Методические указания к практическим занятиям

Практикум по педагогике. Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики: учебно-методическое пособие для студентов пед. институтов / Г.М. Хафизова. – Набережные Челны: НГПИ, 2009. – 51 с.

Семинарские занятия рекомендуется проводить с использованием технологии проблемного обучения, технологии студенческого портфолио, с элементами диспута, тренинговых заданий. Семинарские занятия должны способствовать усилению мотивации студентов к выполнению заданий в рамках самостоятельной работы по разработке системы мер и перспектив продвижения студента к высшему уровню педагогического образования под руководством преподавателя. Для закрепления знаний, полученных студентами на лекционных занятиях, в ходе семинаров могут быть выборочно рассмотрены вопросы и задания, предлагаемые студентам в соответствии с прочитанными лекциями.

Для более эффективной организации учебного процесса применяются различные формы проведения семинаров:

Ø заслушивание докладов с их последующим обсуждением;

Ø развернутая беседа по плану преподавателя;

Ø семинары-диспуты и открытые дискуссии;

Ø комментированное чтение первоисточников;

Ø семинары-коллоквиумы;

Ø совместное обсуждение материалов, собранных творческими группами студентов (2-3 человека).

Использование разнообразных форм семинарских занятий позволяет развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы студентов, их творческую инициативу и самостоятельность, повышает уровень профессиональной компетентности. В ходе изучения курса придается большое значение организации контроля за процессом усвоения учебного материала. Для фронтального опроса используются «закрытые» тесты как более эффективная форма контроля знаний студентов.

Подготовка к семинарским занятиям строится на самостоятельной работе студентов с учебником, учебными пособиями, материалами хрестоматий и первоисточниками. При этом выделяются различные формы записей результатов анализа изучаемых статей, работ, трактатов, рукописей и других материалов, используемых для выполнения поставленных учебных задач.

Составление плана предполагает выделение студентом структуры и общей логики работы (статьи, трактата, первоисточника и т.д.), что способствует более углубленному пониманию текста, систематизации и обработке изучаемого материала. План статьи или какой-либо работы представляет собой своеобразный перечень основных мыслей, идей, их оглавление. Для составления плана следует разделить текст на части, каждая из которых должна охватывать определенную проблему или вопрос, поднимаемый автором. Затем необходимо озаглавить каждый пункт плана и пронумеровать заголовки. Эта система работы с текстом представляет собой простой план. Если каждый пункт плана разбивается на частные вопросы и подзаголовки, то результатом является сложный план. При составлении плана особенно важно выделять основные мысли или идеи автора, располагать их в логическом порядке и подбирать соответствующие заголовки к выделенным частям. Планы приобретают особую значимость при подготовке устных выступлений на основе анализа текстов и материалов.

Тезисыпредставляют собой кратко сформулированные основные положения статьи, работы, книги, трактата. Если план перечисляет вопросы, не раскрывая их, то тезисы, кратко передавая содержание материала, расшифровывают основные идеи и мысли автора. Составление тезисов требует определенных умений, среди которых наиболее важным является способность к обобщению и систематизации идей и мыслей, сформулированных в работе.

При составлении тезисов необходимо освоить прочитанный материал, осознать основные положения и логику их изложения, разбить материал на части и в краткой форме расшифровать каждый структурный раздел. Возможна нумерация тезисов.

Тезисы подразделяются на текстуальные (цитатные) и свободные. При составлении свободных тезисов особенно важно придерживаться стиля и терминологии автора для более точной передачи сути текста. При цитировании необходимо обязательно указать авторство цитаты, название работы, издательство, год издания и страницу, откуда взята цитата.

Характер тезисов зависит также от особенностей выполняемой работы:

Ø тезисы как обобщение и вывод из изученного и проанализированного материала;

Ø тезисы как основные положения и их обоснование, используемые при подготовке устного доклада или сообщения.

Выпискиявляются дополнением к тезисам. Поскольку тезисы не содержат ни объяснений, ни доказательств, то выписки позволяют дополнить тезисы фактами и аргументами. Выписки делают, как правило, на отдельных карточках. Текст выписки берется в кавычки, полностью указывается источник. При составлении выписок и ведении записей рекомендуется использовать красную строку, выделение цветом, римские и арабские цифры, буквы алфавита и т.д.

Конспект – один из основных видов работы с первоисточниками, представляет собой краткий очерк, обзор, изложение материала и включает основные мысли и идеи работы, изложенные в порядке их взаимосвязи. Конспектирование текстов проводится после их тщательного анализа и полного изучения (прочтения). Конспектирование способствует логизации мышления студентов, позволяет научиться точному и краткому выражению мыслей.

Конспект педагогического произведения должен отвечать ряду требований:

Ø краткости, так как сам термин «конспект» означает краткое изложение какого-то выступления, произведения и т.д. (размер конспекта составляет 7-10% от размера первоисточника);

Ø ясности, которой при сокращении изучаемого произведения в процессе конспектирования необходимо добиваться. Для этого необходимо некоторые положения автора формулировать своими словами.

Ø полноты и точности, которые не должны противоречить требованиям краткости и ясности. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений произведения, воспроизводящих авторскую логику изложения. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках, терминологии и стилистике автора, делая ссылки на страницу, откуда была взята цитата.

При конспектировании немаловажно делать определенные записи и пояснения, отражающие собственное отношение к тем или иным идеям и мыслям, высказанным в тексте; возможна формулировка возникающих по мере конспектирования вопросов и замечаний. Оформлять записи рекомендуем по такой форме. Лист тетради делят на две части: слева 1/3 листа, где записывается план конспектируемого произведения; справа 2/3 листа, где записываются тезисные ответы к этим пунктам плана. Такая форма записи дает возможность впоследствии делать дополнения, исправления, замечания, уточнения.

Различают два вида конспекта. Простой конспект представляет собой сплошную запись без оценки и анализа текста. Составление сложного конспекта требует более высоких аналитических умений работы с первоисточниками, так как необходимо расчленить текст на отдельные смысловые части, критически проанализировать и обобщить представленный материал.

Возможно составление конспекта сразу по нескольким источникам. Подобный вид работы называется сводным (тематическим) конспектом. Этот вид конспекта необходим для подготовки к проблемным семинарам, когда рекомендуется проанализировать несколько источников по одному вопросу. При составлении тематического конспекта следует первоначально ознакомиться с планом семинарского занятия, выделить логику и последовательность в изучении нескольких источников, составить план каждого из них и приступить непосредственно к конспектированию, следуя единому плану.

Критерии подготовленности студентов к семинарскому занятию:

Ø знание темы, рекомендованной основной и дополнительной литературы, точное и правильное конспектирование первоисточников в соответствии с планом семинара и предлагаемыми вопросами для обсуждения;

Ø подготовка по каждому вопросу плана и выбор проблемы для развернутого индивидуального выступления или обобщения материалов, над которыми работала творческая группа;

Ø психологическая готовность каждого участника семинара к выступлению и участию в общей дискуссии.

Глоссарий

Адаптация— способность организма (личности, функции) приспосабливаться к различным условиям внешней среды Приведение личности в такое состояние, которое обеспечива ет устойчивое поведение в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений структуры личности.

Анализ— в буквальном смысле расчленение (мнимое или| реальное) объекта на элементы. В широком смысле это сино ним исследования вообще. Самоанализ — одно из важнейших условий повышения эффективности педагогического процсс са, роста профессионализма учителя.

Анкета— методическое средство для получения первичной социологической и психологической информации на основ вербальной (словесной) коммуникации, форма заочного опро са, объединенная единым исследовательским замыслом; систе ма вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта или предмета анализа.

Анкетирование— метод массового сбора информации с по мощью анкет; анкетный опрос.

Валидность— способность психодиагностической методи­ки адекватно оценивать и измерять ту психологическую харак­теристику, для оценки которой она разработана. Различают содержательную, критериальную и конструктивную В. теста. По содержанию онаозначает проверку содержания теста с тем, чтобы установить, соответствует ли оно измеряемой об­ласти поведения. В. по критерию показывает, насколько можно судить по результатам теста об интересующем нас аспекте пове­дения индивида в настоящем или будущем. Чтобы ее опреде­лить, выполнение теста соотносят с критерием, т. е. независи­мой мерой того, что должен предсказать тест. Конструктивная В. определяется путем доказательства правильности теорети­ческих концепций, положенных в основу теста.

Взаимодействие— процесс непосредственного или опосредо­ванного взаимного влияния людей друг на друга, предполагаю­щий их взаимную обусловленность общими задачами, интереса­ми, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями. Признаки реального В.: одновременное существова­ние объектов; двусторонность связей; взаимопереход субъекта и объекта; взаимообусловленность изменения сторон; внутренняя самоактивность учеников.

Воспитание— целенаправленное управление процессом разви­тия человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Воспитательная система— комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятель­ности; отношений, возникающих между ее участниками; осво­енная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности В. с. Создается для реализации педагогиче­ских целей и обеспечения развития личности учащихся. Выде­ляют: традиционные В. с. массовых школ, малочисленных сель­ских школ, профильных учебных заведений и т. д.

Движущие силы развития— противоречия между возникаю­щими потребностями и возможностями их удовлетворения.

Девиантное поведение— система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам.

Диагностика — изучение объекта с целью определения его со­стояния, оценки ситуации, характеристики; раздел науки о мето­дах классификации и ранжирования людей по психологическим, психофизиологическим или педагогическим признакам.

Диалог— форма общения, состоящая, как правило, из че­редующихся реплик участников и опирающихся на психологи­ческое равенство их позиций.

Дидактика— наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации.

Дидактическая система— подсистема воспитательной сис­темы, совокупность целей, содержания образования, процес­са, методов и форм его организации.

Дискуссия— способ организации совместной деятельно­сти с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; метод обучения, повышающий интенсивность и эф­фективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины.

Дифференцированный подход— целенаправленное педаго­гическое воздействие на группы учащихся, которые существу­ют в сообществах детей как его структурные или неформаль­ные объединения или выделяются педагогом посходным индивидуальным качествам учащихся. Д. п. позволяет разраба­тывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельно­сти (что в массовой школе нереально), а для определенных ка­тегорий учащихся.

Дифференциация обучения— построение обучения на осно­ве разделения учащихся на группы. Каждую группу образуют учащиеся, характеризующиеся сходством определенных инди­видуально-психологических особенностей.

Закономерности педагогического процесса— существенные внешние и внутренние связи, от которых зависят направлен­ность процесса и успешность достижения педагогических це­лей. Внешние: гармонизация интересов общества и личности при определении целей и задач; обусловленность экономиче­скими, политическими и духовными факторами. Внутренние: зависимость от возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых; единство действий участников; взаимосвязь процессов образования, воспитания и развития; единство це­лей, форм, методов и содержания.

Запущенность педагогическая— устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подрост­ков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошиб­ками в воспитании.

Знание— результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории).

Идентификация— 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) упо­добление, отождествление с кем-либо, чем-либо; процесс усвое­ния социальных ролей, отождествление индивида с реальным или воображаемым объектом.

Идентичность— ощущение самотождественности, непре­рывности себя во времени, чувство «я тот же самый»; устой­чивый, личностно принимаемый образ себя во всем богатстве взаимосвязей личности с окружающим миром (включает об­раз-отношение к своему телу, личностным особенностям, со­циальному статусу, расовой и национальной принадлежно­сти).

Иерархия— расположение элементов или частей целого в порядке от высшего к низшему.

Индивид— 1)человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобре­тенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдель­ный представитель человеческой общности.

Индивидуальный подход— осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть И. п. составляет гибкое использова­ние различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.

Индивидуальность— неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в ка­честве субъекта развития общественно-исторической культу­ры. И. определяется как внутренний психический мир челове­ка, включающий основные ее сферы: интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-прак­тическую, саморегуляции и экзистенциальную.

Инновация— создание, распространение и применение но­вого средства (новшества). Деятельность по поиску и получе­нию новых результатов, способов их получения.

Интервью— способ получения социологической и психо­логической информации с помощью устного опроса при непо­средственном контакте с опрашиваемым.

Исследование— процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерно­стях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, о содержании, принципах, методах и организацион­ных формах деятельности. Объектами педагогических И. явля­ются педагогические системы, явления, процессы. Объектами психологических И. являются личность, группа.

Классно-урочная система— организация учебного процес­са, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной фор­мой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Уро­ки проводятся по расписанию, составленному на основе учеб­ных планов.

Концепция— совокупность, система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единичный, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо научного труда, произ­ведения.

Коррекция— система педагогических и лечебных меро­приятий, направленных на преодоление или ослабление не­достатков психического и физического развития.

Культура— совокупность материальных и духовных ценно­стей, созданная человечеством в процессе общественно-исто­рической практики.

Лекция— систематическое, последовательное, монологи­ческое изложение преподавателем (учителем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Выделяют следующие виды Л.: вводные, установочные, теку­щие, обзорные, заключительные. Одно из главных требова­ний к Л. — целостность и систематичность изложения, а структура ее зависит от особенностей учебного материала и дидактических целей.

Личностный подход— последовательное отношение педа­гога к воспитаннику как к личности, как к сознательному от­ветственному субъекту собственного развития и воспитания, это — базовая ценностная ориентация педагога, определяю­щая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Он предполагает помощь воспитаннику в осоз­нании себя личностью, выявлении и раскрытии его возмож­ностей, становлении самосознания, самореализации и само­утверждении.

Метод— способ, путь научного познания, достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод воспитания— совокупность наиболее общих спосо­бов решения воспитательных задач и осуществления воспита­тельного взаимодействия.

Методика— частный вариант метода, нестандартизован-ный метод исследования.

Методология— учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, теоретическое обоснование совокупности методов, их единства и связей. М. науки дает характеристику компонентов исследования: его объекта, предмета, целей и задач.

Моделирование— метод исследования социальных явлений и процессов, основывающийся на замещении реальных объек­тов их условными образами, аналогами. В М. воспроизводятся свойства, связи, тенденции исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение.

Наблюдение— метод научного исследования, целенаправ­ленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности че­ловека в различных естественных условиях.

Обработка результатов— один из обязательных этапов проведения исследования, следующий за сбором эмпириче­ских данных. Предполагает использование логических прие­мов (классификация, группировка, сопоставление, выбра­ковка и т. п.) для качественных показателей и математических приемов и методов (суммирование набранных баллов, подсчет статистических показателей, дисперсии, корреляционного анализов, регрессионного и кластерного анализов и др.), для количественных результатов.

Образование— процесс и результат усвоения систематизи­рованных знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Служит необходимым условием подготовки человека к жизни в обще­стве, к профессиональной и трудовой деятельности. Основ­ной путь получения О. — обучение в учебных заведениях под руководством педагогов. Кроме того, значимым оказывается самостоятельное совершенствование человека в различных | областях знаний (самообразование). Уровень О. обусловлива­ется требованиями производства, общественными отноше­ниями, состоянием науки, техники и культуры.

Обучаемость— индивидуальные показатели скорости и ка­чества усвоения человеком знаний, умений и навыков в про­цессе обучения.

Обучение— целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляются образо­вание и развитие человека. Процесс О. двусторонний: включа­ет в себя процесс учения (деятельность ученика) и процесс преподавания (деятельность педагога).

Онтогенез— развитие особи от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти.

Опрос— метод получения информации об объективных и субъективных фактах со слов респондента (опрашиваемого).

Педагогика— наука, изучающая сущность, закономерности тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

Педагогика специальная— наука о воспитании и обучении аномальных детей.

Педагогическая система— множество взаимосвязанные структурных компонентов, объединенных единой образователь­ной целью развития личности, функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая технология— совокупность знаний о спо­собах и средствах осуществления педагогического процесса.

Педагогический процесс— динамическая система, системо­образующим фактором которой является педагогическая цель, а общим качеством — взаимодействие педагога и ученика.

Развитие— в философском аспекте это необратимое, на­правленное, закономерное изменение материальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта. Процесс становления личности под влиянием внеш­них и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Р. предполагает количественные и ка­чественные изменения в человеке.

Рефлексия— процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Система— упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое це­лое. Признаки С: элементность строения в пределах от двух до бесконечности; взаимодействие элементов, наличие сис­темообразующего фактора; иерархия связей, целостность, единство. Компоненты педагогической С: педагогические цели, участники педагогического процесса, взаимодействие педагогов и учащихся, педагогические средства, управление педагогическими процессами.

Система образования— совокупность преемственных обра­зовательных программ и государственных стандартов различно­го уровня и направленности, сети реализующих их образова­тельных учреждений и органов управления образованием.

Содержание воспитания— система знаний, убеждений, на­выков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведе­ния, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Содержание образования— педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой дея­тельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвое­ние которой призвано обеспечить формирование разносто­ронне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества; сис­тема научных 'знаний, практических умений и навыков, а так­же мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, ко­торыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Социализация— интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности; формирование го­товности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, освоение этих ролей. При этом происходит социальное самоопределение — выбор детьми своей роли и позиции в об­щей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных инте­ресов и потребностей.

Средства педагогические— материальные и нематериаль­ные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности (магнитофон, спортивные снаряды, речь, жест и т. д.).

Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Тестирование— объективная и стандартизованная процедура испытаний, которым подвергается человек, специфический ин­струмент для оценивания психологических качеств личности. Оно состоит из ряда заданий или вопросов, которые предлага­ются в стандартных условиях и измеряют определенные осо­бенности поведения на основе специальных способов оценки выполнения теста.

Технология— рациональное (стабильное) сочетание не­скольких последовательно применяемых операций для получения какого-либо продукта. Т. может восприниматься как логически-операционально воспроизводимое ядро ме­тодики. Признаки Т.: постановка целей, оценивание педаго­гических систем, обновление планов и программ на альтер­нативной основе, операционные компоненты, средства и способы организации деятельности, постоянный рост эф­фективности процесса, потенциально воспроизводимые пе­дагогические результаты.

Умения— овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Учение— одна из сторон процесса обучения, активная деятельность обучающихся, направленная на овладение запа­сом знаний, приемами их самостоятельного приобретения и применения.

Форма организации обучения— дидактическая категория, обозначающая внешнюю сторону организации учебного про­цесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и методом обучения, а также порядком его осуществления. Су­ществуют следующие основные формы организации учебной работы: урок, экскурсия, факультативные занятия, домашняя учебная работа, формы трудового и производственного обуче­ния, формы внеклассной работы (кружки, студии, научные общества, олимпиады).

Целеполагание— способ выдвижения и обоснования педаго­гических целей, отбор путей их достижения, проектирование ожидаемого результата (определяется программа будущего, предположение о будущем).

Целостность педагогического процесса— синтетическое ка­чество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий субъектов, функционирующих в нем. Это единый и неделимый педагогический процесс, которому присущи внут­реннее единство составляющих его компонентов, их гармони­ческое взаимодействие.

Цель— идеальный образ желаемого будущего результата человеческой деятельности; осознанное представление о ко­нечном результате деятельности (не всегда совпадает с ре­зультатом). Педагогическая Ц. — прогнозируемый результат педагогической деятельности (изменения в учащихся). Выде­ляют различные виды Ц.: стратегические, тактические, груп­повые, индивидуальные.

Эксперимент— метод сбора научных фактов в специально созданных условиях.

Наши рекомендации