Игра «У меня есть душа»
Создана с целью представить образ тонкой, ранимой души человека, больно реагирующей на любое грубое прикосновение. Проигрывание игровой фабулы совсем простое: протекает взаимодействие двух субъектов, одному из играющих предлагают текст его обращения к другому играющему, тот должен ответить на обращение к нему.
Сюжетное же развертывание игры сложное по непредсказуемости. У обоих субъектов есть душа и разум. Условно Душой называем эмоциональную сторону личности: «душа» переживает, эмоционально реагирует на воздействия в адрес человека. Условно Разумом назовем ту сторону личности, которая обеспечивает анализ происходящего. При производимом воздействии в первую очередь откликается Душа, сообщает о своем самочувствии: «Мне приятно слышать...», «Мне сейчас стало плохо...», «Я чувствую себя неловко от такого обращения...» Разум анализирует характер обращения, давая оценку и предлагая субъекту определенный характер ответного воздействия: «Тебя явно не уважают, защищайся...», «Тебе высказано доброе отношение, отвечай тем же...», «Будь справедлив и признай свою ошибку...*' Субъект сначала выслушивает Душу и Разум, лишь потом произносит свою реплику в ответ на обращение другого субъекта.
Наблюдатели напряженно следят за ходом психологических событий, не вмешиваясь в движение отношений. Мизансцена игры такова:
Ведущий регулирует последовательность воздействий, по мере выявления последствий диалога он пресекает ход диалога и ставит вопрос, желают ли субъекты после происшедшего между ними сохранить и развивать дальше свое знакомство. Затем обращается к наблюдателям, предлагая высказать мнение по поводу увиденного и услышанного.
Тексты первых фраз могут быть заимствованы из непосредственной жизни участников занятий. Например: «Принес книжку? Давай!», «Я рад тебя видеть. Ты сегодня, как всегда, прекрасна», «Слушай, сбегай за булочками. Да, побыстрее!»... Однако не исключены фразы высокого литературного стиля, так чтобы участники могли оценить роль красивой речи в общении людей.
Желательно, чтобы все студенты приняли участие в таких упражнениях, так чтобы на собственном самочувствии проверили самые разные формы воздействия одного человека на другого. И, конечно же, весьма полезно включать в игру шаблоны школьной практики, такие как «Иванов, к доске!»» или ««Ты, конечно, как всегда, не готов к работе!».
Игра «Кошкины гости»
Имеет своим основным назначением — вовлечение в реальные действия сочувствия, соучастия, защиты человека от посягательства на его достоинство. Фабула известна: Кошка пригласила в гости всех друзей по деревенскому двору (Собаку, Воробья, Козу, Петуха), оставив без внимания Поросенка, потому что тот «грязный», «вечно купается в грязной луже». Когда гости идут в «Кошкин дом», Поросенок сидит у крыльца и тихо обиженно, вздыхает. Развитие сюжета зависит целиком от играющих. Они поставлены в проблемную ситуацию: приводить в дом без позволения хозяйки не имеют права, но и входить в дом приходится в смятенном .состоянии. Ситуация проигрывается дважды, потому что сначала гости смущены и растеряны. Когда ведущий, зафиксировав их неблагоприятное состояние, поставит вопрос: «Отчего же вы ничего не сделали, чтобы изменить ситуацию, которая вогнала вас в дурное состояние?» - игра проигрывается вторично, но уже в ином завершении событий.
Наблюдателям интересно видеть, как с трудом каждый играющий выстраивает формы своего поведения для защиты другого, для выражения сочувствия и соучастия обиженному.
Игра «Такая привычка»
Инициирует осознание личностного «Я», рождает осмысление себя в практической ситуации и будущей жизни.
Игровая фабула порождена самой печальной действительностью пагубных привычек среди подростков, в частности, пристрастием к сквернословию. Главное лицо игры проживает важные для своей будущей жизни эпизоды: пытается устроиться на очень хорошую работу, пробует познакомиться с очаровательной девушкой, обращается к частному врачу высокой квалификации, просит подвезти его на автомобиле, опаздывая на деловое свидание, предлагает свою помощь человеку, сообщает об острой нужде в денежном займе... Но при этом он произносит сквернословия, ссылаясь на «привычку», от которой он якобы не может избавиться. В руке играющего резиновая маленькая игрушка, сжимая которую играющий производит противный свистящий звук — это и станет символическим обозначением привычного произнесения сквернословия.
Мизансцена игры выстраивается как последовательное движение по «дороге жизни», от одного эпизода к другому. Оттого что все основные лица жизненных эпизодов «не переносят сквернословия» и не доверяют людям, лишенным способности нормальной культурой речи, главного героя везде постигает неудача — он не достигает ни одной из поставленных целей: его не принимают на работу, девушка отказывается с ним общаться, врач рекомендует обратиться к другому специалисту, ему отказывают в займе и т.д.
Наблюдатели обсуждают итоги сюжета. Здесь ни в коем случае нельзя скатываться на банальное «браниться нельзя». Только выслушиваются разные суждения и мнения. Достаточно того, чтобы игра инициировала раздумья.
Кроме специальных умений целевого назначения, игра оснащает играющих общими умениями свободного проявления своего «Я», умениями ориентировки, самообладания, быстрой реакции на меняющиеся обстоятельства, мгновенного анализа происходящего.
Внеаудиторный практикум по педагогической технологии |
Мы уже отмечали, что поле тренинга можно расширить за счет домашних упражнений и одноразовых домашних заданий для участников занятий. Мы уже говорили, что перенесение самостоятельной систематической деятельности из лабораторных условий в условия реальности содействует обретению профессионального вторичного опыта.
Часть заданий сопровождается письменным анализом, другая часть — обсуждается после устного сообщения автора о результате 4 исполненного задания. Следует предупредить студентов о возможных отдельных неудачах. Поэтому авторов письменной работы следует просить точно воспроизвести совершенные ими действия и проанализировать причину неудачи. Нельзя драматизировать случившееся. Всегда можно инструментовать неудачу как огромное везение, ибо найденная ошибка становится важным предостережением ее повторения в реальности.
Социальное поле технологических упражнений должно быть максимально расширено. Студент вводит в контекст действительной жизни тонкие воздействия на человека и наблюдает реакцию человека на данные формы воздействия. Это им производится в транспорте, театре, магазине, кафе, музее, пригородной электричке, а также дома в семье, на работе в офисе. Но задание допускает исполнение и в здании педвуза, среди студентов, ознакомленных с профессиональными операциями.
С друзьями и товарищами не исключается вариант, когда студент работает «открыто», сообщая своему партнеру об исследовательском замысле. Например, он говорит: «Послушай, если я тебе скажу вот так... — тебе это понравится?.. А если я тебе вот так отвечу... ты как себя будешь чувствовать?.,».
Самостоятельная работа без преподавательского курирования выявляет огромную значимость педагогической техники. Впервые для юного педагога предстает в своем решительном влиянии интонация голоса, пластика, мимика, темпо-ритм движений. Убедившись в силе педагогической техники, студент обращается к ежедневным упражнениям артикуляционного аппарата, контролирует свою пластику.
Приведем несколько примеров внеаудиторных (домашних) учебных заданий, требующих письменного анализа и последующей преподавательской проверки.
К теме педагогического общения: «Я открываю партнера на общение», «Я обращаюсь к человеку с просьбой по парадигме «был бы счастлив...», «Я наблюдаю особенности женского и мужского общения», «Я вхожу в дом, надев на себя «платье доброжелательности».
К теме педагогического конфликта: «Я создаю конфликт», «Я наблюдаю конфликт», «Я снимаю конфликтную ситуацию», «Я использую компромисс в конфликте» и т.д.
К теме социально-психологического климата в группе: «Я привношу ценность в группу...», «Мне удается повысить психологическую атмосферу в группе», «Я замечаю, как резко изменяется атмосфера в группе...», «Я фиксирую свое состояние, обусловленное психологической атмосферой в группе» и т.д.
К теме ораторского профессионального мастерства: «Я высказываю мнение по формуле «тезис-аргумент-иллюстрация» и наблюдаю за реакцией собеседников», «Я высказываю суждение и нахожу аналогию высказанному, а потом прослеживаю влияние моего ораторского приема», «Составляю краткое выступление...» и т.д.
Неслучайно все внеаудиторные задания в формулировках своих начинаются с местоимения «Я». Тренируя профессиональные умения, юный педагог все внимание направляет на собственное овладение определенными умениями. Он во время такого тренинга выступает в трех ролях: он конструктор тренинга, он созидатель воздействия, он аналитик и судья состоявшегося воздействия. Момент самообразовательной деятельности максимально субъективирован, что и объясняет центрирование сознания субъекта на своем «Я».
Система домашних заданий развивает наблюдательность и порождает привычку к профессиональному анализу происходящих в окружающей реальности событий. Поэтому по истечении некоторого времени открывается возможность нового шага в расширении пространства для профессионального практикума. Путем воспроизводства социально-психологических событий, эпизодов, моментов, коллизий, зафиксированных сознанием будущего педагога, моделируется ситуация и производится ее профессиональный (а значит, социально-этический, психолого-педагогический, философско-педагогический) анализ с последующим поливариантным решением.
Моделирование реальности в ракурсе педагогическом — очень сильный и эффективный способ развития педагогического мышления
К тому же, благодаря данной методике, снимается превратное представление о воспитании детей как об особо организуемом в удалении от реальной текущей жизни часовом воздействии (мероприятии). Воспроизводить самые простые ситуации повседневной жизни и вскрывать педагогическую сущность — значит, открывать широкое видение процесса • становления и развития личности, включенной в социальную среду и подвергаемой ежедневно постоянным влияниям этой среды.
Случай из жизненной практики или жизненных наблюдений рассказывается, обговариваются его потенциальные влияния на наблюдателей и активных субъектов происшедшего события, затем заново воспроизводится содержательная сторона события, но уже — педагогически инструментованная, и лишь после такого группового осмысления создается игровая модель «педагогической ситуации» — такой ситуации, которая несет в себе формирующее воздействие личностного плана.
Приведем примеры простейшего и бесхитростного материала для такой работы, оговорив дополнительно, что не обсуждаются решения ситуации, но рассматриваются ее потенциальные воспитательные влияния.
Отца обвиняют в недостойном поведении. Рядом стоит сын десяти лет...
Кондуктор требует, чтобы пассажир без билета покинул автобус или немедленно оплатил проезд... Денег у пассажира нет...
Дама несла большой и красивый торт и вдруг, неловко перехватывая бечевку другой рукой, уронила торт на мокрую дорогу...
В итоге все сказанное выше позволяет ввести в контекст занятий по педагогической технологии автономные свободные самостоятельные упражнения, которые обучающийся производит самостоятельно, исключительно в силу собственной заботы об уровне своего профессионализма. В проведении такого рода занятий он не отдает никому отчета, кроме самого себя, хотя нельзя гарантировать, что преподаватель не захочет заслушать индивидуальные сообщения об успешности выполнения этих заданий,
Самостоятельная работа состоит из разовых упражнений в овладении длинным рядом профессиональных операций. Эти упражнения просты, легки, поэтому рекомендуется их проделывать многократно, пока не будет достигнута некоторая автоматичность в их исполнении и они не приобретут характеристики профессионального навыка.
Приложение 1