Д.з К пятнице новости в тризме связанные с экскурсиями
Тема №1 Общие понятия и профессиональные навыки экскурсовода.
1. Становление профессии экскурсовода.
До 60 х годов работа в качестве экскурсовода не являлась сферой проф. деятельности а предоставляла собой вид любительских занятий , обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей без отрыва от основной деятельности ( педагоги, научные сотрудники музеев и институтов, проф союзные лидеры) лишь в немногих экскурсионных бюро и музеев имелись штатные экскурсоводы.
В 1969 году была разработана программа по развитию туризма и экскурсионного дела в стране в следствие чего были изменены функции экскурсии которые обратились из формы отдыха в форму культурно воспитательной работы а чуть позднее в крупную отрасль обслуживания населения.
Все эти изменения привели к необходимости создания новой специальности в 70 х годах появляются новые курсы для сотрудников музее экскурсионных бюро и бюро путешествия , худ. Галерей и т.д . создаются тур экскурсионной организации спутник и интурист, которые проводят большую экскурсионно просветительскую работу с показом памятников достопримечательностей и экспозицией музеев и разрабатывают первый пакет документов к эти экскурсия звание экскурсовод присваивалось работникам этих организаций которые имели соответствующие образование и прошли подготовку на специальных курсах.
В 1977 году была разработана и была утверждена первая « Должностная экскурсия экскурсовода тур. Экскурсионной организации» в которой определялись требования к экскурсоводу и прописывались его обязанности и права. К началу 90х годов в туристкой экскурсионных учреждений страны работало на постоянной основе или на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов.
2. Процесс становления профессии экскурсовода.
Этапы | Наименование процесса | Место действия |
1. | Формирование склонности к ведению культурно массовой работы с людьми. | Школа, кружки , секции, клубы. |
2. | Овладение системой знания по специальности. | Вуз, курсы , самостоятельная подготовка. |
3. | Усвоение основ профессионального мастерства . | Вуз, курсы подготовки экскурсоводов. |
4. | Совершенствование знаний по специальности и профессиональных умений и навыков. | Курсы повышения квалификации , методические объедения экскурсоводов и самостоятельная подготовка . |
3. Требование профессии.
- склонность к участию в культурно - воспитательной работе.
- понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания.
- сознание своего долга .
- наличие хорошей дикции.
- наличие определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам.
- непримиримость к недостаткам , бескультурью, пережитком в
- прошлого в сознание и поведение людей.
- Непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний .
- Чувство нового.
- Инициатива и творческий поиск в работе.
- Глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов.
- Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения .
- Воспитанность , высокая культура в работе и поведение, вежливость , тактичность в обращение с экскурсантами.
- Владение методикой проведения экскурсии.
- Любовь к своей профессии.
Каждый экскурсовод должен обладать не только знанием своей специальности но и знанием педагогики и психологии.
Экскурсовод должен уметь анализировать свою работу уметь давать объективную оценку проведенной экскурсии , проявлять принципиальность и требовательность к себе.
Профессия экскурсовода предполагает владение отдельным кругом практических умений. Каждый экскурсовод должен уметь:
- Подобрать необходимы фактический материал
- Изучить его
- Подготовить индивидуальный текст экскурсии
- Составить методическую разработку
- Применять методический прием показа и рассказа на практике
- Использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода»
- Прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь
- Участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей региона , края, страны.
Личность экскурсовода
Человек как гармоническое развитие личность сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Каждая личность имеет свои особенности:
1. Устойчивость свойств личности
2. Единство личности, как единство определенных свойств и качеств
3. Активность личности, которая находить свое отражение в многосторонне деятельности
Моральные требования к личности заключаются в соблюдение общих принципов и норм поведения и следования определенным идеалам.
Основные черты личности:
- Разумность (способность совершать разумные, осмысленные действия)
- Ответственность (понимание результатов своих поступков)
- Личное достоинство (поведение, связанное с охраной своих прав)
- Индивидуальность (неповторимость особенность личности)
Активная жизненная позиция - это способ участия человека в деятельности общества, которая находит свое отражение в его отношение к обществу, труду, государственной и частной собственности, другим людям и самому себе. При оценке степени активности жизненной позиции рассматривают совокупность всех возможных видов активности:
1.Общественной
2. трудовой
3. нравственной
4. идейно-познавательной
Социологи определили 3 уровня активной жизненной позиции:
ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ И НИЗКИЙ.
Уровень активности находится в зависимости от формирования взглядов, воспитания, убежденности и выработки профессиональных умений, но так же от конкретных свойств личности.
Кроме 3 уровней активности жизненно позиции личности существуют и другие : пассивная и негативная жизненная позиция. Пассивная ж.п формируется на основе жизненных неудач срывов в работе , нравственной неустойчивости , негативная ж.п характеризуется активностью интересов не коллектива а собственной личности , необъективной критикой , нарушением трудовой дисциплины о моральном поведение.
Большую роль в формирование личности экскурсовода играют задатки и способности.
Задатки –это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга , задатки составляют природную основу развития способности человека , постоянное развитие задатков является одной из важных основ совершенствования проф. мастерства экскурсовода , к задаткам человека относят : память, наблюдательность , воображение , сообразительность при их развитие они могут стать основой незаурядной.
На основе одних и тех же задатков в зависимости от избранной действенности могут развиваться разные способности в то же время у одного и того же человека могут быть развиты способности которые характерны для нескольких сходных профессий. Способности человека делятся на 2 группы : общие и специальные.
Способности человека делятся на:
-общие
-специальные
Общие способности необходимы для овладения всеми видами деятельности: умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, и сосредоточенное внимание.
Специальные особенности являются основами для овладения навыками и умениями конкретной профессии, обеспечивают достижение высоких результатов в какой либо определенной области. Это особенности музыкальные, литературные, художественные, математические, технические и т.д.
Для экскурсовода, так же как и для педагога, характерны 4 вида способностей:
· Конструктивные способности, находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в случае необходимости, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода.
· Организаторские способности, выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а так же в умении обеспечивать выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших их другого города
· Коммуникативные способности, выражаются в умении установить деловые взаимоотношения с группой, сохранить их на весь период общении я с экскурсантами, правильно построить взаимоотношения с водителем на маршруте, работниками музеев, которые посещают экскурсанты, с методистами экскурсионных бюро, другими экскурсоводами и руководителями туристских групп и организаторами экскурсии
· Аналитические способности, служат основанием для самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методический приемов
Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии.
Характер проводимой экскурсии и её особенности зависят от темперамента экскурсовода который проявляется в его поведении и характеризуется большей или меньшей силой чувств, длительностью переживаний, устойчивостью или быстротой смены эмоций. В зависимости от типа темперамента его поведение характеризуется его глубиной эмоций, а именно горячностью, вспыльчивостью, спокойствием, различной реакцией на раздражителя.
Проявление темперамента является результатом общей культуры человека, поведение которого может и должно быть подчинено его воле и зависит от умения управлять своими эмоциями. Эмоции, возникающие у экскурсовода под воздействием внешних и внутренних раздражителей не должны оказывать влияние на ход экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить нужный тонус в группе – является важной составной частью экскурсоводческого мастерства.
Работу по совершенствованию профессионального мастерства экскурсовода следует строить с учетом особенностей его темперамента:
- для экскурсовода-сангвиника характерен быстрый темп речи, частая смена настроения, быстрая реакция на действия экскурсантов;
- холерик, при отсутствии должного контроля вспыльчив, неуравновешен, обидчив, тороплив в рассказе;
- флегматик медлителен, малообщителен, обладает однообразными жестами и мимикой;
- меланхолик характеризуется замкнутостью, недостаточной активностью и вялостью движений.
Эмоции и чувства экскурсовода должны носить объективный характер, экскурсовод должен добиваться того, чтобы эмоции экскурсантов приобрели характер сопереживания, личной сопричастности к событиям.
Наиболее высокий уровень восприятия материала достигается в тех случаях, когда сопереживание представляет собой нечто общее в эмоциях всех экскурсантов. Нередко экскурсовод встречается с тем, что в неоднородной группе возникает разная реакция на одно и тоже сообщение, так происходит потому, что возникающие эмоции зависят от индивидуальных особенностей людей, типов темперамента, настроения, интереса к теме и мотивов, побудивших их принять участие в экскурсии.