Младенец отзывается на знакомую мелодию
Четырнадцать или пятнадцать лет назад в городе Уеда, провинция Синею, произошел следующий эпизод.
Преподаватели нашей школы воспитания талантов собрались как-то в гостях у одного знакомого и вели непринужденную беседу. В это время в комнату вошли дети двух наших учителей, госпожи Симады и госпожи Киути, держа в руках маленькие скрипочки. «Ну что, послушаем музыку?» — предложил кто-то. Как обычно, дети с радостью дали для нас концерт. Прямо передо мной сидела госпожа Киути с младенцем на руках. Я поинтересовался его возрастом, и мне сказали, что это девочка по имени Хироми и что ей пять месяцев. Ее старшая сестра Ацуми, которой уже исполнилось шесть лет, ежедневно упражнялась на скрипке, играя концерт Вивальди ля-минор, а также постоянно слушала пластинку с этой записью. Таким образом, Хироми чуть ли не с первого дня жизни ежедневно слышала эту музыку. Мне стало любопытно узнать, какой эффект она производит на пятимесячного младенца. Я встал, взял скрипку и заиграл менуэт Баха. Играя, я не отрывал глаз от лица Хироми. Эта малышка уже хорошо была знакома со звуками скрипки. Она внимательно смотрела на меня, слушая незнакомую для
себя музыку. Но потом я переключился на менуэт из концерта Вивальди ля-минор, который она постоянно слышала дома. И не успел я сыграть первые такты, как произошла удивительная вещь.
Выражение лица Хироми внезапно изменилось. Она улыбнулась и повернула свое радостное личико к матери, которая держала ее на руках. Было совершенно очевидно, что Хироми хочет сказать матери: «Слышишь? Это моя музыка». Затем она снова повернулась ко мне и начала раскачиваться в такт музыке. Ребенок, которому исполнилось всего пять месяцев, уже знал мелодию из концерта Вивальди ля-минор! Таким образом, можно сказать, что грудной младенец проявляет непроизвольный интерес ко всему, что он видит и слышит. Именно так и закладываются основы личности.
И это должно нас настораживать. Ведь он может впитывать в себя не только слова и музыку, но и вообще все подряд — и хорошее, и плохое.
Спустя четыре года на большом концерте в Мацумото на сцене стояли 150 детей с маленькими скрипочками. Они играли концерт Вивальди ля-минор.
— Кто эта девочка в первом ряду посередине? — спросил я. Она вкладывала в игру все свое сердце и душу и завороженно покачивалась в такт музыке.
Взращенные с любовью |
Взращенные с любовью |
— Это Хироми Киути из Уеды.
Это была она. Я сразу же вспомнил пятимесячного младенца, который так искренне радовался этой музыке. Естественное развитие способностей дало свои плоды.
Дети — это продукт тренировки и окружающей среды
Через десять лет я получил от Хироми письмо, к которому были приложены ноты. В то время она уже училась в школе. «Дорогой профессор, — сообщала мне она, — я написала стихи и сочинила на них музыку. У нас среди учащихся проводился национальный конкурс на лучшую песню. Мою песню отобрали для конкурса, и она заняла первое место».
Нужны немалые творческие способности, чтобы сочинять стихи и писать музыку. Вспоминая крошечную девочку на руках у матери, слушающую концерт Вивальди и радостно раскачивающуюся всем телом в такт музыке, я лишний раз убеждаюсь, что этот талант был воспитан в ней родителями.
Ацуми и Хироми родились совершенно обыкновенными детьми, и им повезло, что у них оказались такие родители.
Личность любого человека, то есть его способности, образ мышления и чувства, форми-
руется и оттачивается в ходе тренировки и под воздействием окружающей среды. Все это отражается на его лице и в глазах и проявляется в характере. Окружающий мир день за днем оставляет отпечаток на нем, определяя шаги, которые человек совершает в жизни. Именно так, незаметно, и складывается его жизненный путь.
Далее я попытаюсь пояснить, каким образом каждый человек решает встающий перед ним вопрос: как пройти этот жизненный путь? Но сейчас мне хотелось бы поговорить на другую тему, которая меня волнует: как воспитывать детей.
Талант не наследуется
Первый месяц в жизни соловья определяет всю его дальнейшую судьбу...
Я всегда полагал, что несравненные соловьиные песни представляют собой инстинкт или унаследованные способности. Однако это не так. Соловьев, живущих в домашних условиях, забирают по весне еще неоперившимися птенцами. Как только он немного привыкают к неволе и начинают брать корм у людей, к ним подсаживают «учителя», который целый день выводит свои трели. В течение месяца птенцы прислушиваются к нему и усваивают его навыки. Такой метод используется в Японии с древности. Это тоже своего рода «воспитание талантов». Старшая птица
Взращенные с любовью |
Взращенные с любовью |
играет роль учителя для птенцов. Существуют и другие способы тренировки, но главным остается хороший учитель на протяжении первого месяца. Каким певцом окажется птица в дальнейшем, определяется в первый месяц ее жизни. И здесь не играет никакой роли, с хорошими или плохими способностями родился тот или иной птенец. Даже если рассматривать только соловьев, мы видим чудесный пример приспособления к окружающей среде. Если есть хороший учитель, то птенец в ходе своего развития воспринимает его опыт и начинает петь так же красиво. Однако если подсадить к учителю птицу, выросшую в дикой природе, то, как показывает многовековой опыт, ничего подобного не происходит. Таков закон природы. Разве этот пример с соловьями не служит для нас ценным намеком в плане развития человеческих потенциалов?
Лично я в этом глубоко уверен и поэтому ради будущего наших детей прилагаю все усилия, чтобы оказать на них положительное влияние в самом раннем возрасте.