Речевое общение с ходунком: что он понимает и что он не может понять

Хотя начинающие ходить дети еще плохо говорят, это не значит, что они не понимают, чего вы добиваетесь от них. Ваша линия поведения с ними: то, что, по-вашему, ребенок-ходунок понимает, вам следует «возвести в квадрат». Возможно, ребенок способен мыслить, по крайней мере, на таком уровне.

Отклик на указания. В год и три месяца ходунки начинают откликаться на простые указания, вроде таких: «Иди принеси мячик». К двум годам они могут выполнить двухэтапное указание: «Найди, пожалуйста, свои ботиночки и принеси их мне». До полутора лет ходунки редко реагируют на словесное остережение, если оно не сопровождается вашими активными действиями. Совершенно бессмысленно кричать: «Не тяни кошку за хвост!» Вам придется встать, пересечь комнату, высвободить кошкин хвост из детских пальчиков и показать ребенку, как обращаться с кошкой, сопровождая урок словесным поучением: «Погладь кошечку. Приласкай кошечку. Никогда не тяни кошечку за хвост». К двум же годам дети уже способны следовать словесным указаниям без их «физического» подкрепления.

УВАЖАЙТЕ МАЛЕНЬКИХ ЗАХВАТЧИКОВ!

У вашего ходунка в руках открытая банка с маслинами, а у вас – предчувствие, что вам вот-вот придется заняться вынужденной уборкой. Вы торопливо выхватываете банку из цепких ручонок. В ту же секунду ребенок запротестует и закапризничает. Да, вы сэкономили на моющих средствах, и пол остался чистым, однако теперь вам надо приводить в порядок эмоции ребенка.

Вырывать «трофей» у ребенка – какая бы ни была у вас на то причина – не очень правильно, потому что ваши действия являются все-таки насилием над личностью ребенка. И потом, вы подрываете свой авторитет воспитателя: вы совершаете тот самый поступок, который запрещаете ребенку. «Не хватай!» – говорите вы, выхватывая захваченное. Отбирая у малыша банку, вы провоцируете его возмущение, а кроме того, подкрепляете примером его захватническое умонастроение.

Есть лучший выход из положения. Установите с ходунком зрительный контакт и отвлеките его внимание на что-то другое, что ребенок любит. Если ребенок постарше, скажите, что вы поможете ему достать маслину, и укажите, куда поставить банку. Это всего лишь акт вежливости и уважения, по-настоящему «взрослый» подход к ситуации. Дети нуждаются в общении со взрослыми и в примере со стороны взрослых – показывайте им на своем примере, какого поведения вы ждете от них.

Годовалый ребенок может понять, что ваши «нет» и «прекрати» означают требование прекратить делать то, что он делает, и это предел разумения ребенка. Впрочем, желательно, чтобы вы объяснили свое требование: «Перестань. Не трогай, а то будет больно». С этими словами вы убираете ручки ребенка от опасного предмета. Со временем ваши пояснения могут стать подробнее: «Перестань. Не трогай, а то будет больно. Плита горячая!» Родителям обычно бывает ясно, насколько ребенок усвоил сказанное, – ясно по его реакции. Предназначенные ходункам объяснения должны быть простыми и краткими. Направьте лучше свою творческую энергию на подыскивание отвлекающих внимание ребенка занятий, вместо того чтобы подыскивать слова, комментирующие нежелательное поведение ребенка.

Родителям полезно помнить о таком факте развития детей: начинающий ходить ребенок мыслит конкретно. Он не способен обобщать. В полтора года ребенок может усвоить, что плита у вас на кухне горячая (обычно это болезненный для него опыт, потому что ребенок приобретает этот опыт самостоятельно, но изредка – под вашим разумным руководством). Однако не полагайтесь на то, что ребенок будет держаться подальше от включенной плиты в доме у бабушки. Разве ребенок в два года знает, что все включенные плиты горячие! Способность обобщать развивается у детей не раньше четырех лет.

Воспитание словом. Развитие у ходунка способности воспринимать речь (уровень понимания) облегчает задачу воспитателей. Между полутора и двумя годами дети плохо говорят, но все понимают (точнее, все короткие и простые фразы). Опирайтесь на это «эволюционное» достижение и сообщайте о том, что собираетесь сделать, прежде чем приступить к делу. «Сейчас папа сменит тебе памперс». Упреждающее сообщение лишит неожиданности ваши действия, а значит, папа вполне может рассчитывать на взаимодействие с ребенком. (См. относящийся к данной теме раздел «Воспитание речью».)

«ДЕТИ – ВПЕРЕДИ!»

Дети действительно могут выводить взрослых из равновесия, но они досаждают вам не по злому умыслу – просто они не умеют мыслить как взрослые. Наверняка день у вас будет не из приятных, если вы станете обращать внимание на каждую детскую выходку. Вы заглядываете на кухню и видите, что ваша двухлетняя дочь стоит у мойки, а пол вокруг залит водой. Вы можете расстроиться и про себя воскликнуть: «О нет! Мне же теперь придется убирать. И что она вечно так?..» Есть более разумный подход. Вместо того чтобы сразу же беспокоиться о себе, встаньте на место ребенка. Какие мысли у малышки в голове? «Здорово! Вот сколько интересного можно сделать с посудой и водой!» Вспомните, то, что она делает, отвечает задачам развития. Она экспериментирует и приобретает навыки. Вы также должны понимать: двухлетние дети настолько поглощены своим занятием, что ваша малышка, конечно же, расплачется, если вы попытаетесь оттащить ее от мойки. Выждите несколько минут, и девочка, возможно, переключится на какое-то другое занятие, и потом, воду легко вытереть с пола – дел-то… Девочка никогда не устроит такого, когда ей будет шесть… Вы поймаете себя на том, что при этой мысли у вас на губах заиграет улыбка. Отвлечься от своего взгляда на вещи и взглянуть на мир глазами ребенка – прием, снимающий умственное напряжение, иными словами, нервная разрядка. Итак, с нервами у вас полный порядок, осталось только навести порядок на кухне.

Развитие у ребенка речи (уровень владения языком) тоже облегчает задачу воспитателей. Теперь ребенок может не только понять, что́ вы от него хотите, но может сообщить вам, что́ хочет он. «Менять!» – скажет малыш, желая, чтобы вы сменили ему памперс. Вот таким образом ваш мудрый вклад – ваш отклик на сигналы ребенка – начинает приносить проценты. Ребенок, который убедился, что на его сигналы откликаются, учится подавать более «разборчивые» сигналы.

Дело воспитания ребенка в возрасте полутора-двух лет облегчается также благодаря еще одному шагу вперед, сделанному развивающимся ребенком: он приучается думать, а уже потом делать что-то . Насколько последовательно ходунок прибегает к этой способности? Это зависит, скорее, от его характера, чем от умственного развития. Импульсивные по натуре дети часто погружаются в какое-либо занятие, вместо того чтобы сначала обдумать последствия своих действий и подыскать иные. Вам надо только понаблюдать за игрой вашего ребенка, и вы определите уровень развития его мышления. В год и три Лорен сводила нас с ума, пытаясь взойти по лестнице с тарелкой овсянки в руках. Чтобы упредить разлив «молочных рек», мы не позволяли ребенку этого. В год и семь Лорен схватила тарелку с овсянкой и направилась к лестнице. Девочка остановилась у первой ступеньки, взглянула вверх, обернулась и передала тарелку с овсянкой Марте, прежде чем ступила на лестницу. Достигнув верхней ступеньки, малышка вновь обернулась и потянулась к Марте, чтобы взять у нее тарелку с овсянкой. В год и семь ребенок уже стал настолько сообразителен, что мог предусмотреть последствия своих действий, и творчески подошел к задаче – обратился за помощью ко взрослым. Освоение языка и развитие мышления также снижают вероятность того, что ребенок будет капризничать, поскольку у него меньше поводов огорчаться и он может успешнее выбрать подходящий способ для осуществления своих желаний.

Наши рекомендации