Соотношение типов воспитания и типов личности
Диагностические критерии специфических расстройств личности
(по МКБ – 10)
А. Внутренние переживания и поведение индивидуума в целом существенно и постоянно отличаются от культурно принятого диапазона (нормы). Такое отклонение должно проявляться более чем в одной из следующих сфер:
1. Когнитивная сфера (т.е. характер восприятия и интерпретации предметов, людей и событий);
2. Эмоциональность (диапазон, интенсивность и адекватность эмоциональных реакций);
3. Контролирование влечений и удовлетворение потребностей;
4. Отношения с другими и манера решения интерперсональных ситуаций.
Б. Недостаточная адаптивность или другие дисфункциональные особенности, обнаруживающиеся в широком диапазоне личностных и социальных ситуаций (т.е. не ограничиваются одним «пусковым механизмом» или ситуацией).
В. В связи с поведением, отмеченным в пункте Б, отмечается личностный дистресс или неблагоприятное воздействие на социальное окружение.
Г. Отклонение является стабильным и длительным, начинаясь в старшем детском или подростковом возрасте.
Д. Отклонение не может быть объяснено как проявление или последствие других психических расстройств зрелого возраста.
Е. В качестве возможной причины отклонения должны быть исключены органические заболевания мозга, травмы или дисфункция мозга.
Распространенность:
По данным Г.Каплан и Б.Седок (1998) распространенность расстройств личности в населении варьирует от 6% до 9%. Психопатии чаще наблюдаются среди городского населения и в группах с низким социально-экономическим статусом. Соотношение мужчин и женщин 2:1. У последних чаще наблюдаются истерический и зависимый типы психопатии, а у мужчин – диссоциальный и обсессивно-компульсивный.
Этиология и патогенез психопатий:
По мнению Г.Е.Сухаревой (1959) для развития психопатии необходимо сочетание факторов, вызывающих врожденную или рано приобретенную недостаточность нервной системы, неблагополучие социальной среды и отсутствие корригирующих влияний при воспитании ребенка.
Врожденная или рано приобретенная биологическая недостаточность нервной системы определяет лишь основные, структурные особенности данной дисгармонической личности, только тенденции к определенному типу реагирования, тогда как актуализация этих тенденций зависит от социальной среды и воспитания. Даже при конституциональных «ядерных» психопатиях никогда нельзя доказать, что патологическая наследственность – единственный фактор, обуславливающий психопатию.
Факторы, вызывающие биологическую неполноценность нервной системы:
1. Патологическая наследственность (отягощенность психопатиями, психическими заболеваниями).
2. Инфекции общие и мозговые, действующие внутриутробно или в раннем детском возрасте.
3. Черепно-мозговые травмы (внутриутробная, родовая и полученная в первые годы жизни).
4. Токсические факторы (действие на плод алкоголя и других ПАВ, медикаментов, неблагоприятных экологических и производственных факторов).
5. Патология беременности и родов (иммунологическая несовместимость матери и плода, гестозы и др).
6. Соматические заболевания матери в период беременности, сопровождающиеся гипоксией плода и нарушением обмена веществ.
7. Нарушения питания во внутриутробный период и в раннем детском возрасте (дефицит белков, микроэлементов, витаминов).
В разных исследованиях А.Е. Личко, В.Я. Гиндикина, О.В Кербикова было показано, что различные варианты неправильного воспитания способствуют формированию разных типов психопатий (таблица 1).
Таблица 1
СООТНОШЕНИЕ ТИПОВ ВОСПИТАНИЯ И ТИПОВ ЛИЧНОСТИ
(по В.Д.Меделевичу,1999)
Тип воспитания | И | Ш | ЭВ | ПС | А | П | М |
«Кумир семьи» | ++ | - | - | - | - | - | + |
Гиперопека | + | + | + | - | ++ | - | + |
Гипоопека | + | ++ | ++ | - | + | - | + |
Безнадзорность | - | + | + | - | - | - | - |
«Золушка» | - | - | - | - | + | - | - |
«Ежовые рукавицы» | - | + | ++ | + | + | - | + |
Парадоксальная Коммуникация | - | ++ | - | - | - | + | + |
Условные обозначения: Истерический (И), шизоидный (Ш),эпилептоидно-возбудимый (ЭВ), психастенический (ПС), астенический (А), паранойяльный (П), мозаичный (М) типы личностей.
(+ -) – степень влияния особенностей воспитания на формирование соответствующих типов личности.
В зависимости от того, какой этиологический фактор является ведущим при формировании, психопатии делят на:
1. Конституциональные («ядерные») психопатии. Решающую роль в происхождении играет неблагоприятная наследственность. Конституциональные психопатии выявляются даже при самых благоприятных условиях воспитания. Однако степень их тяжести в значительной мере определяется влиянием среды.
2. «Краевые», приобретенные психопатии, «патохарактерологическое формирование». Здесь важнейшими являются неправильное воспитание, дурное влияние окружающей среды.
3. Органические психопатии. Аномалии личности обусловлены в первую очередь действием перинатальных, натальных и ранних (до 3 лет жизни) постнатальных вредностей на формирующийся мозг.
Патогенез психопатии изучен мало. Предполагается, что в основе психопатий лежит патологически сформированный тип высшей нервной деятельности. Г.Е.Сухарева (1959) рассматривала психопатию как дизонтогенез нервной системы и сформулировала предположение о трех основных типах дизонтогенеза, лежащих в основе психопатий: задерженном, искаженном (диспропорциональном) и поврежденном развитии.
Первый тип дизонтогенеза является источником «дисгармонического психического инфантализма», который лежит в основе неустойчивой и истероидной психопатий.
При искаженном развитии отставание в развитии одних структур личности сочетается с ускоренным и чрезмерным развитием других, что составляет патогенетическую основу таких типов психопатий как гипертимный, психастенический, шизоидный (аутичные), эпилептоидный, паранойяльный.
Третий тип аномалии развития характеризуется более грубым органическим дефектом в связи с повреждением головного мозга в течение внутриутробного и раннего постнатального периода. Клиническая картина психопатии этой группы складывается из вида синдромов, характерных для первых двух групп и синдромом органического поражения головного мозга, эндокринными нарушениями, аномалиями строения черепа.
По данным ряда авторов нарушения деятельности мозга при расстройствах личности связаны с дефектами катехоламиновой нейромедиации на уровне синапса и его структурных элементов (Коган Б.М., 1995, Дмитриева Т.Б, 1997).