «Академия», 2004*
15. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-мет. пособие для ст-в педвузов. – М.: Академия, 2004
16. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1990.*
17. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982
18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Собр. сочинений. Т. 1, 1979.
19. Яковлева Е.В. Лекции по курсу: «Основы культуры управления образовательно-воспитательной системой в школе». – Череповец: ЧГУ, 2002 *
Словарно-справочные издания
1. Дик Н.Ф., Иванова Н.. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. – Ростов-на-Дону, 2004
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.–М: Академия,2000 *
3. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 2003
4. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004
5. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: БРЭ, 1999
6. Философский энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М., 1989
Документы
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.// Вестник образования. – 2002. - № 2. – С.3-31 *
2. Национальная доктрина образования в РФ // Народное образование. – 2000. - № 2 или Бюллетень Министерства образования РФ. – 1999. - № 11
3. О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании». – М., 1996
4. О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании». – М., 2005
5. Об образовании: Закон РФ. – М., 1992 //Вестник образования. – 1992. - № 11 или Сборник законодательных актов РФ.- Вып. 15. – 18 июня-10 июля 1992
6. ФГОС НОО. – М., 2009
Примечание:литература, помеченная значком *, имеется в 720 каб.
Периодические издания по дисциплине:
Вестник образования.
Воспитание школьников
Директор школы
Завуч
Завуч начальной школы
Народное образование.
Начальная школа плюс до и после.*
Начальная школа.*
Первое сентября.
Примечание:периодические издания, помеченные значком *, имеются в библиотеке ЧГУ.
Модуль 4. Материально-технические оснащение дисциплины
Компьютерный класс (827 каб.);
кафедральное мультимедийное оборудование.
Сайты:
Учительская газета http: // www.ug.ru
Российская газета http: // www.rg.ru
РИА Новости http: // www.rian.ru
Все образование http: // www.alledu.ru
Первое сентября http: // www.1september.ru
Российский общеобразовательный портал http: // school.parking.ru
Российское образование http: // www.portal.edu.ru
Электронная библиотека статей по образованию http: // www.cl.ru/education/lib
Школьное образование: htpp://www.school.edu.ru
Модуль 5. Учебно-методические указания и рекомендации
Распределение аудиторной и самостоятельной работы
По семестрам
Виды учебной работы: Курсовая работа - Ку/р; Курсовой проект - К/пр; Контрольные работы - КР; Реферат - Р; Другие виды самостоятельной работы - Д.
Формы промежуточного (итогового) контроля (по УП): Собеседование - С; Зачет - З; Экзамен - Э.
Сем | Название дисциплины в семестре | За-чет-ных еди- ниц | Кол- во ча- сов | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | Формы контроля | |||||||||||||
Всего | Л | ЛР | ПЗ | Ку/р | К/пр | РГЗ | КР | Р | Д | Э | З | С | |||||||
050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки – начальное образование, шифр плана 050100.62-П1-12 | |||||||||||||||||||
Педагогика | |||||||||||||||||||
Педагогика | |||||||||||||||||||
Педагогика | |||||||||||||||||||
Итого: | |||||||||||||||||||
Семестр
Лекции
№ раздела дисциплины | Тема лекции | Количество часов |
Сущность педагогической деятельности | ||
Всего: 2 |
Практические занятия
№ раздела дисциплины | Тема практического занятия | Количество часов |
Общение как основа педагогической деятельности | ||
Профессиональная компетентность педагога | ||
Всего: |
Семестр
Лекции