Психология и педагогика
Допущено Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений
Москва • 2004 |
Одобрено Учебно-методическим объединением по психологии университетов России
УДК [316+37](075.8) ББК 88я73+74.00я73 С81
Одобрено и рекомендовано к изданию Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник»
Рецензенты:
д-р социол. наук, проф. В.М. Кукушин
(нач. кафедры психологии, педагогики и организации
работы с кадрами Академии управления МВД РФ);
д-р психол. наук, проф. А.И. Панкин;
заслуженный работник высшей школы РФ, д-р пед. наук, проф. ИВ. Горлинский;
кафедра психологии и педагогики в деятельности органов внутренних дел
Юридического института МВД России
(нач. кафедры д-р юрид. наук, проф. Ю.В. Наумкин)
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
Столяренко А.М. С81 Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с. ISBN 5-238-00259-9
Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными образовательными требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и комплексом дидактических единиц по дисциплине «Психология и педагогика».
Содержание пособия основано на современных достижениях отечественной и мировой психологии и педагогики. Теоретические вопросы излагаются достаточно популярно, хорошо иллюстрированы и сочетаются с раскрытием их практической значимости для жизни взрослого человека и профессиональной деятельности специалиста.
Для студентов вузов всех специальностей, а также для желающих овладеть основами психологии и педагогики.
ББК 88я73+74.00я73
ISBN 5-238-00259-9 О A.M. Столяренко, 2001
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2001 Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства
Предисловие
Российское общество переживает сейчас сложный период перехода от одной общественно-экономической системы к другой. Надежды его граждан и усилия государства направляются на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе, отвечающем уровню достижений человеческой цивилизации и воплощающем в большей степени, чем прежде, идеалы добра, справедливости, свободы, защиты от беззакония и зла, обеспечивающем людям равные возможности для самореализации и достойной жизни. Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой или по желанию кого-то «сверху». Что бы ни говорили пессимисты, но он зависит от всех граждан России. Невозможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. И общество всегда таково, каковы его граждане и их активность. Жизнь в обществе может стать лучше, если станут лучше его граждане — образованнее, умнее, культурнее, гуманнее, демократичнее, порядочнее, справедливее, профессиональнее, способнее как по личным качествам, так и по поведению.
Все это особенно значимо для молодого поколения россиян. Будущее России и жизнь в ней принадлежит ему, и оно будет благополучнее, если станет совершеннее само поколение. Верно сказано, что человечество топталось бы на месте, если бы дети не превосходили своих родителей. Но такое совершенство не приходит само собой. Помогать молодым людям стать совершеннее, достигать большего призвана система образования в стране, являющаяся ускорителем социального прогресса.
Предисловие
Современная концепция высшего образования в России исходит из того, что образованный человек должен хорошо разбираться в жизни, людях, их отношениях. Каждый хочет быть сильным, умелым, уважаемым, успешным в жизни. Для этого ему необходимо бережно относиться к самому себе, правильно оценивать себя, полно использовать возможности для саморазвития, умело направлять свое поведение, чтобы держать свою судьбу в собственных руках. Это возможно, если он обладает соответствующими научными знаниями в области психологии и педагогики, а не руководствуется обывательскими представлениями.
Психология и педагогика — науки о жизни. Это прикладные науки. Их знания — не балласт для памяти, который можно выбросить после сдачи зачета или экзамена. Они должны войти в систему мировосприятия, практического мышления образованного человека, его внутренних установок и привычек, использоваться как инструмент при решении проблем жизни и профессиональной деятельности. Именно в таком эвристическом ключе и раскрываются они в учебном пособии.
Самым непонятным в этом мире является то, что он все-таки понятен.
А. Эйнштейн
Раздел 1.
Психология и педагогика:
Основы
Глава 1