Тема 3. Социальная функция педагогики
Основные положения лекции
Образование как целенаправленный процесс воспитания, обучения в интересах человека, общества и государства.
Единство биологического (детство, отрочество, юность, зрелость, старость) и социального (социальные свойства и качества) развития человека. Человек – как биосоциальное существо, как субъект исторической деятельности и познания. Понятия личности и индивидуальности. Основные воспитывающие силы общества. Социализация личности в современных условиях - основная функция общества. Школа – как «мини – общество» и «социальный оазис», ее достоинства и недостатки.
Главная цель государства в воспитании и образовании подрастающего поколения; основные принципы адаптации.
Определяющие условия самореализации личности. Влияние рыночной экономики на сферу образования. Образование и профессиональная деятельность современного специалиста. Согласованность интересов общества, государства и личности.
Семинарское занятие №2
«Ребенок как субъект воспитательного процесса»
Обсуждение статей и основных положений 1. Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20.11.89 г.
2. Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 г.
Темы индивидуальных творческих работ
1. Социализация личности: понятие, факторы, этапы.
2. Современный педагогический идеал: миф или реальность?
3. Институты воспитания, их функции и возможности.
4. Социальная и предметная среда воспитания.
Практикум
1. Проведите, в выбранной Вами школе, исследование на тему «Является ли общеобразовательная школа «мини-обществом» со всеми ее достоинствами и недостатками или «социальным оазисом», опережающим гуманизацию общества?» Мотивируйте свое исследование.
2. Рассмотреть социальную предрасположенность к развитию (социальному развитию) ребенка на примере воспитания спортсмена.
Литература
1. Дюргейм Э. Социология образования. – М., 1996.
2. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994.
3. Эриксон.Э. Детство и общество.- М., 1996.
4. Бодалев А. А. Психология зрелого возраста и акмеология. – М., 1998.
5. Галагузова Ю.Н. и др. Социальная педагогика. – М., 2001.
6. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века /В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. – М., 1997.
7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Анализ зарубежного опыта.- М., 1995.
8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И. Пискунов. – М.,1982.
Тема 4. Ребенок как субъект образовательного процесса
Основные положения лекции
Принципиальные научные положения о сущности человека и факторах, определяющих его становление как личности и индивидуальности. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы.
Сущность и пути формирования человеческой личности. Развитие ребенка как результат активного взаимодействия его внутренних природных сил и социальных условий. Показатель уровня, широты и глубины развития ребенка как фактора его воспитания. Понятия: общефизическое и специальное физическое развитие, трудовое, интеллектуальное, общедуховное, гражданско-политическое, эмоциональное, нравственное, эстетическое развитие, их характеристика.
Периодизация детства и особенности развития детей различных возрастных групп. Потребности и становление сознания детей различных возрастных групп.
Детская одаренность, талант, гениальность как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности человека. Первые экспериментальные работы Дж. Гльфорда по одаренным детям (Германия, 1946г). Детское творчество как итоговый показатель деятельностно-практического критерия одаренности. Организация Всесоюзного Совета по одаренным и талантливым детям в СССР, 1975 г.
Вопросы для обсуждения
1. Специфика детства.
2. Педагогическая поддержка ребенка.
3. Индивидуальная деятельностьдетей в системе их воспитания.
Темы индивидуальных творческих работ
1. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – одно из перспективных моделей мировой тенденции гуманизации образования.
2. Педагогический смысл народных сказок. (В какой ситуации Вы рассказали бы эти сказки маленькому ребёнку?)
3. Детская одаренность, проблемы их сохранения и приумножения.
Практикум
Посетите школу. С помощью бесед и путем наблюдений постарайтесь выявить круг интересов и потребностей детей. Анализ проведите в нескольких параллельных классах, различных по возрасту (5-х, 8-х, 10-х классах). Сопоставьте полученную информацию в следующем алгоритме:
а) нравиться ли тебе школа, в которой ты учишься?
б) какие дисциплины интересуют тебя больше всего?
в) чем ты занимаешься в свободное от уроков время?
г) есть ли у тебя кумир среди твоих товарищей и кто он?
д) что тебе хотелось бы изменить в окружающем тебя мире?
Оформите ваше исследование, подкрепив фотографиями, схемами, таблицами, рисунками.
Литература
1. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2003.
2. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002.
3. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания образования в России. – М., 1993.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 2001.
5. Кон. И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
7. Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М., 1995.
8. Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20.11.89.
9. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92.