Основные категории педагогики. Категория – научное понятие, отражающее широкое научное обобщение

Категория – научное понятие, отражающее широкое научное обобщение.

Частные категории:

ЗУН – знание умение навыки.

Форма – обучение и воспитание

Вид – обучение или воспитание и т.д.

Метод – технология воспитания.

Основные категории педагогики:

- Воспитание – В широком смысле – передача от всего старшего поколения в обществе всему младшему накопленного духовного опыта (всевозможные знания, умения, навыки, которые позволяют обществу двигаться вперед; Способ мышления). Этот процесс необходим. С изменением общественно-экономических отношений всегда меняется тип воспитания. Воспитание имеет классовый характер.

В узком социальном смысле – целенаправленное воздействие на личность со стороны общественных институтов. Социальные институты формируют у человека совершенно определенный взгляд на мир, конкретные знания (нужные убеждения), формирует нравственные ценности и таким образом готовит к жизни в этом обществе.

В широком педагогическом смысле воспитание – специально организованное, целенаправленное, управляемое, контролируемое воздействие.

В узком педагогическом смысле – воспитание межличностного взаимодействие, направленное на решение конкретных проблем воспитанников.

- Обучение – специально организованный процесс взаимодействие учителей и учеников, в ходе которых ученики усваивают (присваивают себе ЗУН), формируют мировоззрение, развивают умственные силы, углубляют свой интеллектуальный потенциал в соответствии заданной цели. Главное в обучение – двухстороннее общение.

Частные: 1. Преподавание – передача учителем ЗУН.

2. Учение – деятельность ученика направленное на усвоение знаний.

Знание – представление человека об окружающем его мире. Знания систематизированные и усвоенные в виде фактов, представлений, понятий, законов и закономерностей конкретных наук.

Умение – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практически и теоретические действия.

Навыки – действие, доведенное до автоматизма многократным повторением. Задача школы: как можно больше умений перевести в навык.

- Образование –образование, как процесс предполагает получение определенного объема знаний в системе учебно-воспитательных учреждений. Образование, как результат, предполагает объем систематизированных ЗУН, которыми уже овладел обучаемый.

1. В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают: начальное, среднее, высшее образование.

2. В зависимости от содержания и направленности обучение выделяют: общее, профессиональное и политехническое образование.

Общее – формирует материалистическое мировоззрение.

Профессиональное – готовит функцию работников.

Политехническое – знакомит с основами современного производства и вырабатывает навыки обращения с элементарными орудиями труда, применяемые в быту и повседневной жизни.

Типы образовательных учреждений:

По организационно правовым формам: государственные(федеральные) и негосударственные (могут быть основаны частными, общественными, религиозными организациями).

По характеру реализуемых программ: дошкольные, общеобразовательные (школы, гимназии, лицеи), профессиональные (начальное, среднее, высшее учебные заведения), дополнительные (музыкальные и др. школы), специальные (коррекционные), учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Гимназия создается для подготовки широко образованных интилигентных личностей, готовых к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Предполагает глубокую гуманитарную базу с обязательным обучением не менее двух иностранных языков.

Лицей образуется на базе ВУЗ-а и готовит к поступлению в определенный ВУЗ за счет ранней квалификации и углубленного изучения отдельных предметов.

Способы получения образования : Контактный (очная форма, очно-заочная – вечерняя, заочная, дистанционное обучение), дистантная (семейное, все виды самообразования, экстернат).

Документы:

1. образовательная программа – определяющий содержание обучение определенного уровня и направленности.

2. ФГОС – основной нормативный документ для любого преподавателя, определяет нижнюю границу полученных знаний.

Каждое учебное заведение должно быть аккредитовано, иметь лицензию и пройти аттестацию. Аккредитация – процедура подтверждения государственного статуса учебного заведения. Лицензия – разрешение для образовательной деятельности. Аттестация – определение уровня знаний учащихся, квалификации работников.

- Формирование –процесс становления человека, как социального существа под воздействием множества факторов (экологических, экономических, биологических). Сформированный человек демонстрирует определенный уровень достижения зрелости.

- Развитие –процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Под развитием понимают постоянный непрекращающийся переход из одного состояния в другое, изменение от простого к сложному. В развитии подразделяют несколько аспектов:

Возраст/аспект Физиологический Психологический социальный
7 лет Рост, вес, развитие опорно-двигательного аппарата, работа мозга, сердечно-сосудестой системы, иммунитет, гормональное созревание Мышление, память, внимание, чувство, воля, воображение Окружающие, значимые люди, характер проблем, типы конфликтов, автономность, адаптация
       
       
       

- Социализация

Наши рекомендации