Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие о фольклоре (терминология, фольклор в широком и узком значениях; главные особенности фольклора: коллективность, устность бытования, вариативность; понятие об импровизаторстве.
2. Роль народных сэсэнов, певцов, сказителей и сказочников в создании, пропаганде и развитии фольклора; познавательное, воспитательное и эстетическое значение фольклора.
3. Древние формы и традиционные жанры башкирского музыкального фольклора. Их жанровая специфика.
4. Обрядовая поэзия башкирского народа. Классификация. Общая характеристика обрядов.
5.Заклинания и заговоры: их сущность, назначение и музыкально-поэтические особенности.
6.Календарные обряды: зимний нардуган, науруз, воронья каша, праздник щавеля, кукушкин чай, сабантуй, летний нардуган, сумбаля, бабье лето, гусиный праздник, праздник забоя скота, валяние войлока, медвежья свадьба.
7.Семейно-бытовой обрядовый фольклор: родинные обряды - из репертуара повитухи, хамаки укачивания, потешки. считалочки, дразнилки, хамаки вызывания дождя, солнца и др.
10.Свадебный обряд - сенляу, свадебные такмаки.
11.Жанровая классификация башкирского музыкального фольклора.
10. Эпические напевы башкирского народа -кубаир (Урал-батыр, Акбузат, Заятуляк и Хыухылу, Алпамыша и Барсынхылу, Мерген и Маянхылу, Идукай и Мурадым, Ек Мерген, Карахакал, Юлай и Салават).
11.Социально-бытовой эпос–иртяк.(Конгур Буга, Акхак кула, Кузыйкурпес и Маянхылу, Алдар и Зухра, Бабсак и Кусяк).
12. Эпос о межродовых взаимоотношениях-
13. Башкирские народные песни. Классификация башкирских народных песен а) по музыкально-стилевым особенностям: озон кюй, кыска кюй, халмак кюй; б) тематическая: исторические и лирические; в) по форме исполнения: вокальная,инструментальная).
15. Исторические песни (песни о родине, песни о крестьянской войне 1773-1775 гг.; песни о Великой Отечественной войне 1812 г.; песни о кантонах и начальниках, песни о дезертирах; песни об армейской службе и военных походах).
16.Лирические песни (песни любовные, песни о женской судьбе, шуточные песни, разные песни).
17.Башкирские народные баиты. Жанровые особенности. Идейно-тематическая направленность. Исторические баиты. Социально-бытовые баиты.
18. Мунажаты как поэтическая форма духовной песни. Тематика, идейная сущность, поэтика и мелодика.
19.. Башкирские народные такмаки (плясовые, игровые, обрядовые, сценические; такмаки айтыша, такмаки-памятки, такмаки-смешинки. Мелодическая структура такмаков.
20. Башкирские народные музыкальные инструменты. Источники изучения музыкальных инструментов. Активно бытующие музыкальные инструменты: курай, кубыз, домбра, кыл-кубыз. Вышедшие из употребления: дыбыл, дунгур, хорнай, шакылдак и др.
21. Башкирские народные сказки (о животных, волшебные, бытовые)
22. Афористические жанры башкирского фольклора (пословицы, поговорки, загадки).
23. Башкирские кубаиры. Классификация. Жанровая специфика.
24. Харнау - древний жанр башкирского музыкального фольклора. И.Салтыков о харнау.
25. Общая характеристика традиционных жанров башкирского музыкального фольклора.
26.Творческая деятельность русского композитора Алябьева, связанная с башкирской музыкой (биографические сведения, «Татарские песни» из 7 мелодий, обработки башкирских песен.
27. Фольклорно-этнографическое движение в России в середине XIX в.(писатель М.Л.Михайлов, писатель-народник Ф.Д.Нефедов).
28. Башкирская народная музыка в творчестве К.Б. Шуберта (струнный квартет «Мое путешествие в киргизские степи» и его финал, основанный на варьировании башкирской плясовой «Перовский»).
29. 3начение деятельности историка-краеведа Р.Г.Игнатьева в башкирском музыкальном фольклоре (определение им основных жанров башкирской народной песни, их характеристика).
30.Собирательская деятельность Г.Х.Еникеева (Собирание материалов совместно с физиком Оводовым,о сборнике «Старинные башкирские и татарские песни»).
31.Собирательская деятельность С.Г.Рыбакова (экспедиции в Зауралье в конце XIX в.).
32. Роль и значение С.Г.Рыбакова в истории башкирского музыкального фольклора. Его труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (1897).
ЗЗ. М.Султанов - первый музыкант-профессионал из мусульманской среды, собиратель башкирского и татарского музыкального фольклора.
34. И.В.Добровольский -издатель песен разных народов в 1 половине XIX в.
35. Путешественники и ученые ХУ111 в. (Лепехин, Паллас, Рынков и др.) - исследователи башкирского края.
36. Козлов И.А. и его значение в истории башкирского музыкального фольклора («Татарская песня» для скрипки и фортепиано.
37. Собиратели и исследователи башкирской народной музыки в 1
половине XX в. (деятельность музыкально-этнографической секции
ГИМН (Эйхенвальд), музыкально-этнографического кабинета при
Ленинградской консерватории (Асафьев и Гиппиус).
38. Творческая деятельность Султана Габяши.
39. Творческая деятельность музыканта-фольклориста И.Салтыкова (статьи «башкирские народные песни», «Харнау», «Башкирские и татарские песни. Их общность и отличия» и др.)
40. Современные фольклористы-музыковеды (Атанова Л.П., Камаев Ф.Х., Сулейманов Р.С., Сальманова Л.К., Кубагушев А., Галина Г.С, Ихтисамов Х.С.).,и их труды. Общая характеристика.
41. Вклад Л.Н.Лебединского в изучение башкирской народной музыки.
42. Фольклористическая деятельность башкирских музыковедов 11
половины XX в. (К.Рахимов, Р.Муртазин, З.Исмагилов, Г.Сулейманов,
Р. Сальманов и др.).
43. Вклад Рыбакова С.Г. в изучение башкирской народной песни.
44. Общая характеристика 8,9 томов «Песни» научного свода «Башкирское народное творчество 2 в 12 томах на русском языке.
45. Общая характеристика свода «Башкирское народное музыкальное искусство» 1-3 тома (Сост. Сулейманов Р.С).
46. Современное состояние башкирского музыкального фольклора.
7.3. Примерная тематика рефератов, курсовых работ
1. понятие о фольклоре. Жанровая классификация башкирского музыкального фольклора.
2. Стили и жанры башкирской народной музыки.
3. Роль народных сэсэнов, певцов, сказителей и сказочников в создании, пропаганде и развитии фольклора; познавательное, воспитательное и эстетическое значение фольклора.
4. Древние формы и традиционные жанры башкирского музыкального фольклора. Их жанровая специфика.
5. Обрядовая поэзия башкирского народа. Классификация. Общая характеристика обрядов.
6.Заклинания и заговоры: их сущность, назначение и музыкально-поэтические особенности.
7.Календарные обряды: зимний нардуган, науруз, воронья каша, праздник щавеля, кукушкин чай, сабантуй, летний нардуган, сумбаля, бабье лето, гусиный праздник, праздник забоя скота, валяние войлока, медвежья свадьба.
8.Семейно-бытовой обрядовый фольклор: родинные обряды - из репертуара повитухи, хамаки укачивания, потешки. считалочки, дразнилки, хамаки вызывания дождя, солнца и др.
9. Свадебный обряд - сенляу, свадебные такмаки.
10.Жанровая классификация башкирского музыкального фольклора.
11. Эпические напевы башкирского народа -кубаир (Урал-батыр, Акбузат, Заятуляк и Хыухылу, Алпамыша и Барсынхылу, Мерген и Маянхылу, Идукай и Мурадым, Ек Мерген, Карахакал, Юлай и Салават).
12.Социально-бытовой эпос–иртяк.(Конгур Буга, Акхак кула, Кузыйкурпес и Маянхылу, Алдар и Зухра, Бабсак и Кусяк).
13. Эпос о межродовых взаимоотношениях-
14. Башкирские народные песни. Классификация башкирских народных песен а) по музыкально-стилевым особенностям: озон кюй, кыска кюй, халмак кюй; б) тематическая: исторические и лирические; в) по форме исполнения: вокальная,инструментальная).
15. Исторические песни (песни о родине, песни о крестьянской войне 1773-1775 гг.; песни о Великой Отечественной войне 1812 г.; песни о кантонах и начальниках, песни о дезертирах; песни об армейской службе и военных походах).
16.Лирические песни (песни любовные, песни о женской судьбе, шуточные песни, разные песни).
17.Башкирские народные баиты. Жанровые особенности. Идейно-тематическая направленность. Исторические баиты. Социально-бытовые баиты.
18. Мунажаты как поэтическая форма духовной песни. Тематика, идейная сущность, поэтика и мелодика.
19.. Башкирские народные такмаки (плясовые, игровые, обрядовые, сценические; такмаки айтыша, такмаки-памятки, такмаки-смешинки. Мелодическая структура такмаков.
20. Башкирские народные музыкальные инструменты. Источники изучения музыкальных инструментов. Активно бытующие музыкальные инструменты: курай, кубыз, домбра, кыл-кубыз. Вышедшие из употребления: дыбыл, дунгур, хорнай, шакылдак и др.
21. Башкирские народные сказки (о животных, волшебные, бытовые)
22. Афористические жанры башкирского фольклора (пословицы, поговорки, загадки).
23. Башкирские кубаиры. Классификация. Жанровая специфика.
24. Харнау - древний жанр башкирского музыкального фольклора. И.Салтыков о харнау.
25. Общая характеристика традиционных жанров башкирского музыкального фольклора.
26.Творческая деятельность русского композитора Алябьева, связанная с башкирской музыкой (биографические сведения, «Татарские песни» из 7 мелодий, обработки башкирских песен.
27. Фольклорно-этнографическое движение в России в середине XIX в.(писатель М.Л.Михайлов, писатель-народник Ф.Д.Нефедов).
28. Башкирская народная музыка в творчестве К.Б. Шуберта (струнный квартет «Мое путешествие в киргизские степи» и его финал, основанный на варьировании башкирской плясовой «Перовский»).
29. 3начение деятельности историка-краеведа Р.Г.Игнатьева в башкирском музыкальном фольклоре (определение им основных жанров башкирской народной песни, их характеристика).
30.Собирательская деятельность Г.Х.Еникеева (Собирание материалов совместно с физиком Оводовым,о сборнике «Старинные башкирские и татарские песни»).
31.Собирательская деятельность С.Г.Рыбакова (экспедиции в Зауралье в конце XIX в.).
32. Роль и значение С.Г.Рыбакова в истории башкирского музыкального фольклора. Его труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (1897).
33. М.Султанов - первый музыкант-профессионал из мусульманской среды, собиратель башкирского и татарского музыкального фольклора.
34.И.В.Добровольский –издатель песен разных народов в 1 половине XIX в.
35.Путешественники и ученые ХУ111 в. (Лепехин, Паллас, Рынков и др.) - исследователи башкирского края.
36. Козлов И.А. и его значение в истории башкирского музыкального фольклора («Татарская песня» для скрипки и фортепиано.
37. Собиратели и исследователи башкирской народной музыки в 1
половине XX в. (деятельность музыкально-этнографической секции
ГИМН (Эйхенвальд), музыкально-этнографического кабинета при
Ленинградской консерватории (Асафьев и Гиппиус).
38. Творческая деятельность Султана Габяши.
39.Творческая деятельность музыканта-фольклориста И.Салтыкова (статьи «башкирские народные песни», «Харнау», «Башкирские и татарские песни. Их общность и отличия» и др.)
40.Современные фольклористы-музыковеды (Атанова Л.П., Камаев Ф.Х., Сулейманов Р.С., Сальманова Л.К., Кубагушев А., Галина Г.С, Ихтисамов Х.С.).,и их труды. Общая характеристика.
41. Вклад Л.Н.Лебединского в изучение башкирской народной музыки.
42. Фольклористическая деятельность башкирских музыковедов 11
половины XX в. (К.Рахимов, Р.Муртазин, З.Исмагилов, Г.Сулейманов,
Р. Сальманов и др.).
43. Вклад Рыбакова С.Г. в изучение башкирской народной песни.
44. Общая характеристика 8,9 томов «Песни» научного свода «Башкирское народное творчество 2 в 12 томах на русском языке.
45. Общая характеристика свода «Башкирское народное музыкальное искусство» 1-3 тома (Сост. Сулейманов Р.С).
46. Современное состояние башкирского музыкального фольклора.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030700 - Музыкальное образование
Программу составила:
Зиннурова А.С. – кандидат педагогических наук, профессор кафедры СП, ХД и МО БГПУ им. М. Акмуллы
Программа одобрена на заседании кафедры от ___________г., протокол №.__
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дисциплиныБашкирский музыкальный фольклор
направление (специальность) Музыкальное образование
Курс 3,4 семестр 5,6,7