МОДУЛЬ 4. Материально-техническое оснащение

Минобрнауки россии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра начального образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Педагогика

Семестр

код и наименование направления подготовки (специальности):

Педагогическое образование,

Профиль подготовки начальное образование

очная форма обучения

Составители:

Яковлева Е.В., д.п.н., профессор;

г. Череповец - 2012

Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины.

Рабочая программа учебной дисциплины находится в 715 каб., электронная версия программы в 715 каб.

Выписка из рабочей программы дисциплины

Семестр

Содержание разделов дисциплины

5. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Специфика педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека). Происхождение педагогической деятельности. Педагогическая деятельность в структуре жизнедеятельности человека. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Творчество и стандарт в деятельности учителя. Условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность.

6. Коммуникативная природа педагогической деятельности. Общение как условие педагогической деятельности. Общение как условие взаимопонимания, взаимодействия, совместной деятельности субъектов обучения и воспитания, достижения поставленных педагогических целей. Структура общения. Функции общения. Средства общения (вербальные, невербальные). Значение коммуникативных способностей и умений в профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности. Стили и виды педагогического общения. Индивидуальный стиль общения. Конфликты в образовании и способы их разрешения

7. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Возникновение и исторический генезис профессии учителя. Понятия: профессия, педагог, учитель Спектр педагогических профессий в современном мире. Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе (предпосылки, причины, значение для социокультурного развития общества). Перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях. Понятие профессиональной компетентности в деятельности учителя (сущность, структура, содержание, развитие компетентности). Этика и эстетика педагогической деятельности. Мастерство и техника в профессии педагога.

8. Личностное и профессиональное становление педагога Этапы становления профессиональной деятельности педагога. Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Педагогические способности. Внешние и внутренние условия саморазвития. Источники и пути самообразования педагога. Карьера педагога. Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека. Общая и профессиональная культура педагога. Понятие имиджа. Типология имиджей. Диагностика педагогического имиджа. Педагогическое мастерство и имидж учителя. Технология формирования имиджа учителя. Педагогическая техника в формировании имиджа учителя.

9. Образование как основная сфера педагогической деятельности. Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования. Современная система отечественного образования. Педагогические учебные заведения. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза.

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ: содействие становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра педагогики на основе формирования системы теоретических знаний о сущности педагогического процесса, педагогической деятельности.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (П.Б. 03.), осваивается в 1-2 семестрах.

Для освоения дисциплины «Педагогика» студенты используют знания и умения, компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплин «Психология», «Безопасность жизнедеятельности».

Освоение дисциплины «Педагогика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • о педагогике в системе гуманитарных знаний и наук о человеке;
  • о методологии педагогики и педагогической деятельности;
  • о педагогическом процессе как основной категории педагогики;
  • об образовании как условии цивилизации, культуры и общества;
  • об особенностях дидактики как науки и характеристики обучения как педагогического процесса;
  • ценностно-смысловую природу педагогической деятельности;
  • сущность, виды и функции педагогической деятельности учителя;
  • способы организации педагогической деятельности и педагогического общения с различными субъектами образовательного процесса;
  • пути овладения педагогической деятельностью и пути самосовершенствования учителя.

Уметь:

· актуализировать междисциплинарные знания, способствующих пониманию сущности педагогических явлений;

  • устанавливать преемственные связи между педагогическими дисциплинами;
  • вести диалог по результатам ознакомления с теоретической и методической литературой;
  • знакомиться с опытом работы учителей и результатами современных исследований по актуальным проблемам педагогики;
  • различать знания и умения учителя в зависимости от содержания его деятельности;
  • целенаправленно формировать у себя профессионально-значимые личностные качества;
  • проектировать свой профессиональный образовательный маршрут;
  • планировать пути профессионального самоопределения и самообразования.

Владеть:

· работой с психолого-педагогической литературой;

· работой по поиску информации в системе Интернет;

· учебно-профессиональной деятельностью;

· грамотным использованием в речи вновь усвоенных понятий;

· самооценкой и самоанализом личностных качеств, способностей с позиций эффективности педагогической деятельности;

· организацией общения-сотрудничества с детьми и взрослыми.

МОДУЛЬ 2. Основная учебная литература

Учебники, учебные пособия

1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. – М.: «Академия», 2002 *

2. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. –М.: Педагогическое общество России, 2002 *

3. Никитина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / - М.: «Академия», 2004*

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А. и др. - М.: Школа-Пресс, 2005*

МОДУЛЬ 3. Дополнительная литература, дидактические материалы.

Дополнительная литература

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.

2. Бордовская И.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2000*

3. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе. /Н.Ф.Дик. - Ростов-на-Дону, 2005. *

4. Гребенкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. – Рязань, 2000

5. Ильичева В.А. Педагогическое взаимодействие учителя и младших школьников в процессе обучения: Учеб пособие. - Череповец, ЧГУ, 2003.*

6. Казанская В.Г. Личность учителя и ученика в начальной школе.- СПб.: КАРО, 2004.*

7. Кан – Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990

8. Канн-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995

9. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб пособие. - С.: Академия развития, 2002.

10. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993

11. Материалы к курсу «Введение в педагогическую деятельность: Учебно-методическое пособие / Составитель Васильева Т.П. - Череповец, ГОУ ВПО ЧГУ, 2005.*

12. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-мет. пособие для ст-в педвузов. – М.: Академия, 2004

13. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1990.*

14. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982

15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Собр. сочинений. Т. 1, 1979.

16. Яковлева Е.В. Лекции по курсу: «Основы культуры управления образовательно-воспитательной системой в школе». – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2002 *

17. Национальная доктрина образования в РФ //

· Народное образование. – 2000. - № 2

· Бюллетень Министерства образования РФ. – 1999. - № 11

18. Об образовании: Закон РФ. – М., 2013

Словарно-справочные издания

1. Дик Н.Ф., Иванова Н.. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. – Ростов-на-Дону, 2004

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.–М: Академия,2000 *

3. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 2003

4. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004

5. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: БРЭ, 1999

6. Философский энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М., 1989

Периодические издания по дисциплине

Вестник образования.

Воспитание школьников

Директор школы

Завуч

Завуч начальной школы

Народное образование.

Начальная школа плюс до и после.*

Начальная школа.*

Первое сентября.

Примечание: знаком * в списке помечены источники, имеющиеся в кабинете 720.

МОДУЛЬ 4. Материально-техническое оснащение.

компьютерный класс (827 каб.)

кафедральное мультимедийное оборудование (727)

оборудование для просмотра видеофильмов (720, 727)

Наши рекомендации