Правила семейного воспитания
По Ю.Б. Гиппенрейтер
1) Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!».
2) Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему, но! А) возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам; Б) по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
3) Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
4) Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействий).
5) Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. При этом говорите о СЕБЕ, о СВОИХ чувствах, а не о нем.
6) Не требуйте от ребенка невозможного, трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что можно изменить в окружающей обстановке.
7) Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
8) Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
9) Правила (ограничения, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Но! Их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
10) Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
11) Требования, предъявляемые взрослыми, должны быть согласованы между собой.
методы и приёмы работы с ребенком
Психологическая поддержка
Это совокупность средств психологического воздействия, сосредотачивающих внимание на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки.
Реализация:
Поддерживать ребенка – означает:
1) безусловно принимать ребенка
2) опираться на сильные стороны ребенка
3) забывать о прошлых неудачах ребенка
4) показывать, что вы удовлетворены ребенком
5) демонстрировать любовь к ребенку
6) помогать ребенку в том, с чем он не может справиться сам
7) позволить ребенку самому решать проблемы, с которыми он может справиться
8) проводить больше времени с ребенком
9) демонстрировать оптимизм и веру в возможности ребенка
Поддерживать можно посредством:
ü отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, продолжай)
ü высказываний (я горжусь тобой, спасибо за помощь, мне нравится как ты это делаешь)
ü прикосновений (погладить, дотронуться, обнять)
ü совместных действий (находиться рядом, мягко вести, играть с ним, слушать его)
ü невербальных проявлений (улыбка, подмигивание, кивок).
Использование внешнего средства
Картинки для напоминания, список дел, записки, схемы, инструкции.
Способ передать самому ребенку руководящие функции родителей.
Активное слушание
Активно слушать ребенка – значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Правила:
1) повернитесь лицом к ребенку, глаза должны находиться на одном уровне, можно взять его за руки или посадить на колени
2) не задавайте вопросов, желательно, чтобы ваши реплики звучали в утвердительной форме
3) держите паузу, не забивайте время своими соображениями и замечаниями
4) повторите, как вы поняли то, что случилось с ребенком, обозначьте чувство ребенка
Результат:
Исчезает или значительно ослабевает отрицательное переживание ребенка.
Ребенок начинает рассказывать о себе все больше.
Ребенок сам продвигается в решении проблемы.
Я-сообщение
Конструкция:
1) безоценочное описание поведения ребенка (когда ты…)
2) характеристика чувств, испытываемых взрослым (я чувствую…)
3) указание на то, почему поведение ребенка не устраивает взрослого (потому что…)
Преимущества:
1) позволяет выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме
2) дает возможность ребенку ближе узнать родителей
3) открытое и искреннее выражение чувств позволяет детям искренне выражать свои
4) высказывая чувство без приказа или выговора, мы оставляем за ребенком право самому принять решение
Прием «я заметил»
«ты убрал в своей комнате?»
не надо задавать вопросы риторического характера
«я заметила что ты до сих пор не убрал в своей комнате. ты сделаешь это сейчас или после ужина?»
если приём не срабатывает, значит нам очень важно чтобы ребенок нас «слушался», но не всегда ребенок может оказаться в ситуации, когда надо слушаться взрослого
гораздо важнее научить ребенка действовать самостоятельно, сообразно с интересами других людей
Поиск альтернатив
чем младше ребенок, тем меньше альтернатив
иногда альтернатива м.б. скрытой (можешь почистить зубы до того, как одеться, а можешь после)
Конструктивный способ разрешения конфликтной ситуации
Этапы:
1) прояснение проблемы
2) сбор предложений
3) оценка предложений и выбор наиболее приемлемого
4) детализация решения
5) выполнение решения и проверка
Прием цветовых зон
Помогает найти «золотую середину» в использовании запретов и ограничений
Зеленая зона: все, что разрешается делать ребенку по его усмотрению или желанию (в какие игрушки играть, с кем дружить, в какой кружок записаться)
Желтая зона: действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, свобода выбора в пределах определенных границ (решай сам, когда сесть за уроки, но закончить работу нужно до 8 часов вечера)
Оранжевая зона: действия ребенка, которые не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств разрешаются (лечь спать позже, потому что папа вернулся из длительной командировки)
Красная зона: действия, неприемлемые ни при каких обстоятельствах (нельзя ломать вещи, обижать малышей, включать газовую плиту)
Прием «я заметил»
«ты убрал в своей комнате?»
не надо задавать вопросы риторического характера
«я заметила что ты до сих пор не убрал в своей комнате. ты сделаешь это сейчас или после ужина?»
если приём не срабатывает, значит нам очень важно чтобы ребенок нас «слушался», но не всегда ребенок может оказаться в ситуации, когда надо слушаться взрослого
гораздо важнее научить ребенка действовать самостоятельно, сообразно с интересами других людей
****************************************************************************