Внеаудиторная самостоятельная работа: 3 часа

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Педагогический факультет

Кафедра теории и истории педагогики

Учебно-методический комплекс

Учебной дисциплины

Педагогика (История образования и педагогической мысли)

ООП [Направление 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки – Начальное образование.

Начальное образование, дополнительный профиль – иностранный язык

Квалификация (степень) - бакалавр]

Факультет [педагогический]

Курс [1 курс], семестр [1 семестр]

Форма обучения [очная]

Москва, 2012

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Педагогический факультет

Кафедра теории и истории педагогики

Учебно-методический комплекс

Учебной дисциплины

Педагогика (История образования и педагогической мысли)

Часть II. Методические рекомендации

и план освоения учебной дисциплины

Форма обучения [очная]

Общая трудоемкость дисциплины [108 часов, 3 кредита]

Лекции [20 часов]

Семинары / практические занятия [18 часов]

Самостоятельная работа [43 часа]

Экзамен [1 семестр]

Москва, 2012

Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры ………………………………………………….. протокол № …., от ………..;

Заведующий кафедрой: (подпись) Данилюк А.Я.

Составитель: (подпись) Павлова Н.П.

Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины

Описание учебно-методического комплекса

Методические рекомендации и план изучения данного курса составлены в соответствии с учебной программой дисциплины «Педагогика». Содержат виды учебной работы и их трудоемкость, тематический план учебной дисциплины, вопросы для изучения и формы обучения по каждой теме с их конкретным содержанием, примерную тематику творческих работ, требования и примерные вопросы к экзамену, список рекомендуемой литературы.

Виды учебной работы и их трудоемкость

«Педагогика» изучается в 1 семестре в объеме 108 часов (3 кредита); из них 38 часов аудиторных занятий: 20 часов лекций и 18 часов семинарских занятий, 43 часа отводится на внеаудиторную самостоятельную работу. Изучение курса заканчивается экзаменом.

План учебной дисциплины

Тема Лекции Семинарские занятия Сам. работа
Тема 1: История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.   -
Тема 2. Воспитание и школа в античном мире. Просвещение и педагогическая мысль в Византии.  
Тема 3. Воспитание школа и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века и эпоху Возрождения.  
Тема 4. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17-18 вв. Теория и практика воспитания эпохи Просвещения.  
Тема 5. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы в 19 в. Реформаторская педагогика конца 19 - 20 вв.  
Тема 6. Воспитание и обучение в Древней Руси и Русском государстве.  
Тема 7. Развитие образования в России в 18 веке.  
Тема 8. Школа и педагогическая мысль в России в 19 начале 20 веках.  
Тема 9.Отечественная школа и педагогика после 1917 г.  
Тема 10. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире.  
Всего:

Тематический план освоения учебной дисциплины

Тема 1: История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.

Лекции: 2 часа. Внеаудиторная самостоятельная работа: 7 часов.

План лекции:

1. Задачи курса «Педагогика» (История образования и педагогической мысли). Объект, предмет, задачи, хронология истории педагогики. Общие вопросы методологии историко-педагогических исследований.

2. Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества. Зарождение организованных форм обучения и воспитания. Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытнообщинного строя.

3. Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций. Школа и воспитание в Месопотамии.

Внеаудиторная самостоятельная работа: 7 часов.

1. Становление педагогических традиций в цивилизациях Древнего Востока:

· Школа и воспитание в Древнем Египте.

· Школа и воспитание в Древней Индии.

· Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.

Литература:

Основная: 2,5,8,9,10.

Дополнительные пособия: 7,15,21,30,54.

Тема 2. Воспитание и школа в античном мире.

Просвещение и педагогическая мысль в Византии.

Лекции: 2 часа. Семинарские занятия: 2 часа.

Внеаудиторная самостоятельная работа: 4 часа.

План лекции:

1. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.

2. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

3. Зарождение христианкой традиции воспитания.

4. Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии.

Семинарское занятие

1. Просвещение в эпоху эллинизма (3-1вв. до н.э.)

2. Зарождение педагогической теории в трудах древнегреческих философов.

3. Традиции воспитания и обучения в Древнем Риме.

4. Воспитание и образование в Византии.

5. Развитие педагогической теории в трудах Климента Александрийского, Василия Кессарийского, Иоанна Златоуста, Михаила Пселла, патриарха Фотия.

Внеаудиторная самостоятельная работа: 3 часа.

1. Ответьте на вопросы:

· Каковы источники древнегреческой культуры?

· Каковы общие идеи философов Древней Греции?

· Назовите общекультурные традиции греческих полисов?

· В чем смысл Византийско-православной традиция обучения и воспитания?

2. Составьте кроссворд по историко - педагогической тематике, включив в него не менее 10-15 слов.

Литература:

Основная: 3,5,8,9,10,12.

Дополнительные пособия: 9,15,21,22,30,54.

Наши рекомендации