Младший школьный возраст

Ведущая деятельность - учебная, т.е. приобретение информации, ее организация, установление определенных связей между явлениями, фактами, осуществление некоторых видов логических выводов.

С точки зрения дидактики важный прием для педагогической деятельности - использование игровых методов обучения.

Переход от игровой деятельности к учебной должен осуществляться постепенно, естественным путем при активном использовании обучающих игр, помогающих при обучении основам чтения, работе с компьютером, художественно-изобразительной деятельности, физическому развитию, занятиям спортом. По мнению многих педагогов, ребенок на протяжении двух фаз своего развития — в дошкольном и младшем школьном возрасте — по-разному овладевает смыслами человеческой деятельности сначала в игре и затем в учебной деятельности.

По классификацииЖ. Пиаже, интеллектуальное развитие детей возраста 7-12 лет соответствует овладению ими стадий конкретных операций, что соответствует развитию возможностей классификации объектов и событий на основании выделения отдельных признаков, развитию способностей к проведению элементарных логических рассуждений.

3. Школьный возраст.

Во время подросткового возраста (занимающего период примерно от 10 до 15 лет) и ранней юности (период от 14-15 до 18 лет) учебная деятельность приобретает более углубленный, научно ориентированный характер, что связано с усвоением научно-теоретических знаний по многим предметным областям, а также с освоением основ логического мышления. Специфика педагогических и воспитательных методов, применяемых для обучения детей некоторого определенного возраста, опирается как на знание этапов развития детского (подросткового, юношеского) мышления, так и на знание этапов формирования личности человека.

В соответствии со стадиями интеллектуального развития детей, по Ж. Пиаже, примерно после 12 лет подростки приобретают способность к более полному использованию абстрактно-логических операций, к использованию различных видов индуктивного и дедуктивного мышления. В личностном плане в подростковом возрасте происходит активное формирование внутреннего мира человека, осмысливание личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, в основном интуитивное формулирование моральных, нравственных норм и правил общения в коллективе.

Периоды кризисов возрастного развития - объективные и неизбежные фазы, проявляются при переходах от одного стабильного периода развития к другому. Хронологически возрастные кризисы проявляются на границах стабильных периодов, причем в связи с интенсивным развитием более часто кризисы имеют место в детском и юношеском возрасте:

· кризис новорожденных - до 1 месяца, отделяет эмбриональный период от младенческого возраста;

· кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;

· кризис трех лет - переход от раннего детства к дошкольному возрасту;

· кризис семи лет - от дошкольного к школьному возрасту,

· кризис тринадцати лет связан с резкими изменениями в ходе гормонального созревания;

· кризис семнадцати лет

В поведенческом плане возрастные кризисы связаны с различными проявлениями, казалось бы, ничем не обусловленных признаков негативизма, упрямства, трудновоспитуемости, надоедливости, немотивированной вредности и других отрицательных качеств.

Причины резкого изменения поведения в существенной степени объективны и связаны

· с гетерохронностью темпов развития различных систем организма;

· с мощной биологической перестройкой гормональных систем у старших школьников в возрасте отрочества и юности,

· с ускоренным развитием и структурированием личности молодого человека, с формированием у него сложных нравственных, моральных понятий и категорий.

С педагогической точки зрения психика подростков представляет собой предмет особого, специального внимания. Для этого периода развития характерны:

· напряженность и конфликтность в общении,

· склонность к принятию крайних решений и выражению крайних мнений и оценок, - так называемый «юношеский или подростковый максимализм».

Возрастные кризисы у взрослых людейтакже протекают весьма драматически. Их специфика заключается в нескольких факторах.

Во-первых, это кризисы людей, закаленных жизненными неприятностями и имеющих определенный жизненный опыт по выходу из сложных ситуаций - кризисы подготовленных людей.

Во-вторых, это кризисы людей с развитой волей, с достаточно большим багажом знаний, с умением обсуждать свои проблемы с врачами и психологами.

В-третьих, кризисы взрослых людей только отчасти связаны с неравномерным развитием систем организма, их истоки во многом обусловлены недовольством своими достижениями и положением в обществе, своими успехами в личной жизни. Это отчасти делает более объяснимыми и несколько менее таинственными и загадочными причины кризисов, что также помогает их сглаживанию и коррекции, например, с помощью многочисленных вариантов методов психогигиены, психодиагностики и психоанализа.

Темы и вопросы для семинаров и самопроверки

1. Основные принципы современной педагогики, связь современной педагогики с родственными и смежными областями науки.

2. В чем заключается системообразующий характер педагогики как науки?

3. Определите сущность и отличия педагогической психология и психологической педагогики.

4. Кратко охарактеризуйте отрасли педагогики, рассмотрите разные типы классификации отраслей.

5. Составьте историческую схему развития педагогики, обращая внимание на временную шкалу.

6. Рассмотрите основные черты развития педагогики во времена античной цивилизации.

7. Охарактеризуйте цели и основные черты педагогического процесса в первобытном обществе

8. Что такое спартанское образование и воспитание?

9. Рассмотрите основные характеристики средневекового образования. Что такое схоластика?

10. Проанализируйте 7 принципов рыцарского светского воспитания и образования.

11. Проанализируйте революционность принципов образования Я.Коменского.

12. Каковы основные черты структуры и основные принципы реализации современной системы образования?

13. Характеристики ступеней образования по международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО.

14. Рассмотрите соотношения между ступенями образования России и развитых стран мира.

15. Проанализируйте возрастные особенности развития интеллектуальных способностей человека и возрастную специфику образовательного процесса.

16. Проанализируйте решения детьми примеров из набора «задач на сохранение» Ж. Пиаже.

17. Проведите сопоставление примеров «ядерного» знания у детей разного возраста и теории семантических сетей.

18. Рассмотрите вопросы использования ролевых функций ребенка на разных стадиях процесса возрастного развития и образования.

19. Охарактеризуйте стабильные и кризисные периоды дошкольного, школьного и юношеского возраста с точки зрения гетерохронности характера возрастного развития.

Раздел 2

ДИДАКТИКА

Наши рекомендации