Д.з К пятнице новости в тризме связанные с экскурсиями

Тема №1 Общие понятия и профессиональные навыки экскурсовода.

1. Становление профессии экскурсовода.

До 60 х годов работа в качестве экскурсовода не являлась сферой проф. деятельности а предоставляла собой вид любительских занятий , обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей без отрыва от основной деятельности ( педагоги, научные сотрудники музеев и институтов, проф союзные лидеры) лишь в немногих экскурсионных бюро и музеев имелись штатные экскурсоводы.

В 1969 году была разработана программа по развитию туризма и экскурсионного дела в стране в следствие чего были изменены функции экскурсии которые обратились из формы отдыха в форму культурно воспитательной работы а чуть позднее в крупную отрасль обслуживания населения.

Все эти изменения привели к необходимости создания новой специальности в 70 х годах появляются новые курсы для сотрудников музее экскурсионных бюро и бюро путешествия , худ. Галерей и т.д . создаются тур экскурсионной организации спутник и интурист, которые проводят большую экскурсионно просветительскую работу с показом памятников достопримечательностей и экспозицией музеев и разрабатывают первый пакет документов к эти экскурсия звание экскурсовод присваивалось работникам этих организаций которые имели соответствующие образование и прошли подготовку на специальных курсах.

В 1977 году была разработана и была утверждена первая « Должностная экскурсия экскурсовода тур. Экскурсионной организации» в которой определялись требования к экскурсоводу и прописывались его обязанности и права. К началу 90х годов в туристкой экскурсионных учреждений страны работало на постоянной основе или на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов.

2. Процесс становления профессии экскурсовода.

Этапы Наименование процесса Место действия
1. Формирование склонности к ведению культурно массовой работы с людьми. Школа, кружки , секции, клубы.
2. Овладение системой знания по специальности. Вуз, курсы , самостоятельная подготовка.
3. Усвоение основ профессионального мастерства . Вуз, курсы подготовки экскурсоводов.
4. Совершенствование знаний по специальности и профессиональных умений и навыков. Курсы повышения квалификации , методические объедения экскурсоводов и самостоятельная подготовка .


3. Требование профессии.

- склонность к участию в культурно - воспитательной работе.

- понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания.

- сознание своего долга .

- наличие хорошей дикции.

- наличие определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам.

- непримиримость к недостаткам , бескультурью, пережитком в

- прошлого в сознание и поведение людей.

- Непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний .

- Чувство нового.

- Инициатива и творческий поиск в работе.

- Глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов.

- Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения .

- Воспитанность , высокая культура в работе и поведение, вежливость , тактичность в обращение с экскурсантами.

- Владение методикой проведения экскурсии.

- Любовь к своей профессии.

Каждый экскурсовод должен обладать не только знанием своей специальности но и знанием педагогики и психологии.

Экскурсовод должен уметь анализировать свою работу уметь давать объективную оценку проведенной экскурсии , проявлять принципиальность и требовательность к себе.

Профессия экскурсовода предполагает владение отдельным кругом практических умений. Каждый экскурсовод должен уметь:

- Подобрать необходимы фактический материал

- Изучить его

- Подготовить индивидуальный текст экскурсии

- Составить методическую разработку

- Применять методический прием показа и рассказа на практике

- Использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода»

- Прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь

- Участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей региона , края, страны.

Личность экскурсовода

Человек как гармоническое развитие личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Каждая личность имеет свои особенности:

1. Устойчивость свойств личности

2. Единство личности, как единство определенных свойств и качеств

3. Активность личности, которая находить свое отражение в многосторонне деятельности

Моральные требования к личности заключаются в соблюдение общих принципов и норм поведения и следования определенным идеалам.

Основные черты личности:

- Разумность (способность совершать разумные, осмысленные действия)

- Ответственность (понимание результатов своих поступков)

- Личное достоинство (поведение, связанное с охраной своих прав)

- Индивидуальность (неповторимость особенность личности)

Активная жизненная позиция - это способ участия человека в деятельности общества, которая находит свое отражение в его отношение к обществу, труду, государственной и частной собственности, другим людям и самому себе. При оценке степени активности жизненной позиции рассматривают совокупность всех возможных видов активности:

1.Общественной

2. трудовой

3. нравственной

4. идейно-познавательной

Социологи определили 3 уровня активной жизненной позиции:

ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ И НИЗКИЙ.

Уровень активности находится в зависимости от формирования взглядов, воспитания, убежденности и выработки профессиональных умений, но так же от конкретных свойств личности.

Кроме 3 уровней активности жизненно позиции личности существуют и другие : пассивная и негативная жизненная позиция. Пассивная ж.п формируется на основе жизненных неудач срывов в работе , нравственной неустойчивости , негативная ж.п характеризуется активностью интересов не коллектива а собственной личности , необъективной критикой , нарушением трудовой дисциплины о моральном поведение.

Большую роль в формирование личности экскурсовода играют задатки и способности.

Задатки –это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга , задатки составляют природную основу развития способности человека , постоянное развитие задатков является одной из важных основ совершенствования проф. мастерства экскурсовода , к задаткам человека относят : память, наблюдательность , воображение , сообразительность при их развитие они могут стать основой незаурядной.

На основе одних и тех же задатков в зависимости от избранной действенности могут развиваться разные способности в то же время у одного и того же человека могут быть развиты способности которые характерны для нескольких сходных профессий. Способности человека делятся на 2 группы : общие и специальные.

Способности человека делятся на:

-общие

-специальные

Общие способности необходимы для овладения всеми видами деятельности: умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, и сосредоточенное внимание.

Специальные особенности являются основами для овладения навыками и умениями конкретной профессии, обеспечивают достижение высоких результатов в какой либо определенной области. Это особенности музыкальные, литературные, художественные, математические, технические и т.д.

Для экскурсовода, так же как и для педагога, характерны 4 вида способностей:

· Конструктивные способности, находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в случае необходимости, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.

· Организаторские способности, выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а так же в умении обеспечивать выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших их другого города

· Коммуникативные способности, выражаются в умении установить деловые взаимоотношения с группой, сохранить их на весь период общении я с экскурсантами, правильно построить взаимоотношения с водителем на маршруте, работниками музеев, которые посещают экскурсанты, с методистами экскурсионных бюро, другими экскурсоводами и руководителями туристских групп и организаторами экскурсии

· Аналитические способности, служат основанием для самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методический приемов

Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии.

Характер проводимой экскурсии и её особенности зависят от темперамента экскурсовода который проявляется в его поведении и характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстротой смены эмоций. В зависимости от типа темперамента его поведение характеризуется его глубиной эмоций, а именно горячностью, вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражителя.

Проявление темперамента является результатом общей культуры человека, поведение которого может и должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Эмоции, возникающие у экскурсовода под воздействием внешних и внутренних раздражителей не должны оказывать влияние на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе – является важной составной частью экскурсоводческого мастерства.

Работу по совершенствованию профессионального мастерства экскурсовода следует строить с учетом особенностей его темперамента:

- для экскурсовода-сангвиника характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов;

- холерик, при отсутствии должного контроля вспыльчив, неуравновешен, обидчив, тороплив в рассказе;

- флегматик медлителен, малообщителен, обладает однообразными жестами и мимикой;

- меланхолик характеризуется замкнутостью, недостаточной активностью и вялостью движений.

Эмоции и чувства экскурсовода должны носить объективный характер, экскурсовод должен добиваться того, чтобы эмоции экскурсантов приобрели характер сопереживания, личной сопричастности к событиям.

Наиболее высокий уровень восприятия материала достигается в тех случаях, когда сопереживание представляет собой нечто общее в эмоциях всех экскурсантов. Нередко экскурсовод встречается с тем, что в неоднородной группе возникает разная реакция на одно и тоже сообщение, так происходит потому, что возникающие эмоции зависят от индивидуальных особенностей людей, типов темперамента, настроения, интереса к теме и мотивов, побудивших их принять участие в экскурсии.

Наши рекомендации