МОДУЛЬ 4. Материально-техническое оснащение
Минобрнауки россии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра начального образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Педагогика
Семестр
код и наименование направления подготовки (специальности):
Педагогическое образование,
Профиль подготовки начальное образование
очная форма обучения
Составители:
Яковлева Е.В., д.п.н., профессор;
г. Череповец - 2012
Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины.
Рабочая программа учебной дисциплины находится в 715 каб., электронная версия программы в 715 каб.
Выписка из рабочей программы дисциплины
Семестр
Содержание разделов дисциплины
5. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Специфика педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека). Происхождение педагогической деятельности. Педагогическая деятельность в структуре жизнедеятельности человека. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Творчество и стандарт в деятельности учителя. Условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность.
6. Коммуникативная природа педагогической деятельности. Общение как условие педагогической деятельности. Общение как условие взаимопонимания, взаимодействия, совместной деятельности субъектов обучения и воспитания, достижения поставленных педагогических целей. Структура общения. Функции общения. Средства общения (вербальные, невербальные). Значение коммуникативных способностей и умений в профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности. Стили и виды педагогического общения. Индивидуальный стиль общения. Конфликты в образовании и способы их разрешения
7. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Возникновение и исторический генезис профессии учителя. Понятия: профессия, педагог, учитель Спектр педагогических профессий в современном мире. Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе (предпосылки, причины, значение для социокультурного развития общества). Перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях. Понятие профессиональной компетентности в деятельности учителя (сущность, структура, содержание, развитие компетентности). Этика и эстетика педагогической деятельности. Мастерство и техника в профессии педагога.
8. Личностное и профессиональное становление педагога Этапы становления профессиональной деятельности педагога. Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Педагогические способности. Внешние и внутренние условия саморазвития. Источники и пути самообразования педагога. Карьера педагога. Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека. Общая и профессиональная культура педагога. Понятие имиджа. Типология имиджей. Диагностика педагогического имиджа. Педагогическое мастерство и имидж учителя. Технология формирования имиджа учителя. Педагогическая техника в формировании имиджа учителя.
9. Образование как основная сфера педагогической деятельности. Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования. Современная система отечественного образования. Педагогические учебные заведения. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза.
ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ: содействие становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра педагогики на основе формирования системы теоретических знаний о сущности педагогического процесса, педагогической деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (П.Б. 03.), осваивается в 1-2 семестрах.
Для освоения дисциплины «Педагогика» студенты используют знания и умения, компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплин «Психология», «Безопасность жизнедеятельности».
Освоение дисциплины «Педагогика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- о педагогике в системе гуманитарных знаний и наук о человеке;
- о методологии педагогики и педагогической деятельности;
- о педагогическом процессе как основной категории педагогики;
- об образовании как условии цивилизации, культуры и общества;
- об особенностях дидактики как науки и характеристики обучения как педагогического процесса;
- ценностно-смысловую природу педагогической деятельности;
- сущность, виды и функции педагогической деятельности учителя;
- способы организации педагогической деятельности и педагогического общения с различными субъектами образовательного процесса;
- пути овладения педагогической деятельностью и пути самосовершенствования учителя.
Уметь:
· актуализировать междисциплинарные знания, способствующих пониманию сущности педагогических явлений;
- устанавливать преемственные связи между педагогическими дисциплинами;
- вести диалог по результатам ознакомления с теоретической и методической литературой;
- знакомиться с опытом работы учителей и результатами современных исследований по актуальным проблемам педагогики;
- различать знания и умения учителя в зависимости от содержания его деятельности;
- целенаправленно формировать у себя профессионально-значимые личностные качества;
- проектировать свой профессиональный образовательный маршрут;
- планировать пути профессионального самоопределения и самообразования.
Владеть:
· работой с психолого-педагогической литературой;
· работой по поиску информации в системе Интернет;
· учебно-профессиональной деятельностью;
· грамотным использованием в речи вновь усвоенных понятий;
· самооценкой и самоанализом личностных качеств, способностей с позиций эффективности педагогической деятельности;
· организацией общения-сотрудничества с детьми и взрослыми.
МОДУЛЬ 2. Основная учебная литература
Учебники, учебные пособия
1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. – М.: «Академия», 2002 *
2. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. –М.: Педагогическое общество России, 2002 *
3. Никитина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / - М.: «Академия», 2004*
4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А. и др. - М.: Школа-Пресс, 2005*
МОДУЛЬ 3. Дополнительная литература, дидактические материалы.
Дополнительная литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
2. Бордовская И.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2000*
3. Воспитываем личность. Воспитательная работа в начальной школе. /Н.Ф.Дик. - Ростов-на-Дону, 2005. *
4. Гребенкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. – Рязань, 2000
5. Ильичева В.А. Педагогическое взаимодействие учителя и младших школьников в процессе обучения: Учеб пособие. - Череповец, ЧГУ, 2003.*
6. Казанская В.Г. Личность учителя и ученика в начальной школе.- СПб.: КАРО, 2004.*
7. Кан – Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990
8. Канн-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995
9. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб пособие. - С.: Академия развития, 2002.
10. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993
11. Материалы к курсу «Введение в педагогическую деятельность: Учебно-методическое пособие / Составитель Васильева Т.П. - Череповец, ГОУ ВПО ЧГУ, 2005.*
12. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-мет. пособие для ст-в педвузов. – М.: Академия, 2004
13. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1990.*
14. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982
15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Собр. сочинений. Т. 1, 1979.
16. Яковлева Е.В. Лекции по курсу: «Основы культуры управления образовательно-воспитательной системой в школе». – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2002 *
17. Национальная доктрина образования в РФ //
· Народное образование. – 2000. - № 2
· Бюллетень Министерства образования РФ. – 1999. - № 11
18. Об образовании: Закон РФ. – М., 2013
Словарно-справочные издания
1. Дик Н.Ф., Иванова Н.. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. – Ростов-на-Дону, 2004
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.–М: Академия,2000 *
3. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 2003
4. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004
5. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: БРЭ, 1999
6. Философский энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М., 1989
Периодические издания по дисциплине
Вестник образования.
Воспитание школьников
Директор школы
Завуч
Завуч начальной школы
Народное образование.
Начальная школа плюс до и после.*
Начальная школа.*
Первое сентября.
Примечание: знаком * в списке помечены источники, имеющиеся в кабинете 720.
МОДУЛЬ 4. Материально-техническое оснащение.
компьютерный класс (827 каб.)
кафедральное мультимедийное оборудование (727)
оборудование для просмотра видеофильмов (720, 727)