Задание для самостоятельной работы. 1.Законспектируйте статью В.Я
1.Законспектируйте статью В.Я. Стоюнина, выделив основные обязанности и права воспитателей и воспитанников.
2.Законспектируйте работу В.Ф. Одоевского «Наказ лицам, непосредственно работающим в приютах».
3.Законспектируйте основные мысли П.Ф. Каптерева, касающиеся семейного воспитания.
4.Законспектируйте антропологический этюд П.Ф. Лесгафта «Школьные типы».
Контрольные вопросы
1.Каковы особенности развития социального воспитания в России XIX в.?
2.В чем заключались предпосылки развития социальной педагогики в России XIX в.?
3.Какие требования В.Ф. Одоевский предъявлял к воспитателю.
4.Актуален ли сегодня антропологический этюд П.Ф. Лесгафта
5.Сравните программу воспитания в крестьянской и дворянской семье.
6.В чем состоят характерные особенности педагогики Л.Н. Толстого.
Основная литература
1.Антропология педагогической мысли России второй половины XIX — начала
XX в. –М., 1990. С. 408-410.
2.Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. –М., 1991. С. 10 -67.
3.Каптерев П.Ф. О семейном воспитании / Сост. И.Н. Андреева. –М., 2000.
4.Латышина Д.И. История педагогики. –М., 1998.
5.История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. –М., 2001.
6. Лебедев П.А. Психолого-педагогическое наследие П.Ф. Каптерева // Педагогика. 2000, №5. С. 70-75.
7. Панова О.И. П.Ф. Лесгафт о семейном воспитании // Педагогика. 2002, №10. С. 76-79.
Дополнительная литература
1.СтоюнинВ.Я. Избр.пед.соч.-М., 1991. С. 104-110.
2.Одоевский А.Ф. Избр.пед.соч. –М., 1955. С. 61-68.
3.История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. –М., 2001.
4.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины XIX в. / Отв. Ред. А.И. Пискунов. –М., 1976.
5.Лебедев П.А. Психолого-педагогическое наследие П.Ф. Каптерева. –М., 1998.
6.Каптерев П.Ф. История русской педагогии // Педагогика. 1997, №3. С. 62-72.
7.Юдашина Н.И. Антропологическая педагогика П.Ф. Лесгафта // Педагогика. 2000, №4. С. 70-76.
Занятие 9.Развитие теории и практики социального воспитания в России в период становления новой общественной системы (1917-30-е гг. ХХ в.).
Вопросы для обсуждения
1.Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
2.Прогрессивные деятели педагогики: К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко.
Экспресс-опрос
1.Каковы основные черты педагогики и образования советского периода (1917-1930 гг.)?
2.Какие изменения произошли в государственной системе образования с 1917 по 1930 год?
3.Становление личности ребенка в педагогике К.Н. Вентцеля.
4.Влияние теории свободного воспитания на развитие современной педагогической мысли.
5.Практика социального воспитания в начале XX в., детские объединения, скаутское движение, детские летние колонии.
6.Какие педагогические идеи высказал С.Т. Щацкий?
7.Детская колония «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого.
8.Педагогическая концепция С.Т. Шацкого.
9.В чем видится заслуга в развитии педагогики П.Ф.Каптерева
10.Какие законы и принципы организации коллектива сформулировал А.С. Макаренко?
11.Отличительные черты системы воспитания А.С. Макаренко.
Задание для самостоятельной работы
1.Проследите развитие идеи свободного воспитания в практике и трудах педагогов.
2.Законспектируйте высказывания К.Н. Вентцеля «Идеальная школа будущего и способы её осуществления», отражающие идеи ненасилия, сотрудничества.
3.Законспектируйте статьи С.Т. Шацкого «Задачи общества», «Детский труд и отдых».
4.Законспектируйте статью С.Т. Шацкого «Что такое клуб?».
5.Законспектируйте предисловие к книге «Годы исканий» С. Т. Шацкого.
Контрольные вопросы
1.Что положительного и в чем неудача экспериментов свободного воспитания Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля?
2.Проследите развитие идеи свободного воспитания в практике и трудах Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля и др.).
3.Подготовьте сообщения: «изнь и педагогические взгляды П.Ф. Каптерева.»;
«Педагогические взгляды С.Т. Шацкого.»; «Вклад в развитие педагогики К.Н. Вентцеля.»; «Система воспитания А.С. Макаренко.»; «Жизнь и педагогическая деятельность А.С. Макаренко».
Основная литература
1.Шацкий С.Т. Избр. Пед. соч.: В 2 т. М., 1980. T.I. C.121-126; С. 258-267.
2.Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. –М., 1972, с.211-218.
3.З.Соколова Э.М. Скаутизм / Педагогическая энциклопедия. –М., 1966. Т. 3.
4.Малинин В.И. К истории московского общества «Сетлемент» // Советская педагогика. 1985, №4.
5.История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. –М., 2001.
Дополнительная литература
1.Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого: (В контексте эволюции отечественной педагогики конца XIX – первой трети XX в.).-М., 1999.
2.Беляев В.И. С.Т. Шацкий. Эволюция представлений о целях воспитания // Педагогика. 1995, № 4. С. 75-79.
3.Беляев В.И. Теоретические основы педагогической концепции С.Т. Шацкого / Педагогика. 1998, № 6. С. 76-83.
4.Шацкий С.Т. Работа для будущего / Сост. В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин. –М., 1989.
Занятие 10. Социальное воспитание в России 40-50-х гг. ХХ в. Возрождение социальной политики в России (вторая половина ХХ – нач. ХХ1 в.).
Вопросы для обсуждения
1. Опытные станции Наркомпроса.
2.Взгляды М.В. Крупениной и В.Н. Шульгина на проблему социализации человека.
3.Опыт воспитания личности в коллективе В.Н. Сорока-Росинского в школе для трудновоспитуемых.
4.Педагогическое наследие А.С. Макаренко.
5.Политика Советского правительства защиты детей в первые годы советской власти.
6.Забота о детях в годы Великой Отечественной войны.
7.Государственная система защиты детей-сирот в послевоенное время.
8.Роль и место образования в современном мире.
9.Основные тенденции в развитии социальной политики России конца ХХ –нач. ХХ1 вв.