Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения
Сущность понятия «процесс обучения». Знания, умения, навыки и
способности учащихся в процессе обучения. Структура процесса обучения
(преподавание, учение и научение). Основные компоненты процесса
обучения (целевой, потребностно-мотивационный, содержательный,
операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-
регулировочный, оценочно-результативный).
Основные функции (образовательная, воспитательная и развивающая),
их характеристика. Этапы процесса обучения (восприятие, осмысление,
обобщение, повторение, закрепление), их содержание. Назначение
деятельности учителя (управление активной и сознательной познавательной
деятельностью учащихся). Этапы в ходе педагогической деятельности:
планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки, анализа результатов работы.
Основные действия учащихся в процессе обучения: восприятие
материала; конспектирование информации; запоминание материала; повторение материала в процессе учебной деятельности; грамотное воспроизведение учебного материала; самостоятельное решение учебных задач; самоконтроль достижений; самооценка.
Сущность понятий «закономерности процесса обучения» и
«принципы процесса обучения». Источники возникновения принципов обучения. Исторический характер принципов обучения (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский). Система принципов обучения (научности, наглядности, проблемности, доступности, активности и сознательности, систематичности и последовательности и т.д.). Научная характеристика и содержание основных принципов обучения. Особенности их применения при организации урока.
Методы обучения и их классификация
Понятие «метод обучения». Признаки методов обучения. Условия
выбора методов обучения учителем на уроке. Понятие «прием обучения».
Проблема методов обучения в дидактике. Основные подходы
к классификации методов обучения (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский,
Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе, И.Ф. Харламов, М.А. Данилов,
Б.П. Есипов, Ю.К. Бабанский, В.И. Андреев, М.И. Махмутов). Основные
и вспомогательные методы обучения в современной школе.
Характеристика классификации методов обучения М. Скаткина и
И. Лернера (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного
изложения, частично-поисковые, исследовательские методы).
Формы обучения
Понятие «формы организации обучения», их классификация. Развитие
форм организации обучения в дидактике. Исторический аспект развития
индивидуальной формы обучения. Негативные и позитивные стороны
индивидуальной формы обучения. Понятие коллективной формы обучения.
Я.А. Коменский как создатель классно-урочной системы обучения.
Основные характеристики классно-урочной системы.
Исторически сложившееся системы организации обучения (взаимного
обучения (белл-ланкастерская система); избирательного обучения
(батовская и маннгеймская системы); индивидуализированного обучения
(Дальтон-план, план Трампа).
Индивидуальная, групповая и коллективная формы организации
обучения: сравнительная характеристика. Групповая форма организации
обучения как условие осуществления индивидуального и
дифференцированного подхода к учащимся. Критерии создания учебных
групп.
Понятие об уроке как основной форме организации учебной работы.
Факторы, влияющие на результат урока (уровень знаний учителя, его
профессиональной подготовки, общей культуры; способности учеников, их
степень интереса к предмету, их мотивированность к предмету и процессу
обучения в целом т.д.). Основные характеристики современного урока.
Уроки традиционные и инновационные. Формы контроля на уроках.
Классификация уроков на основе дидактических задач и логики
учебного процесса: уроки смешанные или комбинированные; уроки
сообщения новых знаний; уроки закрепления изучаемого материала; уроки
повторения, систематизации и обобщения изученного материала; уроки
проверки и оценки знаний. Дидактические основы уроков различных типов.
Основные требования к современному уроку (к содержательной,
организационной и методической стороне урока). Условия его
эффективности.
ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения
Подростков
Понятие «девиантное поведение».Причины возникновения
девиантного поведения учащихся (ошибки и недостатки в процессе
семейного воспитания, недостатки и просчёты в организации учебно-
воспитательного процесса школы, отрицательное влияние социума и др.).
Психологические типы девиантного поведения учащихся и их
характеристика. Система работы классного руководителя (социального
педагога) по предотвращению отклонений в поведении учащихся.
Технология коррекционно-воспитательной работы с подростками.
Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к
девиантному поведению. Виды и содержание профилактической работы
среди несовершеннолетних.