Вопрос 2. Методология и методы научно-педагогических исследований, их характеристика и использование в учебно-воспитательном процессе
Вопрос 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками о человеке.
Задачи педагогики:
1) изучает закономерности воспитания, обучения, образования. 2) Теоретическая ее часть; 3) Практическая; 4)Раскрывает технику педагога; 5) Вооружает педагога приемами, сложными в обучении и влияющими на ребенка.
Педагогика – наука, которая изучает закономерности воспитания, обучения, образования подростковых поколений и взрослых людей. Педагогика (греческ. Paidagogike) буквально переводится как детовождение. Педагогом (детоводителем) назывался дядька-раб, который сопровождал сына своего господина в школы, охранял его и нес за ним его учебные принадлежности. Частью педагогики стала аутогогика – наука о закономерностях самовоспитания.
Педагогика не может развиваться, как и другие науки, совместно с другими науками. Она использует знания таких наук, как биология, психология и т.д. Педагогика, как и психология, имеет связь с одним принципом: живым организмом. Психология в отношении к педагогике занимает 1 место среди наук.
Интенсивному исследованию также подвергаются закономерности воспитания, обучения, образования взрослых людей в ВУЗах (вузовская педагогика), в армии (военная педагогика) и т.д. Но педагог – это также проводырь в области знания, которое употребляется в отношении человека, работающего как с детьми, так и взрослыми.
Передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. Воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессии которых становится обучение и воспитание детей.
Древнегреческий философ Платон писал о том, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает только в том смысле, что граждане будут плохо обуты, но если плохо выполнять свои обязанности будет воспитатель, то в стране появится целое поколение невежественных людей. Все люди образованные, но рыночные отношения требуют часть высокообразованных людей. Миром может управлять и кухарка, но в рыночных отношениях, извините меня. Рынок – своего рода борьба.
Как особая наука педагогика впервые была выделена в начале 17 в. английским философом Фрэнсисом Беконом. Различают научную и народную педагогику. Научная П связана с теоретическим и методическим исследованием проблем воспитания, раскрытием его сущности и закономерностей. Народная педагогика существует в форме пословиц, поговорок, сказок, преданий, легенд, а также обычаев и традиций. Она способствует формированию личности в детском возрасте.
Предметом П является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. Исключительно большое значение в развитии П имеет ее связь с другими науками. Она развивается, укрепляя и совершенствуя свою связь с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, физиологией человека, этнографией, математикой и др. отраслями знаний.
Вопрос 2. Методология и методы научно-педагогических исследований, их характеристика и использование в учебно-воспитательном процессе.
Методология – есть подход к явлениям воспитания. Чтобы воспитывать правильно ребенка, необходимо было получить о нем некоторую научную информацию. Для этого были получены различные методы.
Метод – это способ получения научной информации. К методам научно-педагогических исследованиям относятся: Пед. наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, тесты и т.д.
Наблюдение – этот метод предусматривает познание индивидуальных способностей психики человека через изучение его поведения. Характерной особенностью является внешнее проявление психики человека, происходит в естественных условиях. Наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен точно представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего. Чем длительнее наблюдение, тем больше фактов можно накопит, тем легче будет отличать типичное от случайного, тем глубже и надежнее будут выводы наблюдения. Чтобы наблюдение дало положительные результаты, необходимо наблюдать в различных условиях. Наблюдая за поведением, необходимо правильно разбираться в мотивах и причинах, побуждающих их действия и поступки. В зависимости от мотива один и тот же получит равную моральную оценку.
Эксперимент – экспериментатор не дожидается, когда наступят интересующие его процессы, сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого. Существует 2 типа экспериментов: 1) Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных условиях, он требует технических приспособлений. 2) Естественный эксперимент строится так, что испытуемый не подозревает о том, что он подвергается психологическому исследованию, это обеспечивает естественность его поведения. (Игры, спец. уроки).
Анкетирование – сбор информации с помощью специальных письменных вопросов с целью исследования. Требования к анкете: 1) вопрос должен быть однозначным; 2) нельзя предлагать вопрос, требующий оценки своих качеств; 3) вопрос должен быть лаконичным, точным, ясным, простым и конкретным; 4) на выявление одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов; 5) в начале анкеты – легкие вопросы, затем сложные, далее – самые сложные, и в заключении простые. Достоинства и недостатки.
Беседа – метод сбора пед. или другой информации в процессе непосредственных отношений, путем ответа на ранее подготовленные вопросы. Особенностью беседы является меньшая жесткость в последовательности вопросов. Требования: 1) широкое использование косвенных вопросов; 2) вопрос должен быть точным, коротким, понятным; 3) начинать беседу надо с темы, интересной опрашиваемому; 4) стиль и отношения должны быть доброжелательными; 5) проводится в естественных условиях и опрашиваемый должен быть уверен в сохранении тайны. (узнаем о прошлой жизни, домашней обстановке, родителях, товарищах, о личности ребенка.