Категориальный анализ научного предмета педагогики. 35-38
Педагогика – наука об образовании как сущем культурной реальности.
Научный предмет педагогики – процесс педагогического развития и формирования ребенка в личность.
Категория развитие (личности) – несет в себе информацию о непрерывности, противоречивости, подъемах и спадах развития личности. Развитие – это линейное прогрессивное движение.
Категория формирование (личности) – подходит для научно-педагогического анализа не только результатов, но и прогнозов. В категории реализуется зафиксированная или проецируемая завершенность. Формирование – это условные результаты завершенности развития личности на определенном этапе.
По своей сути понятия развитие и формирование в предмете педагогики едины. Потребность в дополнительной категории с единой сутью возникает по двум причинам:
1 – для понимания развития не только как линейного, прогрессивного движения, но и как образования форм в результате развития;
2 – для обозначения условных резервов или завершенности развития явления, личности.
Категория личность – заключает в себе определенную статичность, т.е. некий результат в характеристиках сформировавшегося человека на конкретный момент его жизни.
Категория процесс. Процесс – суть и способ существования сущего, реальности, действительности, выступающей объектом или предметом научного познания, есть процесс. Это осознаваемое или неосознаваемое движение, непрерывное изменение, развитие или деградация, как поддающиеся наблюдению, так и невидимые
Т.к. в теоретической педагогике широко употребляется категория «система», рассмотрим эту категорию.
Категория система. Любая система – всегда одномоментный аналитический срез процесса, т.е. творение того или иного субъекта в научном познании или практики, «останавливающего» постоянно развивающуюся действительность. Системы возникают в сознании либо получают выражение в той или иной материальной форме.
Система – это иерархия структуры, структурных компонентов зафиксированного процесса, относительно аналитически выделенного системообразующего звена.
Выражение «развивающейся системы» научно некорректно. Т.к. развитие системы приводит к изменению системообразующего звена иерархичные преобразования в структуре системы исчезновение старой системы появление новой системы – это уже процесс. Всякий раз, рассматривая явление как системы, мы рассматриваем его в статике. Проводя анализ развивающейся системы, мы ведем речь уже не о системе, а процессе явления, т.е. о движении, изменении количественном и качественном. Не бывает хороших и плохих педагогических систем, средств, методов – это иллюзия. Любое педагогическое явление – всегда процесс. Системный подход – один из важнейших способов познания пед.процессов в их разнообразных формах. Пед.процесс – основная форма реализации пед.практики. Никакая система никогда не в состоянии угнаться за пед.процессами, т.е. за практикой, за жизнью. Разрабатываемые и рекомендуемые системы, средства, методики, их вероятная эффективность всегда обуславливаются непрерывным качественным и количественным обновлением каждого структурного компонента процесса в каждый последующий момент развития, т е непрерывным преобразованием всего процесса. Изменения ведут либо к усилению формирующих потенциалов пед.процесса, либо к их ослаблению потенциала процесса.