Темы индивидуальных творческих работ
1. Напишите сочинение «Если бы педагогом был я…», в котором изложите свои взгляды на свои проблемы образования и воспитания, опишите наиболее эффективные, на ваш взгляд, методы обучения и воспитания, стили педагогического общения и др. Постарайтесь, наряду с изложением своей точки зрения, продемонстрировать психолого-педагогическую компетентность.
2. Основные психологические теории о содержании и сущности учения (бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитизм, деятельностная теория, гуманистическая психология).
3. Ваше восприятие афоризма Ш.А. Амонашвили. «Учитель – это стекло, через которое ребенок смотрит в мир».
Практикум
По алгоритму провести апробацию методик:
1. Оценка стиля коммуникативной деятельности своего преподавателя;
2. Тест качества общения в системе «учитель- ученик».
Литература
1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1988.
2. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 5 т. – М., 1981.
3. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. – М., 1992.
5. Бондаревская Е.В. Отечественная культурно-педагогическая традиция. Ч. 1.-Ростов н / Дону., 1999.
6. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985.
7. Кукушкин В.С. «Введение в педагогическую деятельность». – М., 2005.
8. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя. М., 1987.
Тема 7. Общие основы организации целостного учебно-воспитательного процесса
Основные положения лекции
Сущность, структура, противоречия, принципы, и технология учебно-воспитательного процесса. Целостность и общая содержательная характеристика учебно-воспитательного процесса.
Детский воспитательный коллектив как основная содержательная форма целостного учебно-воспитательного процесса, ядро воспитательной системы. Педагогические функции, стадии и механизмы становления детского воспитательного коллектива.
Педагогический статус и функции организаторов целостного процесса воспитания. Авторитет педагогов и воспитанников. Воспитательные функции учителей и родителей. Методы воспитания, классификация методов воспитания; педагогическое общение, индивидуально-личностное взаимодействие педагога и воспитанника.
Педагогическое искусство и мастерство. Сущность и компоненты педагогического искусства, сферы проявления педагогического мастерства.
Диагностика педагогического процесса: объекты и субъекты диагностирования, методология и методы диагностирования.
Семинарское занятие №4
Деловая игра «Творческое общение».
Темы индивидуальных творческих работ
1. Предложите вариант проведения учебной игры на тему «Педагогическое взаимодействие», «Общение».
2. Изложите Ваше собственное видение на следующие закономерности педагогического процесса:
а) «Секрет обучения заключается в уважении к ученику» Р. Эмерсон.
б) «Бойся думать без участия сердца» М.И. Пришвин.
Практикум
Рассмотреть вопросы оптимизации педагогического процесса в «подведомственной» вам школе.
Провестидиагностику и точный анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении затраты – продукты.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация обучения. – М., 1960.
2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1984.
3. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.
4. Педагогический поиск. – М., 1986.
5. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.
6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1988.
7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 8т. – М., 1981.
РАЗДЕЛ II. Теория и технология обучения (дидактика)
Тема 8. Теоретические основы обучения
Основные положения лекции
Общее понятие о дидактике (Я.А. Коменский «Великая дидактика»). Процесс обучения как целостная система. Обучение как процесс личностного развития учащихся и его исследование в дидактике. Становление современной дидактической системы.
Цели, задачи, функции обучения. Принципы обучения как категории дидактики. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования. Основные документы процесса образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа.
Организационные формы обучения, и их развитие в дидактике.
Методы обучения и активизация познавательной деятельности учащихся.
Коммуникационные средства обучения, их виды. Средства общения и средства учебной деятельности, ТСО.
Проверка и оценка результатов обучения. Методы и формы контроля. Проблемы контроля и оценки успеваемости учащихся. Основные этапы деятельности преподавателя по подготовке, проведению, анализу учебного занятия.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие о целостном педагогическом процессе.
2. Основные виды обучения: информационно-объяснительное, проблемное, программированное.
3. Оценка и отметка: за и против.