Теоретическая готовность
1) аналитические умения
2) прогностические умения
3) проективные умения
4) рефлексивные умения
Практическая готовность:
1. организаторские 2. коммуникативные
умения умения
* мобилизационные (собр.вним.) * перцептивные (пед. общение)
* информацион. (уметь печатать) * умение педагогически общаться
* развивающие (развивать работу с
опорой на активность ребенка)
* ориентационные (формирование
на морально-цен. ориентировки)
Педагогическое мастерство– это комплекс свойств личности, которые обеспечивают высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.
Элементы педагогического мастерства:
1) гуманистическая направленность личности
2) профессиональные знания
3) педагогические способности
4) педагогическая техника
5) педагогический такт
Элементы педагогической техники:
1) пантомимика
2) мимика
3) техника речи
4) дикция
5) ритмика
Сухомлинский: «Надо прежде всего понимать …… детского сердца».
«Нельзя допускать прорастания угрюмости, надо общаться с юмором, быть оптимистом».
Макаренко: «Как можно больше требовательности, как можно больше уважения к ученику».
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
Педагогическая наука– это наука о закономерностях процесса воспитания и образования детей и взрослых.
Постоянные задачи
Задачи педагогики:
1) вскрыть закономерности в педагогической науке
2) изучение и обобщение педагогического опыта. Не только положительной, но и отрицательный опыт
3) педагогическая инноватика – разработка новых методов, форм, средств в педагогической науке
4) педагогическая футурология – прогнозирование образования на ближайшее отдаленное будущее
5) внедрение современных методов в педагогическую практику
Временные задачи: создание образовательных стандартов, создание электронной библиотеки, базы данных.
Воспитание 1 –функция человеческого общества по передаче ранее накопленного обществом (зун, творчч. труд. деятельности, ценност. ориент) от старшего поколения к младшему двумя способами: 1) через специально организованные формы (система образования), 2) естественное усвоение (через межпоколенные связи и влияние среды)
Воспитание 2- целевая система преподавания по созданию условий для развития личности, как субъекта деятельности, как индивидуальности.
Воспитание как категория имеет 4 характеристики: 1 – вечна, 2 – социальная, 3 – историческая, 4 – классовый характер основного понятия.
Обучение – целевая система преподавания по созданию условий для активной учебно-познавательной деятельности учащихся, в процессе которой они овладевают * з.у.н, * опытом творческой деятельности, * опытом эмоциональных ценностных отношений.
Самовоспитание – это целенаправленная работа личности над своим духовным ростом.
Перевоспитание – корректировка поведения личности
Образование– это целенаправленная система преподавания по созданию условий для овладения младшим поколением: *зун, * способами деятельности, * опытом творческой деятельности, * опытом эмоционально ценностных отношений.
Система педагогических наук– это совокупность педагогических наук о воспитании и образовании детей и взрослых.
Отрасли педагогики: 1.Препатальная – наука о закономерности образования и обучения детей внутри утробы матери. 2. Ясельная педагогика – младший возраст. 3. Дошкольная – детей дошкольного возраста. 4. Школьная – детей школьного возраста. 5. Педагогика средне-специального образования. 6. Педагогика профессионально-технического образования. 7. Педагогика высшей школы. 8. Производственная. 9. Военная. 10. Социальная – внешкольное образование. 11. Третьего возраста – пенсионного возраста. 12. Исправительно-трудовая – людей, находящихся в заключении. 13. Сравнительная – сравнивание в разных странах. 14. Лечебная – больных, недомогающих. 15. История педагогики – исследование педагогического наследия. 16. Методики обучения детей и взрослых. 17. Специальные педагогические науки – работа с детьми и взрослыми, которые имеют физические отклонения в развитии *сурдопедагогика (глухие), * тифлопедагогика (плохо видящие и слепые), * олигофренопедагогика (умственно-отсталые)
Метод – способ познания окружающей действительности
Методы исследования –способы решения научно-исследовательских задач
Группа методов.
Метод естественных наблюдений – т.е. непосредственное восприятие изучаемых явлений * непосредственные * апосредованные. Сплошные дискретные наблюдения. …………… наблюдения – длительное время ретроспективные – в прошлом. Ср. Написание протоколов, дневниковые записи, видеозаписи и т.д.
Опросные методы – беседа, анкетирование, интервью. Анкетирование – открытое, т.е. есть вопрос, но нет ответа, закрытое – наоборот, смешанное.
Педагогический эксперимент – цель – проверить гипотезу опытно
1) констатирующий эксперимент – выявить проблему
2) формирующий – по определенному плану внедряется та или иная методика
3) контрольный эксперимент – проверка внедрений методики
Социометрические методы – направлены на выяснение межличностных отношений – тестирование, методы псих. диагностики.
Методы изуч. документации
Методы изучения продуктов деятельности – творческие работы, аппликация
Методы моделирования – моделирование ситуаций
Методы провокаций – не приветствуется в ток-шоу
Мет оды мемуаров, анализ мемуаров (твой дневник – анализ изменений)
Методы математического исследования