У обучающегося (в русле ФГОС)
Описание нового образовательного результата, сформированного
В настоящее время в системе образования реализуются новые Федеральные Государственные Стандарты. Ребёнок в старшем дошкольном возрасте достаточно хорошо владеет устной речью, составляет рассказы, пересказывает их; может использовать речь для выражения своих мыслей, желаний, чувств, а именно использует в общении с взрослыми и сверстниками диалог и монолог; составляет описательные рассказы по картине, по игрушкам, по предметам, по представлению;
Ребёнок может выделять звуки в словах, например, в дидактических играх «Назови одним словом», «Назови гласные звуки», «Цепочка слов»; «Какой звук заблудился»; ребёнок может выражать свои мысли, а именно при общении со сверстниками и взрослыми; ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в общении: задаёт вопросы, предлагает поговорить на какую-нибудь тему, а именно: спрашивает о чём-то взрослых, детей, что-то рассказывает взрослым, детям, предлагает детям поиграть в дидактическую
игру, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Формирование первичных представлений по формированию звуковой
аналитико-синтетической активности представляет собой систему
педагогической деятельности, которая включает в себя разнообразные формы, методы и приёмы, которые я использую в своей работе в старшей группе и которые взаимосвязаны между собой.
Образовательные задачи решаются в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьёй.
Преобразование в образовательном процессе требует изменение в средствах обучения и воспитания: развивающие игры, игровые пособия, конструкторы, наборы для детского творчества, развивающие компьютерные игры, мультимедийные презентации, рабочие тетради на печатной основе. Работа проводится в несколько этапов.
Вместе с детьми подбираем пособия, материалы.
Начинаю работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим я формирую у детей тональное звукоразличение, или шумовое восприятие, где дети слушают звучание разных музыкальных инструментов.
На этом этапе даю детям понятие звук. Предлагаю детям такие дидактические игры «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Кто сказал?», «Громко-тихо», в которых дети находят звуки в слове, выделяют слова из предложения.
Предлагаю детям словесные игры «Придумай предложение», «Составь предложение из 3 слов», где дети придумывают разные из нескольких слов предложения.
Дальше знакомлю детей со слогами, с ударным слогом. Дети определяют количество слогов через хлопки, шаги, приседания.
Предлагаю детям такие игры «Овощи», где дети рассматривают картинки и делят на слоги слова-овощи.
Использую в работе с детьми во всех режимных моментах такое пособие, как «Звуковые часы», которое предназначено и для определения
слогов, названия слов, нахождения ударного слога. На круге из картона по краю приклеиваются разные картинки, а в середине стрелочка, детям даётся какое-то задание, они его выполняют.
Провожу НОД на тему «В королевстве звуков», где дети в игровой форме, в форме путешествия делили слова на слоги, по схемам находили звуки, ударные звуки, придумывали предложения. НОД направлена на итоговое закрепление с детьми понятия: звуки, слова, предложения, деление слов на слоги, нахождение ударных гласных.
Провожу с детьми дидактические игры, как в нод, так и во всех режимных моментах.
Дети играют в сюжетно-ролевые игры «Школа», «На уроке в школе», где в играх дети используют картинки, схемы, звуковые линейки для закрепления пройденного материала. Распределяют между собой роли: кто-то даёт задания (учитель), остальные его выполняют.
К своей работе с детьми привлекаю родителей:
Предлагаю родителям папки-передвижки «Обучение грамоте»; «Игры по звуковой культуре речи», с целью ознакомления родителей по данной теме.
Проводим практикумы по данной теме;
Выставляю пособия, материалы, литературу,для того, чтобы родители наглядно увидели то, чем мы пользуемся во всех режимных моментах, чтобы изготовили что-то ещё и принесли нам в подарок.
Совместно с родителями проводим мастер-классы, где рассказываю родителям об играх, их изготовлении, правилах игры, чтобы родители вместе с детьми дома изготовили игры и поиграли в эти игры.
Провожу консультации для родителей «Развитие связной речи», «Обучение детей грамоте», где рассказываю родителям, как дома закрепить пройденный материал.
Провожу родительские собрания по данной теме, рассказываю
родителям, чем и как занимаемся мы с детьми по этой теме.
Оформляем информационные стенды,для дополнения имеющейся у родителей информации.
Смотры-конкурсы. С целью ознакомления родителей с задачами, целями обучения детей грамоте.
Приглашаем на родительские собрания учителей начальных классов, логопедов, чтобы они рассказали со своей точки зрения о этой теме.
Планирую свою работу в тесной взаимосвязи с учителями, логопедом.
Провожу мониторинг, с целью оценки индивидуального развития ребёнка, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Провожу наблюдения за ребёнком.
Использую элементы методик:
- «Программа воспитания и обучения детей старшей группы» под редакцией М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой;
- Книгу О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет»
- Книгу В.В.Гербова «Развитие речи детей старшей группы»;
- Книгу М.П.Злобенко, О.Н.Ерофеева, И.В.Морозова, Э.П.Мишуткина «Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста».
-Диагностическую тетрадь О.Н.Сомковой, З.В.Будаковой, И.В.Яблоновской «Путешествие по стране правильной речи», потому что в них для дошкольников в доступной форме всё рассказано и показано и они рекомендованы авторами программы, по которым мы работаем.
Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые:
- Проведение мастер-классов, тренингов, семинаров, круглых столов;
- Проведение мотодобъединений по подготовке детей обучению грамоте;
- Проведение взаимопосещений;
- Пройти обучение по системе работы по ознакомлению детей аналитико-синтетической активности;
- Обмен между ДОУ и школой, психолого-педагогическим центром.
Научно-методические:
- Разработка методических пособий, наглядности по обучению детей грамоте;
- Изготовление пособий и материалов для родителей, с целью их ознакомления.
Материально-технические:
- Обогащение предметно-развивающей среды в группе: настольные игры; настольно-дидактические игры;
- Создание плакатов по обучению детей аналитико-синтетической активности;
- Дополнение сюжетно-ролевой игры «Школа»;
- Обеспечение компьютерами, ноутбуками, интерактивными досками; мультимедийными системами, пособиями «Загрузим поезд».
Нормативно-правовые:
- Заключить договор с психолого-педагогическим центром;
- Пригласить специалистов (психолога, логопеда, учителя) на родительское собрание;
- Ознакомить родителей с Уставом ДОУ;
Информационные:
- Получение информаций из средств массовой информации;
- Через интернет-ресурсы;
- Чтение научной литературы, энциклопедий;
- Статьи в газету по обучению детей грамоте.
Организационные:
- Пригласить для беседы логопеда; педагога-психолога;
- Итоговая НОД по обучению грамоте;
В дошкольном возрасте формируются такие ключевые для сегодняшнего дня качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ.
Из выше сказанного возникает необходимость создания тематических, мультимедийных пособий, таких, например, «Загрузим поезд», использование рабочих тетрадей на печатной основе, разнообразных схем, модулей.