Объект,предмет,функции и задачи педагогики
Педагогика - это самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения.
объектомпедагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования.
Образование-единый процесс физического и духовного становления личности,процесс социализации сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы,на историески зафиксированные в общественном сознании соц.эталоны.
Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях
Функции педагогики:
*Теоретическая функция:
изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);
выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);
проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень)
Практическая функция:
- разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);
-внедрение достижении науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);
-анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень)
Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.
задачами педагогики являются:
-анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;
-разработка теоретико-методологических основ образования;
-выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;
-определение содержания образования в конкретных условиях;
-разработка образовательных стандартов;
-разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
-изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций;
-внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;
-изучение истории развития образования и педагогической мысли
Категориальнй аппарат педагогики.
Любая наука имеет некое расслоение в своей структуре.Педагогка не исключение.
А) Педагогическое взаимодействие.
(это преднаеренный контакт педагога и воспитанника,следствием которых являются взаимные изменения их поведения,деятельности и отношениях)
Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание).
Б) Педагогческая деятельность.
(предствляется особым видом социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования: передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъект-объектные отношения в педагогическом процессе.(т.е.выводится следующий постулат:если есть субъект управления, то должен быть и объект.)) В результате в педагогике субъект — это педагог, а объектом, естественно, считается ребенок, школьник или даже обучающийся под чьим-то руководством взрослый. Представление о педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления.
Структура современной педагогики и тенденции развития ее отраслей.
Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:
*общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;
*возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;
*коррекционная(социальная) педагогика - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);
*частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;
*история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;
*отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).
*Профессиональная педагогика изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека.