Основные определения по курсу (модуль1,2)

Вопросы и практические задания по курсу Педагогика

Вопросы к экзамену (модуль 1, 2)

1. Педагогическая профессия в мире профессий: сущность, функции, специфика. Требования к учителю современной школы.

2. Педагогика как наука. Структура науки. Связь педагогики с другими науками.

3. Характеристика основных педагогических категорий, их взаимосвязь.

4. Методологические основы педагогического процесса. Системный подход в педагогике.

5. Педагогический процесс как система: структура, характеристика основных этапов. Закономерности и принципы педагогического процесса.

6. Педагогические системы и их виды. Система образования в Российской Федерации. Закон «Об образовании» о ее совершенствовании.

7. Школа как педагогическая система. Нормативные документы, определяющие деятельность школы.

8. Педагогическое исследование: сущность, основные этапы. Характеристика методов педагогического исследования.

9. Сущность, функции, движущие силы, логика процесса обучения.

10. Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения. Характеристика закономерностей и принципов обучения.

11. Понятие о содержании образования. Документы, определяющие содержание образования. ФГОС 2-го поколения о совершенствовании содержания образования в школе.

12. Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Проблема классификации методов обучения. Выбор методов обучения.

13. Пути активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

14. Понятие о форме организации обучения. Урок как основная форма учебного процесса. Дополнительные формы организации обучения.

15. Дидактические основы контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся. Функции, виды, методы контроля. Оценка и отметка в учебном процессе.

16. Современные дидактические концепции.

17. Развитие воспитания и педагогической мысли в эпоху Античности.

18. Воспитание и образование в Средние века (до эпохи Возрождения).

19. Воспитание и образование в эпоху Возрождения. Развитие педагогической мысли (Витторино да Фельтре, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор и др.).

20. Педагогическая система Я. А. Коменского.

21. Характеристика педагогических теорий Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо.

22. Гуманистическая педагогическая система И.Г. Песталоцци.

23. Развитие образования и педагогической мысли в России в XVIII веке.

24. Развитие образования и педагогической мысли в России в XIX веке.

25. Немецкая классическая педагогика. Педагогическая система И.Ф. Гербарта и А. Дистервега.

26. Педагогическая система К.Д. Ушинского.

27. Реформаторская педагогика конца XIX - начала XX вв. (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, А. Лай, Р. Штайнер, М. Монтессори).

28. Советская школа как педагогический феномен. Развитие советской школы (1917 – 1991 гг.).

29. Педагогическая система А.С. Макаренко. Феномен А.С. Макаренко и современная школа и педагогика.

30. Педагогическая деятельность и идеи В.А. Сухомлинского и Я. Корчака.

31. Тенденции развития образования в современном мире и в России.

Практические задания (модуль 1, 2)

1. Проанализируйте текст анкеты как метода педагогического исследования, предложенной преподавателем.

2. Изучите материал одного из параграфов учебника (конспекта урока), предложенной преподавателем. Проанализируйте, как в нем реализуются принципы обучения: научности, доступности, связи теории с практикой.

3. Изучите материал одного из параграфов учебника (конспекта урока), предложенной преподавателем. Проанализируйте, как в нем реализуются принципы обучения: прочности, наглядности, систематичности и последовательности.

4. Изучите материал одной из тем учебника, предложенной преподавателем. Предложите, при помощи каких методов и приемов этот материал может быть изучен на уроке. Выбор обоснуйте.

5. Изучите материал одной из тем учебника, предложенной преподавателем. Предложите способы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении этой темы. Выбор обоснуйте.

6. Проанализируйте конспект урока, предложенный преподавателем. Определите, какие виды и методы контроля используются на этом уроке. Оцените их эффективность для реализации основных функций контроля.

7. По указанию преподавателя разработайте рекомендации для педагога, как учителю готовиться к уроку (как повысить эффективность урока).

Основные определения по курсу (модуль1,2)

Наши рекомендации