Методика педагогического процесса урока. 307-357; 408-422

1.традиционная методика

- это такая, в кот. ведущим звеном является учитель.

Дело учителя – избирать методику; требовать от учителя можно только высоких результатов в процессе развития личности.

2.лексическая инструментовка речи учителя

Речь – это форма и средство образ.деят-ти учителя и его проф.взаимодействия с учениками. Важно, как говорит учитель.

3.интонационная инструментовка речи учителя

Интонация, ударение и пауза, дикция и сила голоса – организационно-формирующие факторы, развивающиеся в пед.средства одного явления – учителя.

Интонация: выражает чувства(грусть, радость и т.п.).

Ударение и пауза: единые по результативности факторы и средства.

Дикция и сила голоса – важнейшие коммуникативные инструменты учителя.

4.Пед.мимика (взгляд, движение лица, артикуляция)

ВЗГЛЯД: создает настроение на уроке, регулирует отношения, акцентирует внимание и т.п., при этом интенсифицируя дидактический процесс, заполняя словесные формы познавательным содержанием.

5.Пед. выразительность

Важно выражение лица: мимика, движение мышц лица.

Целевой аспект пед. мастерства – выразительность. Первое условие ее овладения – искренность. Неискренность быстро улавливается учениками.

6.Пед. движение

Умение профессионально перемещаться в пространстве класса- коммуникативный фактор и средство.

Мера движений учителя: равнодействие функций помощи и оптимизации рабочей обстановки класса.

Жестикуляция: не надо размахивать руками! С опытом учитель приобретает умение «девать руки».

Нужно уметь пользоваться всеми этими средствами!

7.Эмоциональная настройка на урок

Т.к. «управляет» на уроке учитель, от него зависит эмоц. Настрой класса.

Учителю важно уметь управлять своим настроением. Привлечение пед.знания в целях эмоц.настройки на урок характеризует его умение. Третий уровень в развитии любого пед. средства – его переход в качество личностного фактора пед. мастерства.

Недопустимость переноса плохого настроения на урок – центральный аспект пед.этики. граница этического минимума – уравновешенная рабочая сосредоточенность.

Ориентирующие принципы в управлении настроением: ценность каждого мгновения детской жизни и переживаний; относительность, скоротечность и изменчивость эмоц.состояний; ценность каждого урока.

8. Речевая форма

- это носитель и передатчик содержания речи учителя; харак-ся стилем построения речи и употребления слов. Содержание речи может оказаться главным формирующим фактором, стать главным пед.средством достижения образ.цели.

· Лекция

· Рассказ

· Беседа

· Дискуссия

· Диалог

9. Методика фронтального взаимодействия на уроке

Фронтальное взаимодействие – универсальная ЧАСТНАЯ пед.методика, применение которой позволяет достигать пед.цели. полное включение всего класса, всей группы учащихся в учебную деятельность, в совершение предметных действий познания, организация соответствующего поведения.

Особенность: активные формирующие процессы усиливаются благодаря постоянной готовности учащихся к предметному взаимодействию с учителем.

Метод фронтального взаимодействия: пед. практика. Обусловлен местом и временем проведения урока.

Фронтальное взаимодействие как пед. прием (в отличие от метода) рассматривается при локальном его применении учителем.

Методика – отражение метода; сложное многофункциональное пед.средство, предназначающееся для достижения комплекса пед.целей, в отличие от многофункцион.средств(?)

10. Прием опоры на знания учащихся

Этот пед.прием заключает 2 функции:1. Активизация внимания учащихся. 2. Дидактическая: закрепления, обобщения и контроля знаний.

11. Прием опоры на активных учащихся

· Снимается монотонность

· Стимулируется активность

· Актуализация учебного материала

· Актуализация внимания всего класса

Но:!! Важно владеть техникой плавного вывода класса из состояния повышенной активности. (нужно выслушивать, постепенно перенося инициативу в разговоре на себя)

12. чувство класса

это личная качественная характеристика профессионализма учителя.

Угасание внимания или активности – сигнал к методической перестройке.

13. Формы внешнего выражения деятельности учителя

Педагогический процесс осуществляется каждым педагогом ежеурочно. Деятельность учителя по внешнему виду - работа творческой мысли, увлеченность, проф. интерес. Увлеченность учителя очень важна. Только она может вызвать у детей ответной чувство. Также важны творческий энтузиазм, вера в важность предмета, активный труд. Необязательно проявлять эти качества на каждом уроке. Хотя, есть учителя-чудаки, любимые учениками. Мастерство учителя предполагает включение всех этих качеств в нужный момент.

14. Инструментовка образа

Учителю сложнее, чем актеру. ему надо уметь быть интересным в одной аудитории в течение длительного времени.

Методообразующие компоненты: доброжелательность, требовательность, ироничность, хорошее настроение, заинтересованность в успехе ученика, непринужденность (встречается редко).

Важно обеспечить атмосферу легкости, комфортного взаимодействия.

Положительное отношение к учителю тут же переносится и на его предмет (как и отрицательное).

Все это со временем ведет к формированию легкости, свободы в общении и чувства собственного достоинства.
Значение: эмоциональная настройка урока очень важна. Ведь положительное отношение к учителю обязательно переносится на предмет, как и отрицательное. Вывод: свой образ надо продумывать.

15. Профильная и уровневая перегруппировка класса

Объект – класс и отд.учащийся. объект обусловливает методику.

Перегруппировка по способностям. Подбор по способностям у нас в школах зависит от обстоятельств. Разный уровень готовности детей в классе приводит к тому, что учитель рассчитывает свою методику на среднего ученика. 2 подхода к перегруппировке:1. Реорганизация состава классов внутри школы. 2. Авторские методики реорганизации обучения с неизменным составом класса.

Профильная перегруппировка. Позволяет повысить результативность. Работает фактор познават. интереса и познават.потребностей. Возникает фактор конкуренции интеллектуальных лидеров.

16. Индивидуализация классно-урочного обучения (ИКУО)

Классно-урочная система обучения характеризуется усредненностью образоват.процесса. ИКУО не = индивид.обучению. сущность методики ИКУО – в неизменности классно-урочной формы деятельности, в усилении индивид.способов продвижения каждого в общей учебной программе.

ИО – индивидуальное продвижение ученика, его инд.путь в овладении общей уч.программой.

Средства:

· содержание учебной работы учащихся.

· Подвижные группы учащихся

· Работа в рамках точно обозначенного времени(важен возможный вариант конкуренции)

Пространственная индивидуализация работы учащихся: изоляция учащихся друг от друга.

Усовершенствованная классная доска- изолир.кабины (про кот.он рассказывал на посл. лекции)

17. Метод игровой инструментовки

Игр.Инструментовка – пед.средство, облегчающее деятельность познания учащихся и снимающее напряжение при макс.плотности урока.

Часто используется в нач.школе.

Наши рекомендации