Педагогического искусства
Под педагогическим искусством принято понимать совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей. Все это обеспечивает высокую эффективность и качество обучения, воспитания школьников. Педагогическое мастерство является частью педагогического искусства. Оно выражается в совершенном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности. Педагогическая техника состоит из повторяющихся, применяемых в разнообразных ситуациях приемах мастерства, превращенных в привычные профессиональные действия; из способов организации деятельности, общения, воздействия. Организованная совокупность технических приемов, их целенаправленное, систематическое и последовательное применение в учебно-воспитательном процессе в целях отработки у учащихся прочных знаний, умений, навыков, а также личностных свойств и качеств условно может быть названа технологическим процессом.
Значение педагогического искусства, мастерства, техники и технологии заключается в том, что они являются тем единственным каналом, благодаря которому обеспечивается эффективное претворение в жизнь открытых педагогикой и психологией законов, принципов, правил, осуществляется действенное, целенаправленное обучение и воспитание подрастающих поколений. Без овладения педагогом воспитательским искусством и мастерством педагогическая наука превращается в кладовую духовных ценностей, которыми невозможно воспользоваться в интересах дела.
Педагогическое искусство как целостное явление складывается из нескольких компонентов. Первый среди них система целей—ориентиров и стимулов. Цели делают осмысленной всю педагогическую деятельность и связывают все остальные ее компоненты в единое целое. Систему целей гуманистического воспитания определяет единый общечеловеческий и нравственно-эстетический идеал — всестороннее развитие личности, всех ее сущностных сил. Учителю необходимо четко представлять себе основные направления мировоззренческого, гражданского, умственного, правового, экологического, трудового, политехнического воспитания в их практическом взаимодействии. Организуя тот или иной вид учебно-воспитательной работы с детьми, учитель-мастер во всей полноте использует его воспитательные возможности. Педагог не просто дает урок ради Конкретного знания, организует труд ради навыков, проводит беседу с целью назидания, экскурсию, мероприятие, кружок для обогащения детей новыми впечатлениями. Он -— ваятель человеческой души, который с помощью определенного содержания, организационных форм, методов, средств движется к цели, творит сложное и ответственное дело созидания человека в человеке. Постоянный целевой контроль учителя, воспитателя за всей своей деятельностью обеспечивает педагогическую целесообразность и эффективность воспитательного процесса. Овладение педагогическими целями, их глубокое знание, понимание и практическое .использование — определяющие условия эффективности и качества работы педагога.
Второй важнейший компонент педагогического искусства — глубокие знания о ребенке, накопленные педагогической социологией, психологией и физиологией. Для успешного педагогического труда необходимы данные, выводы, рекомендации смежных наук, разрабатываемые в двух направлениях. Во-первых, знания о законах возрастного физиологического и психологического развития ребенка; о крйтери-. ях физических и психических нагрузок для детей различных возрастных групп: о психологических условиях и механизмах формирования мировоззрения; о психофизиологических законах перехода детей из одной возрастной группы в другую; о возрастных особенностях становления таких психических процессов, как мышление, речь, память, воображение, чувства, восприятие, ощущение; об особенностях самосознания ребенка, в разнообразных социальных ситуациях. Во-вторых, нужны знания о закономерностях движения, развития всех психических и физиологических процессов в стандартных и нестандартных, официальных и неофициальных условиях обучения и воспитания. Как, например, происходит развитие мышления ребенка младшего школьного возраста в условиях урока, самостоятельной домашней работы, экскурсии или кружка? Как дети ведут себя в экстремальных условиях группового поступка? Какова оптимальная система физических упражнений, обеспечивающих становление организма школьника на каждом возрастном этапе? Каковы психологические условия наивысшей эффективности воздействия педагога на подростка, когда и почему возникает феномен сопротивления воспитанию? Насколько игра способствует вовлечению в разнообразную общественно полезную деятельность детей различных возрастов, какое влияние оказывает она на становление нравственности ребенка? Каковы психологические правила повышения эффективности восприятия и деятельности детей в условиях умственного, физического, организационного и других видов труда? Накопление педагогом знаний о конкретных психологических и физиологических закономерностях возрастного развития детей в организованных и самодеятельных условиях составляет важнейшую научную основу педагогического ис кусства, ориентирует педагога в научной организации детской жизни и общения с учащимися.
Третий компонент — этико-эстетические принципы организации взаимоотношений с детьми. В лекции VI, посвященной сущности учебно-воспитательного процесса, рассмотрены общепедагогические принципы — закономерности обучения и воспитания детей. Они могут быть реализованы в практике педагогических отношений только личностью учителя-педагога через посредство его этико-эстетичес-ких качеств. Поэтому общечеловеческие нормальные свойства личности педагога необходимо дополнить, расширить, возвысить до уровня требований педагогической, воспитательной этики.
К числу этико-эстетических принципов искусства организации педагогических взаимоотношений воспитателей и детей относится прежде всего целеустремленность it перспективность. В гуманном демократическом обществе целеустремленность личности является качеством нравственным, общественно и личностно значимым. Для педагога это означает необходимость не только хорошего знания воспитательных целей, но и практического воспитания целеустремленности в каждом ребенке.
Важным принципом воспитательской этики и педагогического искусства является принципиальность и справедливость в отношениях с детьми. Педагог может находиться в товарищеских, дружеских отношениях с учащимися, но их основой может быть только кодекс педагогической чести, неуклонное исполнение этических норм. Принципиальный педагог не позволит снизить требовательность к себе и своим воспитанникам в работе, в поведении, в нравственных отношениях. Ему чуждо руководствоваться иными, чем интересы дела и истины, соображениями в разборе ребячьих конфликтов, быть снисходительным к антиобщественным поступкам. Строгое следование этико-эстетическим принципам рождает у ребят отношение к воспитателю как человеку честному, открытому, справедливому, которому можно довериться и вместе идти по жизни.
Видное место среди нравственно-эстетических принципов искусства отношений с детьми занимает идея сочетания требовательности, уважительности и доброжелательности. В практике работы воспитатели, исповедующие педагогический авторитаризм, тракту ют требовательность как отчужденность от детей, как надоедливые указания и жесткий контроль. Такой подход приводит к подавлению личности детей, сдерживанию их инициативы, к безразличию, пассивности, сопротивлению воспитанию. Нравственные принципы требовательности и уважения становятся элементами педагогического искусства воспитателя в отношениях с детьми, когда проявляются как требовательная поддержка ребенка на пути к цели, как помощь в самоопределении, когда уважение — не заигрывание, а возвышение в ребенке чувства человеческого достоинства, когда доброжелательность — не вседозволенность, а осуждение зла, призыв к борьбе с безнравственностью, утверждение обновления человека и общества.
Завоевание у детей авторитета, их доверия диктует необходимость строго придерживаться таких принципов педагогического искусства, как доверие в отношениях, решительность и определенность в поступках. Нерешительность, неопределенность педагога в доверии к детям разрушает в их сознании представление о нем как о настоящем человеке, убивает в них внутренние стимулы к доверительным отношениям. Педагог не может воспитывать, влиять своей личностью наличность воспитанника без риска искреннего и полного доверия. Вместе с тем возможны случаи, когда ребята не оправдывают. его. Но и сам конфликт неоправдания доверия несет в себе немалую 'педагогическую нагрузку, поскольку педагог и коллектив, как правило, дают решительную осуждающую оценку вероломству, предательству, побуждают детей к самоосуждению, к оправданию доверия в будущем. Однако если дети имеют право на ошибку, даже на сознательное вероломство в отношениях с педагогом, то воспитатель лишен возможности неоправдания доверия детей. Кризис доверия педагогу со стороны детей — это, за редким исключением, необратимый кризис педагогических отношений, лишающий его возможности осуществлять воспитательные функции.
Педагогическое искусство, эффективность обучения и воспитания требуют, чтобы в отношениях между педагогами и детьми господствовала деловитость и организованность, дисциплинированность и инициативность. Успех в делах рождает психологическую совместимость, уверенность в силах, закрепляет положительные человеческие и деловые качества. Дети инстинктивно тянутся к педагогам деловым, подлинным профессионалам, умеющим увлекать полезными начинаниями, организовывать их, добиваться успеха. В процессе выполнения конкретных дел учащиеся очень быстро начинают понимать, что дисциплинированность и организованность —лучшее средство для достижения успеха в работе, что исполнительность как качество личности заключается не только в том, чтобы выполнить «указание», а в том, чтобы, проявив инициативу, сделать дело как можно лучше.
Ребенок воспитывается творческой личностью, когда педагог строит свои отношения к нему на основе искренней заинтересованности в улучшении его жизни, стремления сделать эту жизнь интересной и радостной, когда в ребенке зарождается увлеченность собственным делом. Учащиеся стремятся познать окружающий мир, сориентироваться в отношениях, проявить и реализовать себя, найти свое место в жизни. Поэтому они тянутся к человеку, способному реально помочь, вывести на дорогу. Ребенок ценит в людях искреннее внимание к себе, глубокий интерес к его проблемам, к живому делу. Педагоги-мастера, искренне любящие свое дело, убежденные в его величии, увлеченные целью формирования человеческой личности,- легко и просто увлекают детей. В этом и состоит мудрость педагогического искусства. Нельзя равнодушно убеждать или формально требовать, или бесстрастно поощрять. Надо зажечь в ребенке интерес к той жизни, которой педагог хочет его увлечь, привязать все его душевные стремления к этой жизни, и тогда можно убеждать, наказывать, требовать, поощрять — действенно применять все педагогические средства. Убеждение будет просветлять ход мыслей ребенка, требование.— помогать преодолевать себя, поощрение — еще более стимулировать инициативу и активность, а наказание — учить сдержанности.
Принципом педагогического искусства является установление в коллективе высокой этичности и эстетичности стиля и тона отношений, охватывающих всю совокупность взаимодействия педагогов и детей. Стиль и тон являются, выражаясь языком искусства, нравственно-эстетической окраской и звучанием самих отношений. Бывает, что отношения между педагогами и детьми попадают в полосу беспросветной мглы, и тогда вся жизнь окрашивается мрачными тонами. Для таких периодов в жизни коллектива характерным является отсутствие общественно значимой цели, наличие безделья, шушуканья по углам, обилие отрицательных нравственно-эстетических оценок педагогами детей, детьми — педагогов. Корень зла— в безделье, отсутствии четкой цели и организации. Но бывает и так, что в жизни детского коллектива все как будто бы обстоит благополучно. Не происходит ни ЧП, ни ярких вспышек общественной активности. Все с привычной скукой делают свое дело. Тогда жизнь окрашивается в серый цвет. Там же, где в коллективе педагогов по-настоящему живые люди, мастера, владеющие педагогическим искусством, жизнь разноцветна. В таких коллективах преобладают мажорные музыкальные тона. Все вовлечены в дело, ответственны и исполнены чувства долга, целеустремлены и требовательнны, принципиальны и добры. И потому — все радостны, несмотря на препятствия и трудности. Никто ничего не боится. Каждый знает, что сразу можно выяснить любое недоразумение или вопрос, разрешить возникший спор, найти защиту в справедливости, быть поддержанным в инициативе и наказанным в проявлении эгоистического индивидуализма. В таком коллективе господствуют гласность и демократичность, открытость-и критичность, спокойствие и уверенность, четкость и взаимоподдержка.
Четвертый компонент педагогического искусства предполагает знание педагогом социологических характеристик ребенка и взаимоотношений детей в группе. Для педагогического искусства социологическая реальность всего лишь отправная точка для организованного педагогического действия. Социологические методики помогают воспитателю-мастеру даже в неорганизованном коллективе установить, кто из ребят является лидером, конформистом, нонконфор-мистом, кто кому симпатизирует, а кто является отверженным. Но было бы большой ошибкой, опираясь на эти данные, формировать актив, строить всю организацию отношений с детьми. То есть из лидера воспитывать только лидера, постоянно держать его на этой роли, оставлять конформистов и нонконформистов в их сложном и незавидном положении, поддерживать дружеские симпатии и не вести борьбу с антипатиями. Опасно отождествлять социально обусловленные социологические характеристики с характеристиками природными, рассматривать их как некую биологическую предопределенность. Социологический срез — лишь объективно сложившаяся на данный момент картина, подверженная изменению'и преобразованию педагогическими средствами. Педагогическое искусство позволяет воспитателю, ликвидируя стихийно сложившийся хаос отношений, пробудить в каждом ребенке инициативу общественного лидера, сознание необходимости исполнения долга, сопротивление несправедливости, дружеские симпатии к товарищам. Социологическая реальность не указывает педагогу ни цели, ни средства, а лишь раскрывает объективную картину, необходимую для размышлений, анализа, выводов.
Пятый компонент педагогического искусства — сведения из области искусствознания, сценического искусства, искусства звучащего слова. Искусство поведения, движения, жестов, мимики, интонаций, опирающееся на рекомендации сценического искусства, состоит в том, чтобы четко и искренне, с учетом психологии восприятия жизни детьми, выразить себя, оказать наиболее эффективное воздействие, повести школьников за собой. Педагог с помощью технических приемов, способов, мастерства общения раскрывает и ярко выражает правду жизненных, реальных отношений. Искусствознание, раскрывающее самую суть литературных, музыкальных, изобразительных, специфических экранных произведений, показывающее подлинную сущность и психологию человека, стимулы и мотивы его поведения, является для педагога одним из важнейших учебников человековедения. Для воспитателя освоение художественных образов-характеров является профессиональной необходимостью. Произведения искусства раскрывают характеры детей не в абстрактно-теоретических формулах, а в конкретно-исторических, живых образах, непосредственно вводящих взрослого человека в мир детства. Чем глубже учитель любой специальности погружается в мир искусства и искусствознания, тем ближе он к педагогическому искусству, к познанию детства и овладению педагогическим мастерством.
Немало дает педагогу и сценическое искусство. Оно ярко и убедительно показывает истинные отношения и психологические состояния чел'овека. Та же задача и у педагога: выразить истину науки, нравственности, высшей справедливости, любви, красоты и свое нравственно-эстетическое отношение к жизни. Для этого, как и в условиях сценического искусства, педагогу необходимо научиться владеть собой, своими психическими состояниями, уметь проникнуть эмоционально и рационально в суть быстро возникающих и меняющихся ситуаций, овладевать ими, выражать свое отношение, принимать решения и последовательно проводить их в жизнь.
Искусство звучащего слова как часть сценического искусства также чрезвычайно важно для педагога. Слово — самое важное и мощное средство воздействия. Педагогу, если он хочет обладать авторитетом, необходимо в совершенстве владеть выразительной речью. Дети должны «слышать», что сказал педагог: требует он или просит, Смеется или шутит, наказывает или предупреждает, советует или запрещает, восторгается или ободряет, радуется или огорчается, гневается или журит, возмущается или удивляется, страдает или стыдится, призывает или размышляет. Множество чувств и оттенков, которые способен выразить педагог, накрепко западают в открытую и чувствительную детскую душу. Владея этим тончайшим инструментом — искусством звучащего слова, педагогу легче овладевать детским сознанием.
Таковы основные компоненты педагогического искусства, овладение которыми ведет учителя к педагогическому мастерству.