Семинарское занятие по теме 8
Методы обучения и их классификация
Вопросы для рассмотрения:
1. Раскройте сущность понятий «метод обучения», «приём обучения». Обусловьте их взаимосвязь.
2. Продемонстрируйте многообразие подходов к классификации методов обучения (Б.В. Всесвятский, Е.А. Голант, Е.И. Петровский, Ю.К.Бабанский, И.Ф. Харламов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.В. Хуторской В. В. Краевский). Укажите достоинства и недостатки предложенных классификаций.
3. Охарактеризуйте методы контроля и самоконтроля в обучении. Охарактеризуйте каждый их них, применительно к учебно-воспитательному процессу.
4. Подготовьте самостоятельную групповую модель воспитательного мероприятия, используя при этом:
- методы организации учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности.
Литература
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М., 1997.
2. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 2000
3. Капранова, В.А. Основы школьной дидактики: учеб. Пособие. – Мн., 2002
4. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. Пособие для студентов. – М., 1999
5. Подласый, И.П. Педагогика. – М., 1999
6. Харламов, И.Ф. педагогика. – Мн., 2001
7. Хуторской, А. В. Современная дидактика. - СПб., 2001.
Семинарское занятие 9
Формы обучения. Урок – основная форма организации учебного процесса в школе
Вопросы для рассмотрения:
1. Определите и охарактеризуйте общие формы организации процесса обучения (индивидуальная, индивидуально-обособленная, грколлективная, фронтальная); конкретные (урок, внеурочные факультативные кружки, олимпиады, экскурсии).
2. Обоснуйте урок как основную форму организацию учебного процесса. Назовите основные признаки классно-урочной системы.
3. Охарактеризуйте типологию и структуру урока. Используйте при этом теорию поэтапного формирования умственных действий учащихся на уроке.
4. Проанализируйте систему требований к современному уроку. Укажите значимость образовательной, воспитательной и развивающей функций в содержании урока.
5. Охарактеризуйте нестандартные уроки. Определите их значимость в активизации познавательной активности учащихся.
6. Подготовьте самостоятельное сообщение по одной из тем:
1. Я.А. Коменский и современный урок
2. Современные дидакты и их вклад в педагогическую науку.
3. Урок, который интересен…
Литература
1. Капранова, В.А. Основы школьной дидактики. – Мн., 2002.
2. Ситаров, В.А. Дидактика. – М., 2002.
3. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учеб. для студентов пед. вузов / В. В. Краевский. - М., 2006.
4. Стастенин, В.А. и др. Педагогика. – М., 2002.
5. Харламов, И.Ф. Педагогика. – Мн., 2001.
6. Хуторской, А.В. Современная дидактика. – СПб, 2001.
Семинарское занятие 10
Методы, формы, средства процесса воспитания и самовоспитания
Вопросы для рассмотрения:
1. Раскройте содержание понятий «метод воспитания», «приём воспитания». Покажите зависимость методов воспитания от целей, принципов, содержания воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей подростков.
2. Продемонстрируйте существующие классификации методов воспитания.
3. Представьте и охарактеризуйте методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и опыта общественного поведения, методы стимулирования деятельности и отношений, методы контроля и самоконтроля в воспитании.
4. Обоснуйте значимость педагогического воздействия. Охарактеризуйте его функции и структуру.
5. Охарактеризуйте формы воспитательной работы.
6. Подготовьте самостоятельную модель воспитательного мероприятия. Определите его цель, задачи, содержание, форму, систему методов. Укажите при этом возрастные особенности подростков.
Литература
1. Агафонова, А. Практикум по общей педагогике. – СПб., 2003.
2. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб, 2000.
3. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2004.
4. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учебно-методическое пособие для вузов. – СПб., 2005.
5. Закон «Об образовании в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь». – 2002. - №37. – с.5-24.
6. Подласый, И.П. Педагогика. – М., 1999.
Семинарское занятие11
Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
Вопросы для обсуждения
1. Раскройте содержание понятия «мировоззрение», определите его сущность и внутреннюю структуру. Определите роль научных знаний в формировании мировоззрения.
2. Охарактеризуйте виды мировоззрения, обоснуйте методы его формирования.
3. Определите цель, задачи и содержание нравственно- эстетического и гражданского воспитания учащихся.
4. Перечислите и аргументируйте средства, формы и методы нравственно- эстетического и гражданского воспитания учащихся.
5. Обоснуйте значимость деятельностного подхода в формировании мировоззрения, методы нравственно- эстетического и гражданского воспитания учащихся.
Литература
1. Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Б. Т. Лихачев. – М. – 1996.
2. Сластенин, В. А. Общая педагогика: в 2кн./ В.А.Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М., 2002.
3. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. – М.,1999.
Семинарское занятие 12
Воспитание учащихся в коллективе, семье, социуме
Вопросы для обсуждения
1. Раскройте содержание понятий « семья», « семейное воспитание»
2. Перечислите и охарактеризуйте основные функции семьи
3. Раскройте содержание семейного воспитания. Охарактеризуйте особенности развития современной семьи и семейного воспитания.
4. Определите методы семейного воспитания.
5. Проанализируйте социальные и педагогические факторы, обуславливающие необходимость совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности.
6. Обоснуйте основные формы взаимодействия школы и семьи.
Литература
1. Коджаспирова, Г. М. Педагогика. / Г. М. Каджаспирова – М., 2004.
2. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания. – М., 2002.
3. Подласый, И. П. Педагогика: в 2 кн. / И. П. Подласый – М.,- 2000.
4. Сластенин, В. А. Общая педагогика: в 2кн./ В.А.Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М., 2002.
5. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов.- Мн.- 2000.