Внеаудиторная самостоятельная работа: 3 часа
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Педагогический факультет
Кафедра теории и истории педагогики
Учебно-методический комплекс
Учебной дисциплины
Педагогика (История образования и педагогической мысли)
ООП [Направление 050100 «Педагогическое образование»
Профиль подготовки – Начальное образование.
Начальное образование, дополнительный профиль – иностранный язык
Квалификация (степень) - бакалавр]
Факультет [педагогический]
Курс [1 курс], семестр [1 семестр]
Форма обучения [очная]
Москва, 2012
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Педагогический факультет
Кафедра теории и истории педагогики
Учебно-методический комплекс
Учебной дисциплины
Педагогика (История образования и педагогической мысли)
Часть II. Методические рекомендации
и план освоения учебной дисциплины
Форма обучения [очная]
Общая трудоемкость дисциплины [108 часов, 3 кредита]
Лекции [20 часов]
Семинары / практические занятия [18 часов]
Самостоятельная работа [43 часа]
Экзамен [1 семестр]
Москва, 2012
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры ………………………………………………….. протокол № …., от ………..;
Заведующий кафедрой: (подпись) Данилюк А.Я.
Составитель: (подпись) Павлова Н.П.
Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины
Описание учебно-методического комплекса
Методические рекомендации и план изучения данного курса составлены в соответствии с учебной программой дисциплины «Педагогика». Содержат виды учебной работы и их трудоемкость, тематический план учебной дисциплины, вопросы для изучения и формы обучения по каждой теме с их конкретным содержанием, примерную тематику творческих работ, требования и примерные вопросы к экзамену, список рекомендуемой литературы.
Виды учебной работы и их трудоемкость
«Педагогика» изучается в 1 семестре в объеме 108 часов (3 кредита); из них 38 часов аудиторных занятий: 20 часов лекций и 18 часов семинарских занятий, 43 часа отводится на внеаудиторную самостоятельную работу. Изучение курса заканчивается экзаменом.
План учебной дисциплины
Тема | Лекции | Семинарские занятия | Сам. работа |
Тема 1: История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. | - | ||
Тема 2. Воспитание и школа в античном мире. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. | |||
Тема 3. Воспитание школа и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века и эпоху Возрождения. | |||
Тема 4. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17-18 вв. Теория и практика воспитания эпохи Просвещения. | |||
Тема 5. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы в 19 в. Реформаторская педагогика конца 19 - 20 вв. | |||
Тема 6. Воспитание и обучение в Древней Руси и Русском государстве. | |||
Тема 7. Развитие образования в России в 18 веке. | |||
Тема 8. Школа и педагогическая мысль в России в 19 начале 20 веках. | |||
Тема 9.Отечественная школа и педагогика после 1917 г. | |||
Тема 10. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. | |||
Всего: |
Тематический план освоения учебной дисциплины
Тема 1: История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
Лекции: 2 часа. Внеаудиторная самостоятельная работа: 7 часов.
План лекции:
1. Задачи курса «Педагогика» (История образования и педагогической мысли). Объект, предмет, задачи, хронология истории педагогики. Общие вопросы методологии историко-педагогических исследований.
2. Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества. Зарождение организованных форм обучения и воспитания. Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытнообщинного строя.
3. Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций. Школа и воспитание в Месопотамии.
Внеаудиторная самостоятельная работа: 7 часов.
1. Становление педагогических традиций в цивилизациях Древнего Востока:
· Школа и воспитание в Древнем Египте.
· Школа и воспитание в Древней Индии.
· Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.
Литература:
Основная: 2,5,8,9,10.
Дополнительные пособия: 7,15,21,30,54.
Тема 2. Воспитание и школа в античном мире.
Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
Лекции: 2 часа. Семинарские занятия: 2 часа.
Внеаудиторная самостоятельная работа: 4 часа.
План лекции:
1. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.
2. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.
3. Зарождение христианкой традиции воспитания.
4. Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии.
Семинарское занятие
1. Просвещение в эпоху эллинизма (3-1вв. до н.э.)
2. Зарождение педагогической теории в трудах древнегреческих философов.
3. Традиции воспитания и обучения в Древнем Риме.
4. Воспитание и образование в Византии.
5. Развитие педагогической теории в трудах Климента Александрийского, Василия Кессарийского, Иоанна Златоуста, Михаила Пселла, патриарха Фотия.
Внеаудиторная самостоятельная работа: 3 часа.
1. Ответьте на вопросы:
· Каковы источники древнегреческой культуры?
· Каковы общие идеи философов Древней Греции?
· Назовите общекультурные традиции греческих полисов?
· В чем смысл Византийско-православной традиция обучения и воспитания?
2. Составьте кроссворд по историко - педагогической тематике, включив в него не менее 10-15 слов.
Литература:
Основная: 3,5,8,9,10,12.
Дополнительные пособия: 9,15,21,22,30,54.