Роль семьи в социализации личности
Личностью не рождаются, личностью становятся. Происходит это в процессе социализации. Социализироваться значит научиться жить в обществе, среди людей, овладев правилами и нормами поведения, вписаться в существующие в обществе отношения (экономические, политические, культурные, национальные, религиозные, межличностные и др.), следовать принятым в обществе традициям и обычаям. Естественно, что с рождения ребенка процесс социализации его начинается в семье. В семье ребенок учится выполнять свои первые родственные роли (сына или дочери, внука, правнука, племянника и т. п.), уже в раннем детстве он учится быть другом и товарищем для других детей, хозяином для своего котенка или собаки, родители должны научить его бережному отношению к вещам, к природе, ко всему живому. Они учат его любить свой дом, семью, с которой для него начинается Родина. Чем старше становится ребенок, тем более интенсивным становится процесс социализации. Выделяют три стадии социализации: до трудовую (ранняя социализация до поступления ребенка в школу и стадия обучения в школе), трудовую (время работы личности в трудовом коллективе) и после трудовую (период после выхода на пенсию). Семья играет самую важную роль на первой стадии социализации, прививая ребенку навыки, необходимые ему во взрослой жизни.
Типы взаимоотношений в семье.
В каждой семье объективно складываются определенная, не всегда осознаваемая система воспитания. Родители, на основе понимания ими целей воспитания, выбирают и методы воспитания, устанвливая, что ребенку можно, а чего нельзя. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений. Это диктат (авторитарный стиль), опека, «невмешательство или попустительство» и сотрудничество (демократический стиль).
Диктат – это когда в семье один из родителей или оба родителя полностью подчиняют себе ребенка, навязывая свою волю. Ребенок не имеет права голоса, не может возражать родителям, за него все решают взрослые. При таком воспитании подавляется воля ребенка, он делается несамостоятельным, нерешительным, пассивным, плохо приспособленным к жизни. А бывает, что именно при таком стиле, в переходном возрасте у ребенка рождается бурный протест против диктата взрослых, наблюдаются срывы в поведении, правонарушения. К разновидности авторитарного стиля может быть отнесена и опека. Во благо ребенка родители не дают ему шага шагнуть, постоянно подсказывая, что и как ему необходимо делать. Так воспитываются «мамины сыночки и дочки», которых потом родители внуждены няньчить всю жизнь.
Демократический стиль взаимоотношений имеет в своей основе сотрудничество, взаимопонимание детей и родителей, взаимоуважение. С мнением ребенка считаются, с ним советуются. Ему взрослые доверяют. Относятся к нему как к личности, умеющей отвечать за свои поступки перед другими членами семьи. Детей и родителей объединяют общие дела, общие интересы. Они часто бывают вместе. Существует теплота отношений, дружеского участия. В таких условиях воспитывается личность с чувством собственного достоинства, уважающая и других людей, готовая прийти на помощь, если в ней кто-то нуждается. Именно такими должны быть отношения в семьях.
Стиль « невмешательства» характерен для семей, где отсутствует четкая система воспитания, нет лидеров, родители не пользуются у ребенка авторитетом, дети часто предоставлены сами себе. Воспитательные мероприятия осуществляются от случая к случаю. Дети и взрослые в семье живут как бы сами по себе. При таком «воспитании» дети не приучены к дисциплине, они склонны к анархии, отсутствует уважение к взрослым, интерес к учебе, часты правонарушения.
3. АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
3.1..СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Основными условиями достижения человеком вершины в своем развитии, обозначаемой как его «акме» ( от греческого Acmз – пик, вершина), являются не только результат воздействия макро-, микро-, мезофакторов, но, прежде всего, активная творческая деятельность, потребность в активном саморазвития, самообучения и самовоспитания и активное удовлетворение этих потребностей.
Основным критерием самосовершенствования человека является успешность его самоопределения и самоутверждения в обществе. Отсюда главные свойства «акме» человека – профессионализм и креативность ( способность к творчеству). Последняя выражается в творческой направленности личности на созидательную леятельность.
Изучением закономерностей и механизмов развития человека на ступени его зрелости и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии занимается наука АКМЕОЛОГИЯ.
3.1.Пути и способы саморазвития и самосовершенствования конкурентноспособной личности.
Самосовершенствование – сознательная и планомерная работа над собой с целью формирования определенных свойств и качеств.
Существуют три основные формы самосовершенствования:
- приспособление («подведение») себя под определенные нормы и требования);
- подражание ( копирование определенной модели илиее части);
- самовоспитание является высшей формой самосовершенствования.
Основные факторы побуждающие личность заняться самовоспитанием:
- желание признания себя как личности;
- примеры окружающих;
- оценка окружающих;
- правильно организованный процесс воспитания.
ПРОГРАММА САМОВОСПИТАНИЯ
1.Принятие решения заняться самовоспитанием
2.Планирование самовоспитания
3.Определение целей и задач
4.Составление программы
5.Практические действия
6.Результат и его анализ
7.Самопознание
8.Самоизучение
9.Самооценка своих достижений.
Программы самовоспитания могут составляться на длительную перспективу и на короткие промежутки времени.
3.2.МЕТОДЫ САМОВОСПИТАНИЯ
Частные методы | Общие методы |
Самоубеждение | Самообьязательства |
Самовнушение | Самоорганизации |
Самоприказ | Самоупражнение |
Самоанализ | Самоуправление (автотренинг) |
Самооценка | Самоконтроль |
Самонаказание | |
Самопринуждение | Самоотчет |
3.3.ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ
Развитие человека – это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Новизна – одна из важнейших характеристик творчества. Она может возникнуть как в процессе творчества, так и в качестве конечного продукта. Суть творчества заключается не только в накоплении знаний и мастерства, сколько в умении открывать новые идеи и находить оригинальные пути.
Человек может открывать новое только для себя, так как просто не знал об этом, а объективно это давно существовало. Так обычно обнаруживает ребенок новое, считая его своим открытием. Поэтому принято делить творчество на субъективное и объективное.
Творчество присуще всем областям социальной жизни.
Выделяют шесть исторически сложившихся видов творчества: научное, техническое, литературное, музыкальное, изобразительное, ситуационное (житейское), коммуникативное. Все эти виды реализуются в процессе деятельности.
Существует и другой подход ( А.И.Кочетов) в котором выделяется три вида творчества:
- комбинационное творчество ( создание нового на основе комбинации известного);
- инновационное творчество ( внесение новых, ранее неизвестных элементов);
- исследовательское творчество (создание нового подхода или идеи).
3.4..ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
Выделяют промышленные технологии и социальные. Промышленные – это технологии переработки природного сырья или получения из него полуфабрикатов, продукта.
Социальные – это те, в которых исходным и конечным результатом выступает человек с измененными его свойствами.
Технология – это форма существования и сосуществования деятельностей.
Любая технология предполагает прогнозирование конечного результата и наличие путей его достижения.
Педагогические технологии предполагают :
частную методику по достижению поставленной цели;
педагогическую систему в целом;
определенный алгоритм, последовательность.
Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты:
Предварительная диагностика уровня творческого развития.
Мотивация ( ведущее направление работы)
Организация творческой деятельности
Контроль качества выполнения творческой деятельности
Выявление соответствия полученных результатов запланированным.
Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности.
Показатели к творчеству: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению, мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональная отзывчивость.
Непременным условием всякого творчества является свобода.
Творческая активность – это мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая скоростью включения в нее, эффективностью выполнения творческого задания и стремлением к личностному самосовершенствованию в процессе творчества.
3.5. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
1. Нравственное развитие личности
2. Формирование патриотизма и гражданственности
3. Развитие самосознания личности
4. Формирование трудовых и жизненных навыков
5. Формирование ответственного поведения
6. Формирование здорового образа жизни
7. Развитие эмоциональной сферы личности
8. Развитие чувства прекрасного
9. Развитие экологического сознания.