Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Понятие о фольклоре (терминология, фольклор в широком и узком значениях; главные особенности фольклора: коллективность, устность бытования, вариативность; понятие об импровизаторстве.

2. Роль народных сэсэнов, певцов, сказителей и сказочников в создании, пропаганде и развитии фольклора; познавательное, воспитательное и эстетическое значение фольклора.

3. Древние формы и традиционные жанры башкирского музыкального фольклора. Их жанровая специфика.

4. Обрядовая поэзия башкирского народа. Классификация. Общая характеристика обрядов.

5.Заклинания и заговоры: их сущность, назначение и музыкально-поэтические особенности.

6.Календарные обряды: зимний нардуган, науруз, воронья каша, праздник щавеля, кукушкин чай, сабантуй, летний нардуган, сумбаля, бабье лето, гусиный праздник, праздник забоя скота, валяние войлока, медвежья свадьба.

7.Семейно-бытовой обрядовый фольклор: родинные обряды - из репертуара повитухи, хамаки укачивания, потешки. считалочки, дразнилки, хамаки вызывания дождя, солнца и др.

10.Свадебный обряд - сенляу, свадебные такмаки.

11.Жанровая классификация башкирского музыкального фольклора.

10. Эпические напевы башкирского народа -кубаир (Урал-батыр, Акбузат, Заятуляк и Хыухылу, Алпамыша и Барсынхылу, Мерген и Маянхылу, Идукай и Мурадым, Ек Мерген, Карахакал, Юлай и Салават).

11.Социально-бытовой эпос–иртяк.(Конгур Буга, Акхак кула, Кузыйкурпес и Маянхылу, Алдар и Зухра, Бабсак и Кусяк).

12. Эпос о межродовых взаимоотношениях-

13. Башкирские народные песни. Классификация башкирских народных песен а) по музыкально-стилевым особенностям: озон кюй, кыска кюй, халмак кюй; б) тематическая: исторические и лирические; в) по форме исполнения: вокальная,инструментальная).

15. Исторические песни (песни о родине, песни о крестьянской войне 1773-1775 гг.; песни о Великой Отечественной войне 1812 г.; песни о кантонах и начальниках, песни о дезертирах; песни об армейской службе и военных походах).

16.Лирические песни (песни любовные, песни о женской судьбе, шуточные песни, разные песни).

17.Башкирские народные баиты. Жанровые особенности. Идейно-тематическая направленность. Исторические баиты. Социально-бытовые баиты.

18. Мунажаты как поэтическая форма духовной песни. Тематика, идейная сущность, поэтика и мелодика.

19.. Башкирские народные такмаки (плясовые, игровые, обрядовые, сценические; такмаки айтыша, такмаки-памятки, такмаки-смешинки. Мелодическая структура такмаков.

20. Башкирские народные музыкальные инструменты. Источники изучения музыкальных инструментов. Активно бытующие музыкальные инструменты: курай, кубыз, домбра, кыл-кубыз. Вышедшие из употребления: дыбыл, дунгур, хорнай, шакылдак и др.

21. Башкирские народные сказки (о животных, волшебные, бытовые)

22. Афористические жанры башкирского фольклора (пословицы, поговорки, загадки).

23. Башкирские кубаиры. Классификация. Жанровая специфика.

24. Харнау - древний жанр башкирского музыкального фольклора. И.Салтыков о харнау.

25. Общая характеристика традиционных жанров башкирского музыкального фольклора.

26.Творческая деятельность русского композитора Алябьева, связанная с башкирской музыкой (биографические сведения, «Татарские песни» из 7 мелодий, обработки башкирских песен.

27. Фольклорно-этнографическое движение в России в середине XIX в.(писатель М.Л.Михайлов, писатель-народник Ф.Д.Нефедов).

28. Башкирская народная музыка в творчестве К.Б. Шуберта (струнный квартет «Мое путешествие в киргизские степи» и его финал, основанный на варьировании башкирской плясовой «Перовский»).

29. 3начение деятельности историка-краеведа Р.Г.Игнатьева в башкирском музыкальном фольклоре (определение им основных жанров башкирской народной песни, их характеристика).

30.Собирательская деятельность Г.Х.Еникеева (Собирание материалов совместно с физиком Оводовым,о сборнике «Старинные башкирские и татарские песни»).

31.Собирательская деятельность С.Г.Рыбакова (экспедиции в Зауралье в конце XIX в.).

32. Роль и значение С.Г.Рыбакова в истории башкирского музыкального фольклора. Его труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (1897).

ЗЗ. М.Султанов - первый музыкант-профессионал из мусульманской среды, собиратель башкирского и татарского музыкального фольклора.

34. И.В.Добровольский -издатель песен разных народов в 1 половине XIX в.

35. Путешественники и ученые ХУ111 в. (Лепехин, Паллас, Рынков и др.) - исследователи башкирского края.

36. Козлов И.А. и его значение в истории башкирского музыкального фольклора («Татарская песня» для скрипки и фортепиано.

37. Собиратели и исследователи башкирской народной музыки в 1
половине XX в. (деятельность музыкально-этнографической секции
ГИМН (Эйхенвальд), музыкально-этнографического кабинета при
Ленинградской консерватории (Асафьев и Гиппиус).

38. Творческая деятельность Султана Габяши.

39. Творческая деятельность музыканта-фольклориста И.Салтыкова (статьи «башкирские народные песни», «Харнау», «Башкирские и татарские песни. Их общность и отличия» и др.)

40. Современные фольклористы-музыковеды (Атанова Л.П., Камаев Ф.Х., Сулейманов Р.С., Сальманова Л.К., Кубагушев А., Галина Г.С, Ихтисамов Х.С.).,и их труды. Общая характеристика.

41. Вклад Л.Н.Лебединского в изучение башкирской народной музыки.

42. Фольклористическая деятельность башкирских музыковедов 11
половины XX в. (К.Рахимов, Р.Муртазин, З.Исмагилов, Г.Сулейманов,
Р. Сальманов и др.).

43. Вклад Рыбакова С.Г. в изучение башкирской народной песни.

44. Общая характеристика 8,9 томов «Песни» научного свода «Башкирское народное творчество 2 в 12 томах на русском языке.

45. Общая характеристика свода «Башкирское народное музыкальное искусство» 1-3 тома (Сост. Сулейманов Р.С).

46. Современное состояние башкирского музыкального фольклора.

7.3. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. понятие о фольклоре. Жанровая классификация башкирского музыкального фольклора.

2. Стили и жанры башкирской народной музыки.

3. Роль народных сэсэнов, певцов, сказителей и сказочников в создании, пропаганде и развитии фольклора; познавательное, воспитательное и эстетическое значение фольклора.

4. Древние формы и традиционные жанры башкирского музыкального фольклора. Их жанровая специфика.

5. Обрядовая поэзия башкирского народа. Классификация. Общая характеристика обрядов.

6.Заклинания и заговоры: их сущность, назначение и музыкально-поэтические особенности.

7.Календарные обряды: зимний нардуган, науруз, воронья каша, праздник щавеля, кукушкин чай, сабантуй, летний нардуган, сумбаля, бабье лето, гусиный праздник, праздник забоя скота, валяние войлока, медвежья свадьба.

8.Семейно-бытовой обрядовый фольклор: родинные обряды - из репертуара повитухи, хамаки укачивания, потешки. считалочки, дразнилки, хамаки вызывания дождя, солнца и др.

9. Свадебный обряд - сенляу, свадебные такмаки.

10.Жанровая классификация башкирского музыкального фольклора.

11. Эпические напевы башкирского народа -кубаир (Урал-батыр, Акбузат, Заятуляк и Хыухылу, Алпамыша и Барсынхылу, Мерген и Маянхылу, Идукай и Мурадым, Ек Мерген, Карахакал, Юлай и Салават).

12.Социально-бытовой эпос–иртяк.(Конгур Буга, Акхак кула, Кузыйкурпес и Маянхылу, Алдар и Зухра, Бабсак и Кусяк).

13. Эпос о межродовых взаимоотношениях-

14. Башкирские народные песни. Классификация башкирских народных песен а) по музыкально-стилевым особенностям: озон кюй, кыска кюй, халмак кюй; б) тематическая: исторические и лирические; в) по форме исполнения: вокальная,инструментальная).

15. Исторические песни (песни о родине, песни о крестьянской войне 1773-1775 гг.; песни о Великой Отечественной войне 1812 г.; песни о кантонах и начальниках, песни о дезертирах; песни об армейской службе и военных походах).

16.Лирические песни (песни любовные, песни о женской судьбе, шуточные песни, разные песни).

17.Башкирские народные баиты. Жанровые особенности. Идейно-тематическая направленность. Исторические баиты. Социально-бытовые баиты.

18. Мунажаты как поэтическая форма духовной песни. Тематика, идейная сущность, поэтика и мелодика.

19.. Башкирские народные такмаки (плясовые, игровые, обрядовые, сценические; такмаки айтыша, такмаки-памятки, такмаки-смешинки. Мелодическая структура такмаков.

20. Башкирские народные музыкальные инструменты. Источники изучения музыкальных инструментов. Активно бытующие музыкальные инструменты: курай, кубыз, домбра, кыл-кубыз. Вышедшие из употребления: дыбыл, дунгур, хорнай, шакылдак и др.

21. Башкирские народные сказки (о животных, волшебные, бытовые)

22. Афористические жанры башкирского фольклора (пословицы, поговорки, загадки).

23. Башкирские кубаиры. Классификация. Жанровая специфика.

24. Харнау - древний жанр башкирского музыкального фольклора. И.Салтыков о харнау.

25. Общая характеристика традиционных жанров башкирского музыкального фольклора.

26.Творческая деятельность русского композитора Алябьева, связанная с башкирской музыкой (биографические сведения, «Татарские песни» из 7 мелодий, обработки башкирских песен.

27. Фольклорно-этнографическое движение в России в середине XIX в.(писатель М.Л.Михайлов, писатель-народник Ф.Д.Нефедов).

28. Башкирская народная музыка в творчестве К.Б. Шуберта (струнный квартет «Мое путешествие в киргизские степи» и его финал, основанный на варьировании башкирской плясовой «Перовский»).

29. 3начение деятельности историка-краеведа Р.Г.Игнатьева в башкирском музыкальном фольклоре (определение им основных жанров башкирской народной песни, их характеристика).

30.Собирательская деятельность Г.Х.Еникеева (Собирание материалов совместно с физиком Оводовым,о сборнике «Старинные башкирские и татарские песни»).

31.Собирательская деятельность С.Г.Рыбакова (экспедиции в Зауралье в конце XIX в.).

32. Роль и значение С.Г.Рыбакова в истории башкирского музыкального фольклора. Его труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (1897).

33. М.Султанов - первый музыкант-профессионал из мусульманской среды, собиратель башкирского и татарского музыкального фольклора.

34.И.В.Добровольский –издатель песен разных народов в 1 половине XIX в.

35.Путешественники и ученые ХУ111 в. (Лепехин, Паллас, Рынков и др.) - исследователи башкирского края.

36. Козлов И.А. и его значение в истории башкирского музыкального фольклора («Татарская песня» для скрипки и фортепиано.

37. Собиратели и исследователи башкирской народной музыки в 1
половине XX в. (деятельность музыкально-этнографической секции
ГИМН (Эйхенвальд), музыкально-этнографического кабинета при
Ленинградской консерватории (Асафьев и Гиппиус).

38. Творческая деятельность Султана Габяши.

39.Творческая деятельность музыканта-фольклориста И.Салтыкова (статьи «башкирские народные песни», «Харнау», «Башкирские и татарские песни. Их общность и отличия» и др.)

40.Современные фольклористы-музыковеды (Атанова Л.П., Камаев Ф.Х., Сулейманов Р.С., Сальманова Л.К., Кубагушев А., Галина Г.С, Ихтисамов Х.С.).,и их труды. Общая характеристика.

41. Вклад Л.Н.Лебединского в изучение башкирской народной музыки.

42. Фольклористическая деятельность башкирских музыковедов 11
половины XX в. (К.Рахимов, Р.Муртазин, З.Исмагилов, Г.Сулейманов,
Р. Сальманов и др.).

43. Вклад Рыбакова С.Г. в изучение башкирской народной песни.

44. Общая характеристика 8,9 томов «Песни» научного свода «Башкирское народное творчество 2 в 12 томах на русском языке.

45. Общая характеристика свода «Башкирское народное музыкальное искусство» 1-3 тома (Сост. Сулейманов Р.С).

46. Современное состояние башкирского музыкального фольклора.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030700 - Музыкальное образование

Программу составила:

   

Зиннурова А.С. – кандидат педагогических наук, профессор кафедры СП, ХД и МО БГПУ им. М. Акмуллы

Программа одобрена на заседании кафедры от ___________г., протокол №.__

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

дисциплиныБашкирский музыкальный фольклор

направление (специальность) Музыкальное образование

Курс 3,4 семестр 5,6,7

Наши рекомендации