Методические рекомендации. I. 1. Данная тема предполагает рассмотрение общественно-педагогической деятельности
I. 1. Данная тема предполагает рассмотрение общественно-педагогической деятельности выдающегося педагога. Ваше внимание должно быть сосредоточено не столько на фактической стороне вопроса (где, когда, в каких учебных заведениях работал А.С. Макаренко), сколько на изучении процесса становления его педагогического мировоззрения, позволившего А.С. Макаренко с диалектических позиций обобщить опыт практической работы.
МировоззрениеА.С. Макаренко формировалось под влиянием русской революции 1905 года, творчества М. Горького, классической русской литературы и трудов передовых представителей педагогической мысли прошлого. Воздействие этих факторов в сочетании с одаренностью и трудолюбием обусловило высочайшую степень душевной и интеллектуальной зрелости мировоззрения А.С. Макаренко, в центре которого - гуманизм, убеждение в том, что человек является высшей ценностью общества.
Выделить основные чертымировоззрения А.С. Макаренко, обусловившие его гражданскую и научно-педагогическую позицию, вам поможет анализ содержания общественно-педагогической деятельности А.С. Макаренко в Крюкове, на ст. Долинская, в Полтавской колонии для малолетних правонарушителей, а также ознакомление с письмом А.С. Макаренко (1922г.) «Вместо коллоквиума», приложенного к заявлению с просьбой зачислить в число студентов Московского центрального института организаторов народного просвещения (учебное заведение, созданное для повышения квалификации руководящих работников народного образования).
Письмо «Вместо коллоквиума» дает полное и конкретное представление о характере научных интересов А.С. Макаренко, его кругозоре, глубине знаний. А.С. Макаренко подробно характеризует свои знания в области математики, химии, географии, истории, литературы, философии и других наук. О глубине образования А.С. Макаренко мы можем судить по таким характерным замечаниям, как «вся литература по истории, имеющаяся на русском языке, мне известна», «несколько раз прочитывал всего Дарвина, знаю труды Тимирязева», «новейшая философия химии мне хорошо известна, читал Менделеева, Рамзая», «свободно чувствую себя в области экономической политики, знаком с ее историей и зародышами будущих форм; все это, разумеется, не из учебников», «читал все, что имеется на русском языке по психологии». Особенно интересны в письме замечания А. С. Макаренко о педагогике: «В своей специальной области – педагогике много читал и много думал. В Учительском институте золотую медаль получил за большое сочинение «Кризис современной педагогики», над которым работал 6 месяцев. Основными проблемами педагогической науки считаю:
1) Создание научного метода педагогического исследования. В настоящее время считается азбукой, что объектом педагогического исследования является ребенок. Мне это кажется неверным. Объектом исследования научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление).
2) Усиление внимания к детскому коллективу как органическому целому, для этого необходима перестройка всей психологии школьного работника.
3) Полное отрешение от мысли, что для хорошей школы нужны прежде всего хорошие методы в стенах класса. Для хорошей школы прежде всего нужна научно организованная система всех влияний.
4) Психология должна сделаться не основанием педагогики, а продолжением ее в процессе реализации педагогического закона.
5) Русская трудовая школа должна совершенно перестроиться, так как в настоящее время она по идее буржуазна. Основанием русской школы должна сделаться не труд-работа, труд-забота».
Такой документ не мог остаться незамеченным: он свидетельствовал о научной зрелости Макаренко и несмотря на большой конкурс (из 900 желающих было принято 163 человека) Антон Семенович был принят. Замечательно, что в письме «Вместо коллоквиума» уже сформулированы некоторые идеи, которые были развиты в дальнейшей педагогической работе А.С. Макаренко. Эти новаторские идеи берут свое начало в практической работе А.С.Макаренко.
Педагогическая деятельность А.С. Макаренко протекала в годы становления новой школы в России. Большую роль в становлении теоретических основ школы нового типа сыграли опытно-показательные учреждения Наркомпроса РСФСР, работники которых сумели создать сплоченные ученические коллективы и использовать их как важнейшее средство воспитания. Каждое опытно- показательное учреждение тех лет строилось по единым общим принципам и в то же время имело свою специфику в соответствии с педагогическими взглядами его руководителя.
Их опыт был социальным экспериментом, опережавшим существовавшую в то время массовую практику. Он обобщен в трудах руководителей этих учреждений – М.М.Пистрака, С.М. Ривеса, С.Т.Шацкого.
Знакомство с разработкой конкретных путей решения задач воспитания в нашей стране в 20 - 30-е годы убедительно свидетельствует, что педагогическая система А.С. Макаренко – ответ на требование времени и ее нельзя оторвать от закономерного развития всей отечественной педагогики.
При подготовке заданий по данной теме необходимо учитывать, что поиски путей построения новой школы проходили в условиях идеологической борьбы вокруг основных вопросов педагогики: какова цель и сущность процесса воспитания; его основная направленность; каковы методы воспитания и др. Работая над указанными в списке основной литературы произведениями А.С. Макаренко, найдите аргументы, которые использует А.С. Макаренко для разоблачения ряда теорий. Обратите внимание, в чем проявилась диалектическая позиция А.С. Макаренко в борьбе за школу нового типа.
I. 2. Продумывая ответ на вопрос о цели воспитания, исходите из диалектического подхода А.С.Макаренко к этой проблеме. Несмотря на привязывание цели воспитательной работы к политическим задачам, А.С.Макаренко был уверен в том, что эти задачи не могут оставаться неизменными, отсюда вопрос о цели воспитания не может быть решен раз и навсегда. Кроме того, А.С.Макаренко тесно связывал цель воспитания с логикой педагогического средства, где главными критериями выступают целесообразность и диалектичность.
Определяя принципы воспитательной работы, А.С.Макаренко руководствовался прежде всего гуманистическим принципом: «Как можно больше уверения к человеку и как можно больше требования к нему».
Не менее важное значение А.С.Макаренко отводил труду как основанию человеческой жизни, следовательно и основе воспитательной работы. Определяя детский труд, А.С.Макаренко считал, что он должен быть целесообразным, полезным, радостным, творческим и производительным.
Обратите внимание и на принцип перспективности, который, по мнению А. С.Макаренко, являлся истинным стимулом человеческой жизни. Великий педагог советует научить молодежь думать о будущем, воспитать умение мечтать, поддерживать те мечты, которые пробуждают творческую деятельность, советует бороться с пустыми мечтами…
I. 3. Изучая теорию педагогики, вы познакомились с понятием «педагогическая система». Педагогическая система определяется особенностями составляющих ее элементов и характером взаимодействия между ними, среди которых выделяются наиболее существенные (системо-образующие) связи.
Работая над текстами произведений А.С. Макаренко, сделайте выписки, доказывающие, что ведущими элементами его педагогической системы являются коллектив и производительный труд. Попытайтесь структурировать ваши выписки, опираясь на следующее важное высказывание А.С. Макаренко: «Свобода выбора и маневрирования в воспитательной сфере должна быть настолько велика, что для воспитания строителя большевика и убежденного буржуазного деятеля сплошь и рядом может пригодиться один и тот же список приемов, как требуется одинаково кирпич, бетон, железо, дерево и для постройки храма и для постройки рабочего клуба. Вопрос решается не выбором списка, а сочетанием средств, их расстановкой по отношению друг к другу, их общей гармонированной направленностью, и, самое главное, их естественным классовым содержанием, то есть тем, что приходит не от педагогики, а от политики, но что с педагогикой должно быть органически связано» (т. 5, с.480-481).
Обдумывая проблему коллектива, обратите внимания на три закона жизни и деятельности детского коллектива: закон движения коллектива, «принцип параллельности педагогического действия», закон преемственности поколений. А.С.Макаренко определил главные условия создания детского коллектива:
а) воспитательная роль директора, педагогического коллектива и учителя;
б) единство педагогического коллектива;
в) «специальность учителя – быть воспитателем», требующая владение педагогическим и мастерством, по словам А.С.Макаренко, «педтехникой».
Изучая работы А.С.Макаренко, обратите внимание на понятия, введенные им в педагогику: проектирование личности, идея завтрашней радости, организация перспектив, метод параллельного действия, дисциплина торможения, дисциплина борьбы и преодоления, общественное мнение и традиции, закон движения коллектива и стадии его развития, труд нейтральный и труд-забота и др.
I. 4. Определяя основы семейной педагогики в трудах А.С.Макаренко, обратите внимание на цель и задачи воспитания детей в семье, общие условия семейного воспитания, родительский авторитет, виды ложного авторитета. Соотнесите рассуждения А.С.Макаренко с вопросами современной семейной педагогики.
II. 1-3. На современном этапе развития педагогики идет полемика вокруг педагогической теории А.С.Макаренко. Некоторые педагоги, изучающие творчество А.С.Макаренко, пытаются всячески фальсифицировать его педагогическое наследие (например, процесс формирования личности рассматривается как процесс деперсонализации личности; акцентируется внимание на роли труда (работы) в педагогической системе А.С.Макаренко, при этом игнорируется его коллективистская направленность; утрируется влияние коллектива на личность и т. д.).
Выскажите свое отношение к подобным трактовкам педагогического наследия А.С.Макаренко. Для выполнения задания обратитесь к статьям современных авторов в журнале «Педагогика» (см. список литературы к самостоятельной работе).
Тема 11. Развитие образования и педагогики в России в кон. 40-х - 90-х гг. ХХ века.
Цель: систематизировать знания об основных представителях педагогической мысли в России, сущности данных ими основ проблем обучения, воспитания развития личности, общих тенденций развития отечественной педагогической науки.
Задания
I. Задания для обязательного выполнения
1. Заполните таблицу «Общая характеристика педагогической мысли в России в 40–90-е годы XX в.».
2.Проведите анализ выдержек из текстов представителей разной идеологической ориентации советского и современного периодов. Сделайте выводы.
II. Задание повышенной сложности
Сформулируйте основные положения концепции В. А. Сухомлинского о трудовом воспитании и обучении.
Рекомендуемая литература:
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.
2. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А. Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009.
3. История педагогики:www.gala-d.ru
4. История педагогики. Развитие школы и педагогики в США, Европе и России. www.historyofpedagogy.ru
5. История педагогики. Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html
6. Моносзон, Э. И. Становление и развитие советской педагогики. 1917–1987 / Э. И. Моносзон.– М: Просвещение, 1987.– Гл. IV–VII, п. 2.
7. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа. Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской школе. Гл. VI: Трудовое воспитание / В. А. Сухомлинский // Хрестоматия о трудовом воспитании / Сост. Д. А. Аксенов.– М.: Просвещение, 1983.– С. 249–291.
8.Учебные материалы по педагогике в электронном виде. www.pedl.b.ru /Books/istoriya_pedagogiki/
9. Учитель: личность и деятельность: Учеб.-метод. пособие/С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова.- Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010