Обработка и интерпретация результатов
Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Стиль поведения | Номера вопросов | |||||||||
Авторитетный | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б |
Авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А |
Либеральный | В | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В |
Индифферентный | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г |
Авторитетный стиль (в терминологии других авторов – «демократический», «сотрудничество»). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Авторитарный стиль (в терминологии других авторов – «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители с таКим стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Либеральный стиль (в терминологии других авторов – «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Задания и упражнения
1. Как изменились функции, и структура семьи в наше время?
2. Почему дети одних и тех же родителей, воспитанные в одной семье, вырастают такими разными по характеру и способностям?
3. Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был хорошим, чтобы он вырос наделенным всевозможными талантами. На практике получается не так. В чем может быть причина нереализованных благих пожеланий родителей? Докажите справедливость народной поговорки: «Яблоко от яблони недалеко падает».
4. Существует ли, на ваш взгляд, проблема «отцов и детей»? В чем она заключается?
5. С какими трудностями и нерешенными проблемами сталкивается современная семья?
6. Какие факторы влияют на стабильность семьи? Чем вызываются конфликты в семье?
7. Согласны ли Вы с утверждением, что любовью нельзя испортить ребенка?
Задание 1.Прочитайте русские пословицы, которые отражают два подхода к воспитанию детей в семье: авторитарный и демократический. Насколько вы согласны с ними?
Ø Пусти детей на волю – сам будешь в неволе.
Ø Верная указка не кулак, а ласка.
Ø Люби сына, как душу, но колоти как грушу.
Ø У каждого времени свои песни.
Ø Молодому все просто.
Задание 2.Обсудите в группе, как необходимо поступить для достижения максимального педагогического результата в следующих ситуациях:
Ø Вы отказались купить игрушку своей двухлетней дочери, и она устраивает истерику в супермаркете.
Ø Вы обнаружили, что после похода в гости ваш четырехлетний ребенок принес с собой чужую игрушку. Как поступить?
Ø Заглянув в портфель своего четырнадцатилетнего сына, вы нашли там сигареты.
Ø Ваша 16-летняя дочь увлеклась дискотеками и часто возвращается домой позже назначенного срока.
Ø Вы многократно повторяете своему ребенку: «Делай уроки!» Ребенок не реагирует.
Ø В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребенка и видите, что результат его обучения в школе весьма неплох. Вы рады, хвалите ребенка за достигнутые успехи, но вскоре вас приглашают в школу для серьезного разговора, и там вы узнаете, что ваш сын (или дочь) исправили отметки в дневнике и расписались за классного руководителя.
Ø Ваш ребенок уже достаточно взрослый. Он учится в меру своих способностей, но вот беда – он ничем не хочет помогать по дому, и в комнату к нему лучше не заходить – всюду беспорядок. На предложение что-то сделать он отвечает категорическим отказом.
Ø Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявление таких качеств вы наблюдаете и сами, иногда это проявляется даже в ваш адрес.
Ø Ваш ребенок дерется с другими детьми, и в школе на него постоянно жалуются.
Задание 3.Согласны вы или нет с ниже приведенными тезисами.
1. Родители никогда не считают ребенка взрослым.
2. Семья – кормит ребенка, а воспитывает школа.
3. Родители – виновники всех неудач своих детей.
4. Отец – фигура мифическая в семье.
5. Родители обязаны выполнять любую прихоть ребенка.
6. Брак должен быть оформлен юридически.
7. Мать – сложная профессия.
8. Заводить детей – дорогое удовольствие.
9. Личность самих родителей – идеальная модель для подражания, поэтому следует делиться с ребенком своими успехами и неудачами.
Задание 4.Какую семью, по-вашему мнению, можно назвать счастливой? Разработайте семь правил счастливой семейной жизни.