Занятие № 4 - 5. Методы обучения
Занятие № 1. Процесс обучения, его движущие силы, функции и структура.
I. Обсуждение теоретических знаний.
1. Объект, предмет, задачи дидактики.
2. Основные категории дидактики.
3. Сущность понятия «процесс обучения».
4. Движущие силы процесса обучения.
5. Функции процесса обучения.
6. Структура процесса обучения, его этапы, звенья, циклы и логика.
II. Задания на составление набора противоречий, возникающих у учащихся в процессе обучения на уроке; у учителя, работающего с разными возрастными группами учащихся; на взимовлияние функций процесса обучения на материале вашего предмета.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое процесс обучения и каковы его существенные свойства?
2. Что является движущей силой процесса обучения и при каких условиях?
3. Какие функции выполняет процесс обучения? Дайте им характеристику.
4. Существует ли связь между функциями процесса обучения?
5. Какие элементы входят в структуру процесса обучения? Раскройте суть каждого из них.
Основная литература:
1. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. – гл.2.
2. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 101- 128.
Дополнительная литература:
1. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./ Под ред. М.Н. Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – С. 129 – 180.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: Изд. центр «Академия», 2007.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480с.
4. Подласый И..П. Педагогика. – М.: 2000.
5. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. – М.: Высш. школа, 1986. – 368 с.
6. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1980.- 96с.
7. Ситаров В.А. Дидактика /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С. 128 – 182.
8. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1989. – 320 с.
Занятие № 2. Закономерности и принципы обучения.
I. Обсуждение теоретических знаний.
1. Понятие о закономерностях и законах обучения.
2. Характеристика законов и закономерностей обучения.
3. Понятие о принципах обучения, их связи с законами и закономерностями.
4. Система принципов обучения.
5. Характеристика принципов обучения.
II. Задания на умение объяснять применение того или иного принципа обучения; на умение проводить анализ фрагментов урока с точки зрения принципов обучения.
Вопросы для самопроверки:
1. Что называют законом в дидактике?
2. Что такое закономерность?
3. Какая связь существует между законом и закономерностью? Проиллюстрируйте на примере.
4. Какие законы дидактики вам известны? Дайте им характеристику.
5. Какой характер носят законы в дидактике?
6. Что понимают под принципом обучения?
7. Чем понятие «принцип обучения» отличается от понятий «правило», «требование»?
8. Как связаны закон, закономерность учебного процесса и соответствующий дидактический принцип?
9. Дайте характеристику основным принципам обучения.
Основная литература:
1. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. – гл.3.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.
2. Дидактика средней школы / Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. – М., 1997.
3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2007.
4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: в 2 кн. М., 1999.
5. Российская педагогическая энциклопедия. в 2 т. М., 1993.
6. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.
Занятие № 3. Цели и задачи обучения.
I. Обсуждение теоретических знаний.
1. Понятие целей обучения , их иерархия. Задачи урока.
2. Способы постановки целей урока.
3. Критерии выбора целей урока.
4. Соотношение целей преподавания и целей учения.
П. Задания на формирование умений формулировать цели урока с учетом реальных условий к урокам различных типов.
Вопросы для самопроверки:
1. Что вы понимаете под целью обучения?
2. Тождественны ли понятия цель образования и цель обучения?
3. Какие группы целей выделяют в процессе обучения?
4. Какие способы постановки целей обучения применяются на практике? В чем их несостоятельность?
5. Чем следует руководствоваться, чтобы правильно сформулировать цель урока?
6. Есть ли какие особенности при постановке целей развития? воспитания?
7. Что такое номенклатура целей урока?
8. Как соотносятся цель учителя и цель ученика?
Основная литература:
1. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. – гл.5.
2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М., 2003.
Дополнительная литература:
1. Гребенюк О.С. Содержание и сущность целей урока // Совершенствование общего образования в средних профтехучилищах. – М.,1981.
2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989.
3. Лебедев О.Е. Реализация целей общего образования в вечерней школе. – М.,1980.
4. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
5. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.,2007.
Занятие № 4 - 5. Методы обучения.
I. Обсуждение теоретических знаний.
1. Понятия метод и прием обучения. Различные подходы к классификации методов обучения.
2. Классификация методов обучения по источникам знаний и по характеру познавательной деятельности.
3. Методы проблемно-развивающего обучения.
4. Факторы, определяющие выбор методов обучения. Технология их выбора.
5. Взаимосвязь методов и приемов обучения на уроке.
Вопросы для самопроверки:
1. Что понимают под методом обучения в дидактике?
2. Какие функции выполняет метод обучения?
3. Какова связь метода и принципа обучения?
4. Что такое прием обучения? Как связаны между собой метод и прием обучения?
5.Какие классификации методов обучения вы знаете? Какая из них наиболее совершенна и почему?
6. Дайте характеристику отдельным методам этой классификации.
7. Какие факторы влияют на выбор методов обучения?
Основная литература:
1. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. – гл.7.
2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 114-128.
Дополнительная литература:
1. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./ Под ред. М.Н. Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – С. 5 – 47.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 192с.
3. Кукушкин В.С. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003.- 368с.
4. Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер.с польск. – М.: Высш. школа, 1990. – 382 с.
5. Ситаров В.А. Дидактика /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С. 3 – 62.