Особенности дошкольного образования в ДДУ
Детское население является наиболее чувствительным контингентом, реагирующим на изменения, происходящие в социальных, экономических, экологических и гигиенических условиях жизни. Это объясняется незавершенностью роста, развития и совершенствования функционирования всех систем организма ребенка. Физическое (ФР) и биологическое развитие (БР) детей- уникальные показатели здоровья населения, на которых удается проследить как эпохальные изменения биологической природы человека, так и сравнительно кратковременные эффекты в отношении популяции.
Установленно, что неблагоприятные факторы внутренней среды и организация учебно- воспитательного процесса, определяющие неудовлетворительный уровень санитарно- гигиенического благополучия, влияют на уровень развития адаптационных процессов у дошкольников.
В последние годы, когда в связи с политическими и экономическими преобразования в различных странах изменился и образ жизни людей, все чаще появляются публикации, свидетельствующие о негативных тенденциях в процессе роста и развития детей, все чаще встречается термин "децелерация роста", через который раскрываются кардинальные изменения процесса роста и развития детей прежде всего в эпохальном аспекте.
Успешность и эффективность адаптации ребенка к школе во многом связана с его готовностью к началу систематического обучения. Образовательная среда требует такого уровня развития, который бы дал ему возможность приспособиться к новым условиям жизнедеятельности, овладеть знаниями, умениями, нормами и правилами поведения без излишнего нервно - психического напряжения. Известно, что значительная часть современных детей, поступающих в первый класс, не соответствуют по своему морфофункциональному и психофизиологическому развитию паспортному возрасту. Сегодня неготовность ребенка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, школьных неврозах, вегетативной дисфункции, повышенной тревожности и депрессии, а также других неблагоприятных изменениях функционального состояния (ФС) организма, пограничного, зачастую и клинического уровня. Все это вызывает необходимость поиска новых путей, средств и методов диагностики и коррекции неготовности детей к обучению в школе, улучшение адаптации к образовательной среде.
Решение данной задачи невозможно без углублённого изучения факторов готовности к обучению. Вероятно, не все они выявлены и описаны. Мало того, анализ литературы показывает, что существуют различия во взглядах специалистов на значимость отдельных факторов, характеризующих эту готовность. До недавнего времени преимущественно изучались педагогические, морфологические и психологические аспекты школьной готовности, значительной меньше - психофизиологические. Результативное управление процессом адаптации первоклассников к образовательной среде невозможно без знания структуры психофизиологических факторов, определяющих готовность детей к школе. Это необходимо для эффективной организации процессов и улучшения ФС повышения успешности учебной деятельности. В этой связи актуально дальнейшая разработка проблемы психофизиологических факторов готовности детей к обучению в школе.
Особое внимание должно быть уделено формированию и развитию. Целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию потенциальных возможностей успешной биологической и социальной адаптации, что возможно только в условиях дошкольных образовательных организаций (ДОО) компенсирующей направленности.
Государственный стандарт дошкольного воспитания и обучения в Республике Казахстан включает систему требований к психолого- педагогическим основам воспитания и обучения детей в детском саду и группах предшкольной подготовки. Стандарт задает правила организации педагогического процесса, определяет роль и место его участников, регулирует отношения системы дошкольного воспитания и обучения с семьей и сообществом.
Объективная необходимость создания и введения государственного стандарта дошкольного воспитания и обучения в РК продиктована следующими факторами:
- потребностью в сохранении и развитии организаций дошкольного образования, расширении доступа к дошкольным образовательным услугам, в оказании помощи семьям, воспитывающим детей в домашних условиях;
- переходом общеобразовательной школы на 12- летнюю систему образования;
- вариативностью форм дошкольного образования как основы для обеспечения единого пространства детского развития и творчества педагогов;
- необходимостью формирования ключевых компетентностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей;
- обеспечением взаимодействия организаций дошкольного образования и семьи с целью вовлечения родителей в педагогический процесс дошкольной организации и групп предшкольной подготовки;
- необходимостью использования инновационного опыта отечественной и зарубежной науки по организации развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Многообразие различных видов и типов образовательных учреждений и реализация вариативности обучения нередко игнорируют дифференцированный подход в обучении ребенка в соотвествии с его наклонностями, интересами, способностями и возможностями организма.