Темы индивидуальных творческих работ

1. Напишите сочинение «Если бы педагогом был я…», в котором изложите свои взгляды на свои проблемы образования и воспитания, опишите наиболее эффективные, на ваш взгляд, методы обучения и воспитания, стили педагогического общения и др. Постарайтесь, наряду с изложением своей точки зрения, продемонстрировать психолого-педагогическую компетентность.

2. Основные психологические теории о содержании и сущности учения (бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитизм, деятельностная теория, гуманистическая психология).

3. Ваше восприятие афоризма Ш.А. Амонашвили. «Учитель – это стекло, через которое ребенок смотрит в мир».

Практикум

По алгоритму провести апробацию методик:

1. Оценка стиля коммуникативной деятельности своего преподавателя;

2. Тест качества общения в системе «учитель- ученик».

Литература

1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1988.

2. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 5 т. – М., 1981.

3. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. – М., 1992.

5. Бондаревская Е.В. Отечественная культурно-педагогическая традиция. Ч. 1.-Ростов н / Дону., 1999.

6. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985.

7. Кукушкин В.С. «Введение в педагогическую деятельность». – М., 2005.

8. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя. М., 1987.

Тема 7. Общие основы организации целостного учебно-воспитательного процесса

Основные положения лекции

Сущность, структура, противоречия, принципы, и технология учебно-воспитательного процесса. Целостность и общая содержательная характеристика учебно-воспитательного процесса.

Детский воспитательный коллектив как основная содержательная форма целостного учебно-воспитательного процесса, ядро воспитательной системы. Педагогические функции, стадии и механизмы становления детского воспитательного коллектива.

Педагогический статус и функции организаторов целостного процесса воспитания. Авторитет педагогов и воспитанников. Воспитательные функции учителей и родителей. Методы воспитания, классификация методов воспитания; педагогическое общение, индивидуально-личностное взаимодействие педагога и воспитанника.

Педагогическое искусство и мастерство. Сущность и компоненты педагогического искусства, сферы проявления педагогического мастерства.

Диагностика педагогического процесса: объекты и субъекты диагностирования, методология и методы диагностирования.

Семинарское занятие №4

Деловая игра «Творческое общение».

Темы индивидуальных творческих работ

1. Предложите вариант проведения учебной игры на тему «Педагогическое взаимодействие», «Общение».

2. Изложите Ваше собственное видение на следующие закономерности педагогического процесса:

а) «Секрет обучения заключается в уважении к ученику» Р. Эмерсон.

б) «Бойся думать без участия сердца» М.И. Пришвин.

Практикум

Рассмотреть вопросы оптимизации педагогического процесса в «подведомственной» вам школе.

Провестидиагностику и точный анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении затраты – продукты.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация обучения. – М., 1960.

2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1984.

3. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.

4. Педагогический поиск. – М., 1986.

5. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.

6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1988.

7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 8т. – М., 1981.

РАЗДЕЛ II. Теория и технология обучения (дидактика)

Тема 8. Теоретические основы обучения

Основные положения лекции

Общее понятие о дидактике (Я.А. Коменский «Великая дидактика»). Процесс обучения как целостная система. Обучение как процесс личностного развития учащихся и его исследование в дидактике. Становление современной дидактической системы.

Цели, задачи, функции обучения. Принципы обучения как категории дидактики. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования. Основные документы процесса образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа.

Организационные формы обучения, и их развитие в дидактике.

Методы обучения и активизация познавательной деятельности учащихся.

Коммуникационные средства обучения, их виды. Средства общения и средства учебной деятельности, ТСО.

Проверка и оценка результатов обучения. Методы и формы контроля. Проблемы контроля и оценки успеваемости учащихся. Основные этапы деятельности преподавателя по подготовке, проведению, анализу учебного занятия.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о целостном педагогическом процессе.

2. Основные виды обучения: информационно-объяснительное, проблемное, программированное.

3. Оценка и отметка: за и против.

Наши рекомендации