Семь способов, чтобы улучшить ваш голос
Тема 2 Голос духовного проводника
Требования к голосу
Каковы же основные требования к выступлению перед аудиторией? Во-первых, выступающий перед аудиторией должен иметь хорошо поставленный голос. От этого в значительной мере зависит успех передачи содержания, направленного не только к разуму, но и к чувствам слушателей. Невозможно передать всю глубину содержания, воздействовать на аудиторию и эмоционально, и эстетически, если голос хриплый, сипящий и монотонный.
Семь способов, чтобы улучшить ваш голос
1. Запишите свой голос на магнитофон. Прослушайте его. Поэкспериментируйте с разными тонами, высотами, ударениями, скоростью, силой и дикцией. Сила звука является особенно важным компонентом, с которым необходимо попрактиковаться; посчитайте от одного до пяти, повышая и снижая громкость до тех пор, пока вы не приобретете способность к вариациям.
2. Попытайтесь говорить со скоростью 120 слов в минуту. Это средняя скорость для речи. Попросите коллег проконтролировать вас.
3. Произносите слова отчетливо. Выучите скороговорки. Сконцентрируйте усилия на том, чтобы произносить конечный согласный звук каждого слова.
4. Подчеркивайте ключевые слова и идеи своим голосом. «Вбивайте» тс важные идеи, которые вам бы хотелось, чтобы запомнила аудитория.
5. Используйте голос, чтобы создать контраст. Высокий и низкий, громкий и тихий, возбужденный и погасший.
6. Практикуйтесь говорить из глубины диафрагмы. Не говорите через нос. Пытайтесь создать вибрацию в своих голосовых связках.
7. Заботьтесь о своем голосе. Больной или усталый голос нуждается в корректировке — выпейте горячую воду маленькими глоточками или пожуйте изюм.
Начнем с того, что успех оратора во многом зависит от голоса, произношения и правильного дыхания.
Голос – это один из самых важных инструментов для оратора. Хороший и поставленный голос является главным условием успеха оратора. Некрасивый голос, с ярко выраженными дефектами речи производит неприятное впечатление на слушателей.
Перечислим те качества, которыми должен обладать голос оратора. Итак, если вы хотите стать настоящим и профессиональным оратором, вы должны обладать благозвучным, сильным и гибким голосом!
Благозвучным голосом считается голос, который приятен на слух.
У кого-то от природы голос благозвучный, а кому-то нужно над ним поработать. Голос называют неблагозвучным, если он очень низко или слишком высоко звучит, а также, если в голосе присутствует сиплость или жесткость. Для того, чтобы добиться благозвучия, необходимо достаточно широко отрывать рот во время речи. А тот, кто говорит сквозь зубы, должен работать над собой.
Голос оратора должен обладать гибкостью, то есть иметь способность подняться от самых тихих и нежных тонов до наивысшей силы, таким образом, голос выражает различные чувства, порывы, перемены настроения.
Голос оратора должен быть сильным. Особенно это касается тех, кому приходится говорить в большом помещении без микрофона или произносить речь на открытым воздухом. Сделать голос сильным помогут постоянные упражнения. Необходимо громко читать, но следить за тем, чтобы голос не переутомлялся и не напрягался. Если вы почувствуете, что ваш голос устал, прекращайте упражнение.
АРТИКУЛЯРНАЯ ГИМНАСТИКА
Челюсть
1. При борьбе с так называемой речью "сквозь зубы" необходимо добиваться, чтобы во время упражнений рот хорошо раскрывался в вертикальном направлении.
2. Опускается нижняя челюсть примерно на два пальца, положенных один на другой, без всякого напряжения губ. Движения при раскрывании рта должны быть мягкими, язык не должен горбиться, а лежать плоско, свободно касаясь кончиком нижних передних зубов. Это упражнение повторяется несколько раз подряд. Его, как и все последующие, нужно в первое время (до полного и правильного их усвоения) делать перед зеркалом. В дальнейшем зеркалом пользоваться не нужно.
3. Движения нижней челюсти вперёд, вправо, влево, вниз и кругом. Это упражнение способствует умению хорошо раскрывать рот, а также облегчает и развивает подвижность нижней челюсти. Его нужно делать медленно, мягко и округло. Движения выполняются порознь, и только при успешном проведении каждого в отдельности можно переходить к следующему.
Губы
1. Подтягивание верхней губы к дёснам зубов. Это упражнение рассчитано на борьбу с так называемой мёртвой губой, тормозящей чёткость и звучность речи. Частое повторение движения - подтягивание верхней губы к деснам при свободной нижней губе и спокойном состоянии всех остальных мышц рта и лица - содействует большей подвижности верхней губы. Подтягивать верхнюю губу нужно несколько раз подряд таким образом, чтобы все передние зубы до дёсен были видны.
2. Опускание нижней губы к дёснам зубов. Нижняя губа оттягивается в горизонтальном направлении вниз настолько, чтобы в зеркале были видны передние нижние зубы. Нижняя челюсть в это время неподвижна.
3. Движение сомкнутых выпяченных губ вперёд и растягивание их затем в сторону. Упражнение выполняется при крепко сжатых зубах, вытягиваться должны лишь губы, чтобы в процессе повторяющихся движений мышцы рта приобрели упругость и гибкость.
4. Движение сомкнутых выпяченных губ вперёд, влево, вправо, вверх, вниз и кругом. Это упражнение можно применять только после достигнутых в предыдущем упражнении результатов.
Язык
Язык лежит плоско, с небольшим углублением на спинке: кончик языка легко касается нижних передних зубов, а корень его опущен, будто в момент зевка. Рот при этом широко раскрыт в вертикальном направлении так, чтобы можно было хорошо рассмотреть горло.
Это упражнение похоже на первое упражнение артикуляционной гимнастики и
отличается от него тем, что требует максимального внимания именно к правильному
положению языка, в то время как ранее упомянутое упражнение требует главным образом
чёткого движения челюстей при раскрывании и закрывании рта. Цель этого упражнения
регулировать движение языка; благодаря нему достигается правильное и наиболее
целесообразное положение языка при нормальном направлении звука (в дальнейшем - при
постановке голоса).
Движение кончика языка к передним верхним зубам.
Это движение повторяется несколько раз, причём нижняя челюсть во время движения
кончика языка должна быть совершенно неподвижной. Это упражнение развивает уздечку
(перепонку под языком, прикрепляющую его к нижней челюсти), помогая в дальнейшем
более чистому произношению звука "р".
Движение языка вправо и влево по направлению к внутренней стороне щёк.
Чтобы достичь наибольшей крепости и гибкости языка, следует так же, как и в
предыдущем упражнении, держать неподвижно нижнюю челюсть.
Голос
Каждому человеку необходимо работать над своим голосом. Он должен быть ярким,
сочным, четким, привлекать внимание. Прежде всего, важна сила звука, которая зависит
от активной работы органов речевого аппарата.
Одно из условий слышимости голоса - его полётность, т.е. умение посылать свой голос на
расстояние и регулировать его громкость.
Имеет значение также гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его.
Подвижность голоса - это изменения по высоте тонального уровня.
Каждый голос характеризуется диапазоном (объёмом), т.е. свойственной ему
совокупностью музыкальных тонов. Границы диапазона определяют самый высокий и
самый низкий тон. Сужение диапазона ведёт к монотонности, что притупляет восприятие
содержания речи.
Чтобы голос не звучал монотонно, он должен охватывать, по меньшей мере, октаву:
четыре ноты выше середины и четыре ниже. Некоторые красноречивые ораторы в своём
диапазоне охватывают голосом две или даже три октавы.
Хорошо поставленный голос имеет богатую тембральную окраску. Тембр - окраска звука,
яркость, а также мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда
присутствуют основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков. Чем их больше,
тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса.
Наша задача - помочь разработать голос так, чтобы он был подвижным, сильным,
звучным, гибким и отзывчивым на малейшие эмоциональные движения души. Надо
подготовить голос к повышению нагрузки, сделать его выносливым. Человеку, не
прошедшему подготовки, нетренированному, иногда бывает трудно осилить голосовой
"бег" на длинную дистанцию.
Пояснения: воспитать, поставить голос - означает развить и укрепить все голосовые
данные человека (объём, силу и звучность голоса), отпущенные ему природой. В случаях
же неправильного пользования голосом, его искусственного звучания, необходимо
отыскать причину этого, найти правильный контакт с дыханием, определить
естественный, присущий человеку звук. Может случиться, что человек говорит "ниже",
чем это соответствует природе его голосовых данных, и, поскольку он уже привык
говорить именно "на низах", не замечает того, что голос его сдавлен, лишён звучности и
ограничен в диапазоне. Привычка говорить "не своим голосом" приводит к быстрой и
постоянной утомляемости.
рот хорошо раскрыт в вертикальном направлении, губы принимают форму,
приближающуюся к форме буквы "О" (для лучшею использования резонирующих
полостей лицевого костяка, при котором собранная форма рта не допускает рассеяния
звука и образует нечто вроде рупора, направляющего звук в соответствующие
близлежащие резонаторы);
язык лежит плоско, касаясь кончиком нижних передних зубов, при опущенном корне (как
бы на зевке);
нёбная занавеска, или маленький язычок, слегка приподнята (этим самым устраняется
носовой, гнусавый оттенок голоса, являющийся обычно результатом опускания
маленького язычка, кроме того, это даёт возможность полнее использовать твёрдое нёбо в
качестве резонатора);
глотка слегка расширена (как при начале зевка; слегка расширенное положение глотки
избавляет звук от горлового, сдавленного характера звучания, являющегося как раз
следствием сжатости и напряжённости глотки);
гортань опущена (опускание гортани связано с расширением глотки, не требующим
специально направленного внимания и самостоятельного движения, так как эти два
момента связаны друг с другом от природы);
грудная клетка слегка расширена и наполнена некоторым запасом воздуха (однако лёгкие
не должны быть переполнены воздухом).
Все эти положения, способствующие естественному и незатруднительному звукотечению,
называются основным положением голосового аппарата при правильном звукотечении,
так как в каждом из этих положений заключаются элементы, обеспечивающие звуку
свободное естественное прохождение из гортани к резонаторам.
С помощью резонаторов можно изменять тембр голоса. Резонаторы - это полости,
способные создавать явление резонанса, то есть ответное звучание на тот или иной звук и
его высоту. Грудная клетка, трахея, бронхи, полость гортани, рот, носоглотка,
придаточные полости носа являются резонаторами. Маленькие полости резонируют на
высокие звуки, большие - на низкие.
Резонаторы служат усилителями голоса. Звуковая волна, рождённая вибрацией голосовых
связок, распространяясь, попадает в нижние грудные (трахею и бронхи) резонаторы и
приобретает низкое грудное дыхание. Попадая в верхние головные резонаторы (глотку,
полости рта и носа), звуки формируются окончательно.
Упражнение 1
Чтобы узнать, откуда исходит голос, положите три пальца на переносицу, а ладонь другой
руки - на грудь. Скажите что-нибудь. Вы чувствуете вибрацию в области носа или в
области груди.
Теперь положите одну руку на горло, а другую - под нижнюю челюсть. Скажите ещё что-
нибудь и попытайтесь понять, есть ли резонанс в задней части глотки. Скажите "а-ааа" и
определите, есть ли вибрация в груди.
Есть только три звука, которые произносятся гнусаво и могут проходить через нос: "М",
"Н" и сочетание "HP". Если вы скажете: "мама мыла Маню" или "пинг-понг", то услышите
начальный резонанс. Все прочие звуки не должны проходить через нос. Вы не должны
чувствовать вибрацию в носу.
Если вы скажете "чух-чух", вибрация должна быть в груди и в горле.
При произнесении слова "ура" резонанс должен ощущаться в груди.
Усвоение "основного положения" речевого аппарата - лишь предварительная ступень к
дальнейшей работе над голосом. Приступать к работе над звуком полностью, то есть к
развитию его силы, звучности, объёма и гибкости нельзя, не проверив предварительно
самое звучание, его правильную устремлённость и правильное резонирование. Это
необходимо для того, чтобы с первых же шагов приучиться пользоваться звуком, не
напрягая связок, а, исходя из "основного положения", направлять звук легко и
непосредственно в близлежащие резонаторы (зубы, нёбо, лицевой костяк). Для этой цели
рекомендуется первоначально пользоваться сонорными согласными (м, н, л), создающими
наиболее естественные условия для резонирования звука в силу того, что они образуются
ближе всего к резонирующим полостям.
Упражнение 2
1. Приняв "основное положение" голосового аппарата, но только при сомкнутых губах и
разомкнутых челюстях (как при сдержанном зевке), нужно протяжно произнести сначала
один лишь звук "М - МММ", который должен быть донесён до близлежащих резонаторов
при абсолютном отсутствии напряжения горла.
Найдя при этом высоту звука, наиболее удобную для выполняющего упражнение, нужно
предложить ему повторить несколько раз звук "М", закрепив в конце концов наиболее
свободное его звучание. Контроль педагога в таком случае очень важен.
2. Проверка правильного направления звука не ограничивается произнесением одних
лишь согласных. Если вы уверены в положительном результате первого упражнения,
следует переходить к проверке правильного звукотечения и на гласных звуках, соединив
каждый из них со звуком "М". Получается таблица гласных, произносимых в этом случае
с несколько удлиненным звуком "М" в начале и в конце:
мммимм, мммэмм, мммамм, мммомм, мммумм, мммымм
(звук "М" в данном случае предохраняет от резкого, рваного вступления гласных,
которого всегда следует опасаться при подаче звука. Поэтому начало звука в упражнениях
всегда должно быть мягким, без толчка и резкого смыкания голосовых связок).
Пояснения: для большего смягчения и чистоты звука можно в первое время произносить
таблицу нараспев на какой-либо одной ноте. Как речевое, так и напевное упражнения
должны быть произнесены негромко, почти вполголоса, так как в начале занятий бывают
ошибки в приёмах, и нет твёрдой уверенности в их правильности, поэтому необходим
тщательный самоконтроль и большая осторожность при подаче звука. Следует помнить,
что очень громкий звук мешает иногда верно услышать себя.
Все гласные звуки должны быть "собранными" и направленными в резонирующие
полости.
Затем следует переходить к произнесению этого же упражнения речевым способом.
РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
Речь, то есть звук, голос, произношение - область, явно подчинённая контролю сознания,
поэтому нетрудно представить себе возможность совершенно сознательно её изменять,
улучшать и исправлять.
Дыхание - основа хорошей речи, оно для голоса как горючее для двигателя. Однако
дыхание действительно эффективно, когда оно ритмично и хорошо регулируется.
Правильному речевому дыханию необходимо научиться.
Далеко не просто ощутить процесс дыхания. Неспециалисту часто просто не приходит в
голову, какую роль играет дыхание в процессе речи. Для самого говорящего процесс
дыхания является настолько непроизвольным и неосознанным моментом в речи, что о его
существовании напоминают ему разве только какие-либо резкие нарушения и
ненормальности дыхания, мешающие его обычному течению. Только когда мы начинаем
говорить, не успокоившись после резкого движения, бега, или вынуждены прервать на
середине слишком длинную фразу, мы вспоминаем о дыхании, ибо чувствуем недостаток
воздуха.
Из имеющихся многочисленных типов дыхания основными, представляющими интерес в
речевой и вокальной педагогике, можно назвать боковое (рёберное), диафрагматическое
(брюшное), ключичное (плечевое) дыхание.
Боковое, или рёберное, дыхание приближается к нижнему типу дыхания, поскольку при
расширении рёбер во время вдоха в большой степени участвует и диафрагма. Как
известно, нижняя часть лёгких шире и более обогащена кислородом благодаря большому
количеству кислородных пузырьков. Расширение грудной клетки в поперечном
направлении происходит путём поднятия рёбер. Этот тип дыхания обычно охотно
используется певцами.
В грудном типе дыхания участвуют мышцы, расширяющие грудную клетку в средней и
верхней её части.
При ключичном, или плечевом, дыхании действуют мышцы плечевого пояса, которые
поднимают вверх грудную клетку и особенно плечи.
Так, например, неизбежное поднятие плеч, слишком короткий выдох при ключичном
дыхании, в котором участвуют только верхушки лёгких, делают его утомительным,
назойливо заметным для зрителя и не только бесполезным, но даже вредным при работе
над голосом стоя. Всё это происходит потому, что говорящий стремится при помощи
брюшных мышц удержать диафрагму в сокращённом состоянии (не давать ей
возвращаться на своё место) и регулировать таким образом выдох. Этот момент
исключительно важен при подаче звука, так как такое укреплённое, устойчивое
положение диафрагмы даёт некоторую опору звуку в пении и речи.
Не следует думать, что под развитием дыхания подразумевается какая-либо работа над
тем непроизвольным, ежесекундным процессом, который совершается в человеческом
организме. Самому процессу дыхания, благодаря которому происходит питание
организма кислородом, обучать нечего. Без него невозможна жизнь. Это процесс
непроизвольный. Мы же говорим о наиболее целесообразном использовании дыхания в
работе над постановкой голоса. Нельзя забывать, что человек обычно говорит на выдохе.
Поэтому дыхательная тренировка основана не на одном только оздоровлении и
укреплении организма, но преследует и другие специальные моменты, ненужные при
обычном молчаливом выдохе.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнение 1
Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и,
когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом (следить, чтобы рот был
закрыт) так, чтобы было приятное, лёгкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать
также через нос. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох
и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва, всё время с закрытым
ртом.
При выполнении этого упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась
диафрагма, и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет
двигаться верхняя часть грудной клетки. Но следует добиваться, чтобы главным образом
работала диафрагма.
Упражнение 2
Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних рёбрах грудной клетки: большой палец
впереди, четыре пальца - на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию
нужно начинать с выдоха). Затем - вдох носом, на одну секунду задержать грудную клетку
в расширенном состоянии (состояние вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три
раза.
При упражнении не нагибаться вперёд, делать максимальный вдох.
Упражнение 3
Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос, последить,
правильно ли работают диафрагма, нижние рёбра и мышцы живота. Плечи должны быть
спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая станет
подготовкой к выдоху. Положение смешанно-диафрагматических мышц при остановке
перед выдохом будем называть "опорой дыхания". Научиться сохранять опору дыхания
при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых
связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое
отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто
струя воздуха продолжает воздушный столб, идущий от диафрагмы. Выдыхаем легко,
постепенно и плавно.
Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в
верхней части грудной клетки и шеи. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо,
влево, по кругу, вниз. Проделать это же упражнение сидя.
Упражнение 4
Медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное
губами, на свечу, которая стоит недалеко от вас. Пламя её должно плавно отклониться по
ходу течения воздушной струи (от вас). Затем снова делаем медленный вдох и дуем
медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и
медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далёком расстоянии. Вы ощущаете, что
в зависимости от удаления свечи мышцы живота будут испытывать всё большее
напряжение. Голову вперёд не тянуть.
Упражнение 5
Сидеть. Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую
близко, чтобы загасить её. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, также загасить свечу.
Поставить свечу ещё дальше, сделать вдох и снова загасить свечу. Мышцы живота
работают с хорошей активностью.
Упражнение 6
Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представить себе, что перед вами куст
сирени и вы вдыхаете её запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После
вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не
потерять приятного запаха цветка. Если положить руку на шею под подбородком, то
чувствуется движение мышц, при вдохе опускающих язык и расширяющих глотку.
Упражнение 7
Упражнение выполнять стоя. Медленный вдох носом и одновременно с быстрым выдохом
через рот бросить корпус вниз. Медленно поднимаясь, делать медленный вдох. На выдохе
бросить корпус в сторону. Проделать упражнение несколько раз, меняя положение
корпуса при выдохе, - направо, налево, перед собой. Ноги в коленях не сгибать.
Упражнение 8
Чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха,
подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет "три", а длительность выдоха -
на счет "шесть". Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки
их к выдоху, даем маленькую паузу на счет "один". Все упражнение будет протекать в
такой последовательности: вдох - три единицы, пауза - одна единица, выдох - шесть
единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, будто выдувая воздух на
поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.
Упражнение 9
Так как задача речевого выдоха состоит в том, чтобы максимально использовать дыхание
в образовании звуков речи, то в упражнениях необходимо воспитывать целесообразный
выдох, выдох "без утечки".
Это упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных
звуков - звука "Ф", в дальнейшем можно его делать на некоторых других согласных с
правильной их установкой.
Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке "Ф".
Следить за тем, чтобы не надувались щеки: выдыхаемая струя выходит только через щель,
образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом,
губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд,
следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета.
Упражнение 10
Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на
длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются
между четырьмя звуками: "Ф", "С", "Ш", "X" - на каждый звук падает три единицы счета.
Упражнение также проделывается три-четыре раза. Следить за опорой дыхания.
Работа над дикцией.
Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.
Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой их не замечают. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи во взрослом возрасте невозможно. Это неверно. Приложив некоторые усилия, можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего, укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения.
1. Речевое дыхание.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания.
Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу
Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
Капля и камень точит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе? ;о)
Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
Репка.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать. Тянет - потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тяну т - потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!
2. Голосовые упражнения
№ 1. "Стон"
Вообразите, что у вас болит горло, или голова, или просто ощущается усталость.
Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук свободные. Вы на звуке [м] тихо стонете.
Почувствуйте вибрацию на губах, носоглоточной области, в твердом небе, в головном резонаторе. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой "центр" голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Затем произносим звукосочетания:
[ма -- мо -- му -- мэ -- ми -- мы]
[ мам -- мом -- мум -- мэм -мим -- мым]...
Долго и протяжно тяните звук [м], после чего слитно как одно слово, произнесите на "стоне" фразу: "мам, меду нам". При произнесении фразы сливайте слова в одну непрерывную линию звучания: маммедунам.
А теперь произнесите во время "стона" слоги с другими сонорными:
[ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм]
№ 2. "Гудок"
Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу... "Гудок" не громкий, без напряжения, губы в положении "хоботка".
А теперь к гласному [у] прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо...
А теперь с гласным [а]: ууаууаууаууа...
Затем с гласным [э]: ууэууэууэууэууэ...
Потом с [и]: ууиууиууиууиууи...
И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы...
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных [о, а, э, и, ы]. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при произнесении других гласных) в положении гласного [у] (ощутимы лишь легкие движения губ и языка).
А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: ууоууаууэууиууы.
Все гласные звучат собранно и близко к губам, звук держится "на губах".
[ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм]
[ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм]
Произносите гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для "стона" на сонорных согласных
3. Подвижность органов артикуляции.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).
Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии
Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
Прочтите стихотворение, четко произнося звуки "а", "я".
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора...
А. Пушкин
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.
Упражнения для развития подвижности губ.
При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения.
Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.
Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).
Вытяните губы вперед в форме трубочки.
Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.
Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом).
ииииии (губы растянуты в улыбке);
оооооо (губы овалом);
уууууу (губы трубочкой).
Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):
сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).
Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:
ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);
ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);
оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);
ааааииииууууыыыы и т.д.
ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);
ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).
При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).
Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах:
ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.
При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.
Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.
Например:
Друг за друга стой и выиграешь бой.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Капуста любит воду и хорошую погоду.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Волки рыщут, пищу ищут.
У ёлки иголки колки.
Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.
Колокольчики.
Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.
Упражнения для развития мышц языка.