Исследовательская работа в школе
1. Выберите школу, предварительно договоритесь о времени и программе ее посещения.
2. Получите общие сведения о школе: дата открытия, адрес, тип школы, структура, контингент учителей и учащихся, ФИО директора.
3. Определите цель посещение, те учебные и внеучебные занятия, которые необходимо посетить, тот круг лиц, с кем нужно побеседовать.
4. Сделайте выбор методов поиска материала (наблюдение, изучение школьной документации, включение в деятельность, беседа и др.), способа оформления результатов (отчет, дневниковая запись, очерк, заметки и др.).
5. Организуйте для себя экскурсию по школе. Обратите внимание на информацию для учащихся и для учителей. Наблюдайте за поведением учащихся в разное время учебного дня. Оцените порядок в школе. Не забывайте делать короткие записи.
6. Посетите урок или внеучебное воспитательное занятие (кружка, студии и т.д.), примите в них участие. Проанализируйте его с точки зрения воспитательного эффекта. Побеседуйте с его участниками, чтобы уточнить свои выводы.
7. Собирая материал по теме своего посещения школы, обратите внимание на следующие моменты:
• Ключевая идея или программа директора школы и его команды. Использование отечественных и зарубежных методик воспитательной работы с учащимися. Поддержка или сопротивление педагогов, родителей, представителей общественных организаций.
• Ведущая воспитательная деятельность, ее связь с другими видами деятельности в школе.
• Освоение школой ближайшей социальной среды. Связь с учреждениями, организациями, предприятиями, культурными центрами (административного округа, прилегающего района).
• Ритм воспитательной работы в школе, крупные события, мероприятия, коллективные творческие дела. Эмоциональная насыщенность, дух школы.
• Уровень воспитанности учащихся Лучшие педагоги-воспитатели.
• Общая оценка системы воспитательной работы по критерию факта и критерию качества.
8. Как можно более полно используйте собранный материал при оформлении выбранного вида отчетности.
Приложение 7.
Основные вопросы к экзамену по учебному курсу «Педагогика»
1. Этапы становления педагогической науки.
2. Основные характеристики педагогики.
3. Педагогика и система педагогических наук.
4. Задачи и инфраструктура педагогических исследований.
5. Методы педагогических исследований.
6. Виды педагогической литературы.
7. Взаимодействие личности, общества и государства в образовательной сфере.
8. Образование как фактор общественного развития.
9. Образование как фактор личностного развития.
10. Современные образовательные системы и стратегии их развития.
11. Состояние и перспективы развития российской системы образования.
12. Общеобразовательная школа России.
13. Педагогический процесс и его закономерности.
14. Ребенок как субъект и объект в педагогическом процессе.
15. Права ребенка в образовании.
16. Цель и содержание педагогического процесса.
17. Концепция открытой дидактической системы М.А. Данилова.
18. Дидактическая концепция развивающего обучения Л.В. Занкова.
19. Концепция оптимизации учебного процесса Ю.В. Бабанского.
20. Концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.
21. Дидактическая концепция интенсивного обучения Е.И. Пассова, Г.А. Китайгородской.
22. Дидактическая концепция педагогов – новаторов: педагогика сотрудничества.
23. Цель и содержание учебного процесса в современной школе.
24. Традиционное обучение и современные технологии.
25. Проблемное обучение и современные технологии.
26. Программированное обучение и компьютерные технологии.
27. Контекстное обучение и игровые технологии.
28. Суггестивное обучение и коммуникативные технологии.
29. Методы обучения: классификация, характеристика.
30. Организационные формы обучения.
31. Реализация дидактических принципов научности и доступности на учебном занятии.
32. Реализация дидактических принципов систематичности и системности на учебном занятии.
33. Реализация дидактических принципов абстрактности и конкретности на учебном занятии.
34. Реализация принципов сознательности и активности на учебном занятии.
35. Реализация принципов действенности и прочности на учебном занятии.
36. Диагностика обучаемости и обученности.
37. Концепция А.С. Макаренко: воспитание культурного советского рабочего.
38. Концепция В.А. Сухомлинского: воспитание Человека, Гражданина, Работника и Семьянина.
39. Концепция И.Н. Иванова: воспитание социально активной личности.
40. Ценностный подход в разработке современной концепции воспитания.
41. Цель и содержание воспитательного процесса в современной школе.
42. Школьная воспитательная система и критерии ее эффективности.
43. Методы воспитания: классификация, характеристика.
44. Организационные формы воспитательной работы в современной школе.
45. Коллектив и личность в воспитательном процессе.
46. Роль детских и молодежных организации в воспитательном процессе.
47. Взаимодействие семьи и школы в интересах личностного развития детей.
48. Диагностика воспитуемости и воспитанности.
49. Управление образовательными системами.
50. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования. Объективные и субъективные проблемы ее совершенствования.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Адаптация – приспособление индивида к изменившейся среде с помощью различных средств воздействия.
Адекватный – равный, тождественный, вполне соответствующий.
Авторитарный – основанный на слепом подчинении власти, стремящийся утвердить свой авторитет; властный.
Альтернативная школа – учебно-воспитательное учреждение, действующее или взамен существующим и обеспечивающее образование, альтернативное по содержанию, методам или формам работы с учащимися.
Воспитание – взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитуемых в целях формирования и развития личности.
Воспитательная система – структура, ключевым элементом которой является воспитательная концепция, объединяющая другие структурные единицы: цель, деятельность по ее реализации, отношения, в которые вступают участники этой деятельности, управляющие действия воспитателей и воспитанников, освоение ближайшей воспитательной среды.
Воспитательная работа – процесс активного целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, обеспечивающего развитие и самореализацию ближайшей социальной среды.
Воспитательный коллектив – группа педагогов и воспитанников, объединенных общей целью, деятельностью по ее реализации, групповым опытом отношений и поведения, психологической коммуникативностью и социально значимым воспитательным результатом.
Воспитательное мероприятие – форма совместной деятельности воспитателя и воспитанников, в которой первый выступает в роли руководителя и организатора.
Возрастной кризис – ситуация перехода от одного возрастного этапа к другому, сопровождающаяся конфликтами с окружающимися, эмоциональной неустойчивостью, внутренним разладом.
Гносеология – теория познания.
Государственный стандарт образования – документ, включающий описание содержания образования на каждой из его ступеней, необходимый уровень требований к подготовке обучающихся в рамках указанного объема содержания, допустимую нагрузку по годам обучения.
Гуманный – человечный, человеколюбивый.
Девиантное поведение – поведение, отличающееся от нормы.
Дидактика – наука о свойствах и закономерностях процесса обучения. Задачи дидактики: исследовать связи и зависимости в области обучения, объяснять учебный процесс и условия его реализации, разрабатывать новые дидактические системы.
Дидактические системы – структура, ключевым элементом которой является дидактическая концепция, объединяющая другие структурные единицы: содержательно-целевой, операционно-деятельностный, коммуникативно-обеспечивающий, стимулирующе- мотивационный, контрольно-регулирующий и оценочно-результативный компоненты учебного процесса.
Дидактические принципы – исходные положения, вытекающие из закономерностей обучения и определяющие все его стороны.
Диагностика – анализ состояния объектов и процессов.
Зона ближайшего развития – расхождение между достигнутым уровнем развития личности и уровнем потенциального развития.
Индивидуальность – своеобразие человека, неповторимая совокупность только ему присущих особенностей.
История педагогики – наука, изучающая закономерности историко-педагогического процесса, включая историю педагогической мысли, педагогической практики и педагогического обычая.
Коллективное воспитательное дело – форма совместной деятельности воспитателя и воспитанников, в которой первый выступает в роли руководителя и воспитателя.
Контекстное обучение – обучение в контексте будущей профессиональной деятельности, когда формой организации познавательных действий учащихся становится профессиональная задача.
Когнитивный – познавательный.
Личность – человек или субъект общественной деятельности и социальных отношений, носитель социально – значимых свойств.
Методология педагогики – часть педагогики, которая изучает методы научной деятельности и общие подходы к предмету педагогических исследований.
Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленные на достижение образовательных целей.
Методы воспитательной работы – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, с помощью которых формируются ценностные ориентации, осуществляется общение, регулируются отношения и поведение, оценивается достигнутый уровень социальной зрелости личности.
Народная педагогика – воспитательный опыт народа, существующий преимущественно в устной традиции (слово, действие), способствующий национальной идентификации и формированию национального характера.
Образование – целенаправленное формирование личности в процессе обучения и воспитательной работы.
Образовательная политика – разработка руководящих идей, определяющих отношение государства к образованию, и постановлений, обеспечивающих функционирование и развитие образовательных систем.
Объект педагогических исследований – воспитательный процесс, состоящий из динамичных, изменчивых воспитательных явлений. Зафиксированное воспитательное явление становится педагогическим фактом.
Обученность и воспитанность – степень соответствия личностного развития обучающихся поставленным образовательным и воспитательным целям.
Общение – взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями, навыками, а также результатами деятельности.
Организационные формы обучения – способы организации преподавателя и учащихся, придающие ей форму, упорядоченную по времени, месту, количеству участников и способу их взаимодействия.
Организационные формы воспитательной работы – способы организации воспитательного процесса по времени, месту, количеству участников и способу их взаимодействия.
Педагогика – наука о закономерностях воспитания и образования как теоретической основе для разработки и внедрения эффективных моделей воспитательного процесса.
Предмет педагогических исследований – закономерности функционирования и развития образовательных систем, воспитательного процесса, педагогической деятельности и управления.
Педагогические закономерности – повторяющиеся, устойчивые, объективные связи и зависимости в области воспитания, образования и управления.
Педагогические инновации – теоретические и практические разработки новых образовательных структур, программ, эффективных методов, средств, форм учебной и воспитательной работы.
Педагогический идеал – образ, отразивший сложившееся в обществе представление о желаемом результате воспитания и образования.
Педагогическая парадигма – теоретическая или практическая модель, отразившая особенности воспитательного процесса и образовательных систем определенного исторического периода.
Педагогическая запущенность – изъяны в нравственном сознании, эмоциональная напряженность и отклоняющееся поведение, вызванные отрицательным влиянием окружающей среды и ошибками воспитателей.
Преподавание – профессиональная деятельность обучающих, которая осуществляется в непосредственном или опосредованном взаимодействии с учащимися.
Принципы воспитательной работы – исходные положения, вытекающие из закономерности воспитательного процесса и определяющие все его стороны.
Проблемное обучение – вид обучения, где формой организации познавательной деятельности учащихся становится учебная проблема (проблемная задача или проблемный вопрос), создается ситуация затруднения, которая разрешается усилиями учащихся при дозированной помощи преподавателя.
Программированное обучение – обучение, в которой формой организации познавательной деятельности учащихся является обучающая программа, создается ситуация управления с помощью компьютерных средств, обеспечивающих полное усвоение учебного материала и алгоритма действий при индивидуальном темпе работы.
Развитие личности – количественные и качественные изменения в личности, определяющие переход на новый уровень социальной зрелости.
Репрезентативный – статистически представительный.
Содержание образования – совокупность знаний о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности, общие интеллектуальные и практические умения и навыки, опыт творческой и исполнительской деятельности, ценностное отношение к миру, обществу и самому себе.
Содержание воспитательной работы – совокупность ценностных ориентаций, опыта межличностных отношений, общения и поведения, соответствующих возрастному уровню социальной зрелости личности.
Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые используются преподавателями и учащимися для повышения эффективности обучения.
Средства воспитательной работы – предметы духовной и материальной культуры, которые используются при решении воспитательных задач.
Суггестия – внушение.
Социальный педагог – специалист с педагогическим образованием, психологической подготовкой и организаторскими способностями, организующий работу с детьми в различных социальных средах.
Теория воспитания – наука о свойствах и закономерностях воспитательного процесса. Задачи теории воспитания: исследовать связи и зависимости в области воспитательной работы, описывать и объяснять воспитательный процесс, разрабатывать новые воспитательные системы.
Традиционное обучение – сообщающее, объяснительно-иллюстративное обучение, в которой формой познавательной деятельности учащихся выступает дидактическая задача (восприятие новых знаний, осмысление и закрепление, овладение умениями и навыками, применение знаний, навыков и умений), создается ситуация усвоения, которое происходит под руководством учителя.
Учение – деятельность обучающихся в непосредственном или опосредованном взаимодействии с обучающими для достижения образовательных целей.
Формирование личности – двусторонний процесс, включающий педагогически организованное влияние на развитие личности воспитуемых и обретение ими в процессе развития устойчивых свойств и форм поведения, свидетельствующих о достигнутом уровне социальной зрелости.
Цель обучения – идеальное представление о результатах обучающей, развивающей, воспитывающей деятельности преподавателя.
Цель воспитательной работы – идеальное представление о результате воспитательной деятельности.
Эмпатия – чувствование, непосредственный эмоциональный отклик на чужие переживания.
Эргономика – группа наук, изучающих человека в производственной деятельности и занимающаяся оптимизацией средств и условий труда.
Я–концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая или неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе.
Основная учебная литература по педагогике
1. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х тт. – М., 2002.
2. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2003.
3 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., 2000.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.,2000.
5. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания образования в России. – М., 1993.
6. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 2001.
7. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. - Ростов н/Дону., 2002.
8. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн.: Кн.2.-М.,1995.
9. Российская педагогическая энциклопедия.
10. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20.11.89.
11. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92.
Литература, использованная при подготовке данного пособия
1. Кон. И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
2. Активные формы и методы обучения студентов педагогике и психологии. – Ярославль, 1989.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2003.
4. Щуркова Н.И. Педагогическая технология. Пед. общество России, 2002.
5. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986.
6. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М., 1982.
7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.
8. Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.
9. Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. – М., 1989.
10. Опыт разработки концепций воспитания: В 2-х ч./ Под ред. Е.В. Бондаревской. – Ростов-н/Д, 1993.
11. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
12. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. – Ростов-н/Д, 1993.
13. Янковская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.