Объем дисциплины и виды учебной работы. Для профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

Для профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»,

профилизаций «Арт-дизайн», «Дизайн костюма», «Дизайн имиджа и стиля», «Дизайн интерьера», «Дизайн и компьютерная графика», «Искусствоведение»

Таблица 1

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
5-й   6-й 5-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108
Аудиторные занятия  
лекции    
практические занятия    
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса    
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа        
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет зачет зачет

Для профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность», профилизаций «Административно-правовое регулирование в сфере образования», «Гражданско-правовое регулирование в сфере образования», «Правозащитная деятельность»

Таблица 2

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
4-й   6-й 4-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108
Аудиторные занятия  
лекции    
практические занятия    
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса    
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа        
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет зачет зачет


Для профиля подготовки «Экономика и управление»

профилизации «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве»

Таблица 3

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
5-й   7-й 5-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины 4/ 144 4/ 144 4/ 144 4/ 144
Аудиторные занятия  
лекции    
практические занятия    
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса    
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа        
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет с оценкой зачет с оценкой зачет с оценкой

Для профиля подготовки «Экономика и управление»,

профилизаций «Государственное и муниципальное управление», «Предпринимательская деятельность»

Таблица 4

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
5-й 3-й 7-й 6-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108
Аудиторные занятия  
лекции  
практические занятия  
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса  
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа      
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет зачет зачет

Для профиля «Информатика и вычислительная техника»

профилизации «Компьютерные технологии»

Таблица 5

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
6-й 4-й 7-й 5-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108
Аудиторные занятия  
лекции  
практические занятия  
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса  
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа      
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет зачет зачет зачет

Для профиля подготовки «Энергетика»

профилизации «Энергохозяйство предприятий, организаций, учреждений и энергосберегающие технологии»

Таблица 6

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
6-й 4-й   7-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108
Аудиторные занятия  
лекции    
практические занятия    
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса    
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа      
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет   зачет

Для профиля подготовки «Энергетика»,

профилизаций «Компьютерные технологии автоматизации и управления», «Электропривод и автоматика»

Таблица 7

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
6-й   7-й 7-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108
Аудиторные занятия   12/10
лекции     6/4
практические занятия     6/6
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа   96/98
изучение теоретического курса     50/50
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа         46/48
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет зачет зачет

Для профиля подготовки «Транспорт»

профилизации «Сервис и эксплуатация автомобильного транспорта»;

Для профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка», профилизаций «Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении», «Подъемно-транспортное оборудование», «Технология и технологический менеджмент в сварочном производстве», «Технологии и оборудование машиностроения»

Таблица 8

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
5-й 4-й 6-й 5-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108 3/ 108
Аудиторные занятия  
лекции  
практические занятия  
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса  
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа      
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет зачет зачет зачет

Для профиля подготовки «Металлургия»

профилизации «Технология и менеджмент в металлургических производствах»

Таблица 9

  Вид учебной работы Всего зачетных единиц/часов Семестр
5-й 4-й 6-й 5-й
Очная форма обучения Очная форма обучения (сокращен. срок)   Заочная форма обучения (полный срок) Заочная форма обучения (сокращен. срок)
Общая трудоемкость дисциплины   3/ 108 2/ 72 2/ 72 2/ 72
Аудиторные занятия  
лекции  
практические занятия  
семинарские занятия          
лабораторные работы          
другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа  
изучение теоретического курса  
курсовая работа          
домашние задания/ контрольная работа      
подготовка к экзамену          
Вид промежуточного / заключительного контроля   зачет зачет зачет зачет

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Для профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»,

профилизаций «Арт-дизайн», «Дизайн костюма», «Дизайн имиджа и стиля», «Дизайн интерьера», «Дизайн и компьютерная графика», «Искусствоведение».

Для профиля подготовки «Транспорт» профилизации «Сервис и эксплуатация автомобильного транспорта».

Для профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка», профилизаций «Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении», «Подъемно-транспортное оборудование», «Технология и технологический менеджмент в сварочном производстве», «Технологии и оборудование машиностроения».

Для профиля подготовки «Металлургия»

профилизации «Технология и менеджмент в металлургических производствах»

Таблица 10

№ п/п Раздел учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)   Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Воспитательная работа как способ осуществления педагогической деятельности V 1,2   Еженедельно Тест. Составление терминологического словаря
2. Воспитание как система V   Сравнительный анализ воспитательных систем. Презентация выбранной воспитательной системы
3. Педагогическое взаимодействие в воспитании V Творческое задание «Каверзные речевые ситуации». Конспект источников по вопросам педагогического взаимодействия    
4. Воспитательная деятельность педагога V 5,6 Составление аннотированного списка источников (не менее 15 монографий, авторских работ по воспитательной деятельности). Обсуждение докладов и творческих заданий
5. Содержание, методы, формы и средства воспитательной работы V 7,8 Выполнение творческого задания. Экспертиза работ друг друга по оценке содержания
6. Планирование воспитательной работы V 9,10   Разработка плана воспитательной работы. Составление программы самовоспитания на 1 месяц
7. Технология воспитательной работы V 11,12 Разработка проекта по технологии КТД и его презентация
8. Диагностика результатов воспитательной работы V 13,14 Выполнение творческого задания. Участие в групповой дискуссии по итогам выполненного задания
9. Воспитание в контексте модернизации образования V   Разработка проектов на темы: «Модель этнической воспитательной системы», «Ассертивная личность: условия формирования» и их презентация
Итого   Зачет

Для профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность», профилизаций «Административно-правовое регулирование в сфере образования», «Гражданско-правовое регулирование в сфере образования», «Правозащитная деятельность»

Таблица 11

№ п/п Раздел учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)   Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Воспитательная работа как способ осуществления педагогической деятельности IV 1,2   Еженедельно Тест. Составление терминологического словаря
2. Воспитание как система IV 3,4 Сравнительный анализ воспитательных систем. Презентация выбранной воспитательной системы
3. Педагогическое взаимодействие в воспитании IV 5,6 Творческое задание «Каверзные речевые ситуации». Конспект источников по вопросам педагогического взаимодействия
4. Воспитательная деятельность педагога IV 7,8 Составление аннотированного списка источников (не менее 15 монографий, авторских работ по воспитательной деятельности). Обсуждение докладов и творческих заданий
5. Содержание, методы, формы и средства воспитательной работы IV 9,10 Выполнение творческого задания. Экспертиза работ друг друга по оценке содержания
6. Планирование воспитательной работы IV 11,12,13 Разработка плана воспитательной работы. Составление программы самовоспитания на 1 месяц
7. Технология воспитательной работы IV 14,15,16 Разработка проекта по технологии КТД и его презентация
8. Диагностика результатов воспитательной работы IV 17,18 Выполнение творческого задания. Участие в групповой дискуссии по итогам выполненного задания
9. Воспитание в контексте модернизации образования IV 19,20 Разработка проектов на темы: «Модель этнической воспитательной системы», «Ассертивная личность: условия формирования» и их презентация
Итого   Зачет

Для профиля подготовки «Экономика и управление»

профилизации «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве»

Таблица 12

№ п/п Раздел учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)   Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Воспитательная работа как способ осуществления педагогической деятельности V Еженедельно Тест. Составление терминологического словаря  
2. Воспитание как система V 2,3 Сравнительный анализ воспитательных систем. Презентация выбранной воспитательной системы
3. Педагогическое взаимодействие в воспитании V 4,5 Творческое задание «Каверзные речевые ситуации». Конспект источников по вопросам педагогического взаимодействия
4. Воспитательная деятельность педагога V 6,7 Составление аннотированного списка источников (не менее 15 монографий, авторских работ по воспитательной деятельности). Обсуждение докладов и творческих заданий
5. Содержание, методы, формы и средства воспитательной работы V 8,9 Выполнение творческого задания. Экспертиза работ друг друга по оценке содержания
6. Планирование воспитательной работы V 10,11 Разработка плана воспитательной работы. Составление программы самовоспитания на 1 месяц
7. Технология воспитательной работы V 12,13 Разработка проекта по технологии КТД и его презентация
8. Диагностика результатов воспитательной работы V Выполнение творческого задания. Участие в групповой дискуссии по итогам выполненного задания
9. Воспитание в контексте модернизации образования V Разработка проектов на темы: «Модель этнической воспитательной системы», «Ассертивная личность: условия формирования» и их презентация
Итого   Зачет с оценкой

Для профиля подготовки «Экономика и управление»,

профилизаций «Государственное и муниципальное управление», «Предпринимательская деятельность»

Таблица 13

№ п/п Раздел учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)   Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Воспитательная работа как способ осуществления педагогической деятельности V Еженедельно Тест. Составление терминологического словаря  
2. Воспитание как система V 2,3 Сравнительный анализ воспитательных систем. Презентация выбранной воспитательной системы
3. Педагогическое взаимодействие в воспитании V 4,5   Творческое задание «Каверзные речевые ситуации». Конспект источников по вопросам педагогического взаимодействия
4. Воспитательная деятельность педагога V 6,7 Составление аннотированного списка источников (не менее 15 монографий, авторских работ по воспитательной деятельности). Обсуждение докладов и творческих заданий
5. Содержание, методы, формы и средства воспитательной работы V 8,9 Выполнение творческого задания. Экспертиза работ друг друга по оценке содержания
6. Планирование воспитательной работы V 10,11 Разработка плана воспитательной работы. Составление программы самовоспитания на 1 месяц
7. Технология воспитательной работы V 12,13 Разработка проекта по технологии КТД и его презентация
8. Диагностика результатов воспитательной работы V Выполнение творческого задания. Участие в групповой дискуссии по итогам выполненного задания
9. Воспитание в контексте модернизации образования V Разработка проектов на темы: «Модель этнической воспитательной системы», «Ассертивная личность: условия формирования» и их презентация
Итого   Зачет

Для профиля «Информатика и вычислительная техника»

профилизации «Компьютерные технологии».

Для профиля подготовки «Энергетика»,

профилизаций «Компьютерные технологии автоматизации и управления», «Электропривод и автоматика»,

«Энергохозяйство предприятий, организаций, учреждений и энергосберегающие технологии»

Таблица 14

№ п/п Раздел учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)   Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Воспитательная работа как способ осуществления педагогической деятельности VI 1,2   Еженедельно Тест. Составление терминологического словаря
2. Воспитание как система VI 3,4 Сравнительный анализ воспитательных систем. Презентация выбранной воспитательной системы
3. Педагогическое взаимодействие в воспитании VI 5,6 Творческое задание «Каверзные речевые ситуации». Конспект источников по вопросам педагогического взаимодействия
4. Воспитательная деятельность педагога VI 7,8 Составление аннотированного списка источников (не менее 15 монографий, авторских работ по воспитательной деятельности). Обсуждение докладов и творческих заданий
5. Содержание, методы, формы и средства воспитательной работы VI 9,10 Выполнение творческого задания. Экспертиза работ друг друга по оценке содержания
6. Планирование воспитательной работы VI 11,12,13 Разработка плана воспитательной работы. Составление программы самовоспитания на 1 месяц
7. Технология воспитательной работы VI 14,15,16 Разработка проекта по технологии КТД и его презентация
8. Диагностика результатов воспитательной работы VI 17,18 Выполнение творческого задания. Участие в групповой дискуссии по итогам выполненного задания
9. Воспитание в контексте модернизации образования VI 19,20 Разработка проектов на темы: «Модель этнической воспитательной системы», «Ассертивная личность: условия формирования» и их презентация
Итого   Зачет

Содержание разделов (тем) дисциплин

Тема 1. Воспитательная работа как способ осуществления педагогической деятельности

Ведение в предмет «Методика воспитательной работы». Предмет, содержание, цели и задачи курса. Воспитание в структуре образовательного процесса. Социальная сущность воспитания. Системный характер воспитания. Цели и задачи воспитания в современных социально-экономических условиях.

Воспитательная работа – одно из основных направлений деятельности образовательных учреждений.

Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении. Основные направления воспитательной работы. Двусторонний характер процесса воспитания. Воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса.

Тема 2. Воспитание как система

Понятие воспитательной системы. Требования к воспитательной системе с позиции модернизации образования. Воспитательные системы образовательных учреждений. Воспитательные системы социума. Структура воспитательной системы. Характеристика основных компонентов воспитательной системы. Этапы становления и развития воспитательной системы. Управление воспитательной системой. Критерии эффективности воспитательной системы. Отечественные и зарубежные воспитательные системы.

Тема 3. Педагогическое взаимодействие в воспитании

Сущность педагогического взаимодействия. Условия для педагогического взаимодействия. Основные стили педагогических отношений. Стратегии и способы педагогического взаимодействия. Конкуренция. Кооперация. Педагогическое взаимодействие на основе понимания, принятия, признания. Условия и факторы повышения эффективности педагогического взаимодействия.

Методика организации педагогического взаимодействия. Педагогическая поддержка. Позитивное и негативное подкрепление.

Методика организации взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Основы педагогического взаимодействия с родителями учащегося. Условия успешного взаимодействия педагогов и родителей. Психолого-педагогическая диагностика семьи. Типы семей. Различные классификации типов семей. Функции семьи. Проблемы семейного воспитания. Методы и формы организации педагогического просвещения родителей.

Тема 4. Воспитательная деятельность педагога

Педагог – классный руководитель, мастер производственного обучения, куратор учебной группы. Статус, права и обязанности. Цели воспитательной деятельности педагога. Основные принципы деятельности. Основные функции. Нормативно-правовая база воспитательной деятельности педагога. Заместитель директора по воспитательной работе. Функциональные обязанности заместителя директора по воспитательной работе.

Тема 5. Содержание, методы, формы и средства воспитательной работы

Цели воспитания. Эволюция целей и задач воспитания во времени в зависимости от социального заказа. Макаренко А.С. о целях воспитания. Технология целеполагания в аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной областях.

Содержание воспитания. Ценности и идеалы. Ценностные ориентации современного человека.

Методы воспитания. Классификации методов воспитания. Условия и факторы, определяющие выбор методов воспитания. Методические приемы. Их классификация. Условия и факторы, определяющие выбор оптимальных в каждой конкретной ситуации методических приемов.

Средства воспитания. Характеристика основных средств воспитания. Их классификация. Условия выбора оптимальных средств воспитания.

Формы воспитательной работы. Классификация форм воспитательной работы. Условия и факторы, определяющие выбор форм воспитательной работы.

Педагогическая задача. Педагогическая ситуация. Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач.

Тема 6. Планирование воспитательной работы

Общая характеристика планирования воспитательной работы. Планирование работы классным руководителем, мастером производственного обучения, куратором учебной группы.

Содержание, форма и структура плана воспитательной работы. Требования к планированию воспитательной работы. Взаимодействие педагогов и учащихся в процессе планирования.

Направления воспитательной работы. Задачи и содержание каждого направ­ления.

Педагогическая программа воспитания учащихся и методика ее проектирования.

Программа формирования базовой культуры личности. Культура жизненного самоопределения. Целевые программы «Здоровое поколение», «Экономическая активность личности», «Позитивное мышление», «Правовая грамотность», «Основы экологической культуры» и др.

Программа освоения социальных ролей. Социальные сферы и роли. Семьянин. Член детского, подросткового, молодёжного сообщества. Ученик, воспитанник. Патриот своего города. Россиянин, гражданин своего Отечества. Человек мира. Человек-творец.

Программа воспитания ценностного отношения к миру.

Методики организации разнообразных (традиционных и инновационных) форм воспитательной работы.

Наши рекомендации