Его значение в развитии личности детей дошкольного возраста
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ
Методические рекомендации
По изучению курса
Учебно-методическое пособие
Специальность: 050717
Специальная дошкольная
педагогика психология
ЧЕРЕПОВЕЦ
Рассмотрено на заседании кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, протокол № 13 от 15.05.07.
Одобрено редакционно-издательской комиссией Института педагогики и психологии ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № от 23.05.07г.
Составитель: Л.А.Пепик, канд. пед. наук, доцент
Рецензенты: Н.А.Борисова, канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ);
Е.Л.Перченко, канд. психол наук, старш. преподаватель (ГОУ ВПО ЧГУ).
Научный редактор: О.А.Денисова, канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)
ã ГОУ ВПО Череповецкий государственный
университет, 2007
Введение
Курс «Методика обучения конструированию» относится к числу специальных дисциплин и занимает важное место в подготовке студентов по специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология (квалификация: педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии; специализация: детский практический психолог).
Целью данной дисциплины является подготовка студентов к обучению конструированию и развитию конструктивных способностей детей в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) компенсирующего вида. В связи с этим важно раскрыть студентам-дефектологам значение конструктивной деятельности для психического развития различных категорий проблемных детей, вооружить их конкретными знаниями в области содержания и методов обучения конструированию детей, воспитывающихся в учреждениях компенсирующего вида. Необходимо показать, что в условиях специально организованного обучения конструктивная деятельность детей с отклонениями в развитии может не только достигать значительного развития, но и оказывать коррекционно-развивающее воздействие на их интеллектуальную, а также эмоционально-личностную сферу.
При изучении данного курса студенты опираются на знания, умения и навыки, которые были приобретены на занятиях по общей, возрастной, а также специальной психологии и педагогике и охватывают широкий круг проблем, связанных с изучением, обучением и воспитанием детей с нормальным и отклоняющимся развитием, основными принципами и методами работы с ними.
Изучение курса «Методика обучения конструированию» предусматривает не только усвоение необходимого теоретического материала, но также различные практические виды работы студентов: организация наблюдений за конструктивно-игровой деятельностью детей, анализ занятий в дошкольных учреждениях компенсирующего вида, самостоятельное планирование и составление конспектов занятий, разработка педагогических рекомендаций и др.
Цель данного пособия – помочь студентам приобрести, систематизировать, обобщить и уточнить знания по методике обучения конструированию, а также указать основные направления для самостоятельной работы, обеспечить необходимым методическим руководством для ее осуществления. В связи с этим пособие содержит подробные методические рекомендации к самостоятельной работе студентов, планы семинарских занятий, указания на литературные источники.
Методические рекомендации
К самостоятельной работе студентов
Тема 1. Своеобразие конструирования как вида деятельности.
Его значение в развитии личности детей дошкольного возраста
Начиная изучение материала по данной теме, прежде всего, необходимо сформулировать понятие «конструирование», дать развернутую характеристику конструирования как одного из продуктивных видов деятельности, тесно связанного с игрой и отвечающего интересам и потребностям ребенка-дошкольника. Особо следует остановиться на раскрытии моделирующей природы конструирования – его направленности на создание конструкций, являющихся моделями реальных предметов. Данный вопрос требует ознакомления с материалами исследований Л.А.Венгера, Р.И.Говоровой, О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой и др., рассматривающих способность к наглядному моделированию как основу умственного развития ребенка в дошкольном возрасте.
Далее студентам необходимо охарактеризовать основные виды конструирования детей дошкольного возраста, сравнить техническое и художественное конструирование, отличительные особенности которых можно представить в виде схемы (см. схему 1).
Схема 1
Виды конструирования
Техническое Художественное
Изучение данной темы также предполагает изучение специальной литературы, в которой раскрываются коррекционно-развивающие возможности конструированияв работе с детьми с нарушениями развития. При подготовке ответа на данный вопрос можно придерживаться следующего плана:
- конструирование и сенсорное развитие ребенка;
- конструирование и коррекция недостатков умственной деятельности;
- конструирование и развитие речи;
- конструирование и развитие личности ребенка;
- конструирование и развитие навыков сотрудничества, кооперации у детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста.
Тема 2. Особенности конструктивной деятельности дошкольников