Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения

Сущность понятия «процесс обучения». Знания, умения, навыки и

способности учащихся в процессе обучения. Структура процесса обучения

(преподавание, учение и научение). Основные компоненты процесса

обучения (целевой, потребностно-мотивационный, содержательный,

операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-

регулировочный, оценочно-результативный).

Основные функции (образовательная, воспитательная и развивающая),

их характеристика. Этапы процесса обучения (восприятие, осмысление,

обобщение, повторение, закрепление), их содержание. Назначение

деятельности учителя (управление активной и сознательной познавательной

деятельностью учащихся). Этапы в ходе педагогической деятельности:

планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки, анализа результатов работы.

Основные действия учащихся в процессе обучения: восприятие

материала; конспектирование информации; запоминание материала; повторение материала в процессе учебной деятельности; грамотное воспроизведение учебного материала; самостоятельное решение учебных задач; самоконтроль достижений; самооценка.

Сущность понятий «закономерности процесса обучения» и

«принципы процесса обучения». Источники возникновения принципов обучения. Исторический характер принципов обучения (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский). Система принципов обучения (научности, наглядности, проблемности, доступности, активности и сознательности, систематичности и последовательности и т.д.). Научная характеристика и содержание основных принципов обучения. Особенности их применения при организации урока.

Методы обучения и их классификация

Понятие «метод обучения». Признаки методов обучения. Условия

выбора методов обучения учителем на уроке. Понятие «прием обучения».

Проблема методов обучения в дидактике. Основные подходы

к классификации методов обучения (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский,

Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе, И.Ф. Харламов, М.А. Данилов,

Б.П. Есипов, Ю.К. Бабанский, В.И. Андреев, М.И. Махмутов). Основные

и вспомогательные методы обучения в современной школе.

Характеристика классификации методов обучения М. Скаткина и

И. Лернера (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного

изложения, частично-поисковые, исследовательские методы).

Формы обучения

Понятие «формы организации обучения», их классификация. Развитие

форм организации обучения в дидактике. Исторический аспект развития

индивидуальной формы обучения. Негативные и позитивные стороны

индивидуальной формы обучения. Понятие коллективной формы обучения.

Я.А. Коменский как создатель классно-урочной системы обучения.

Основные характеристики классно-урочной системы.

Исторически сложившееся системы организации обучения (взаимного

обучения (белл-ланкастерская система); избирательного обучения

(батовская и маннгеймская системы); индивидуализированного обучения

(Дальтон-план, план Трампа).

Индивидуальная, групповая и коллективная формы организации

обучения: сравнительная характеристика. Групповая форма организации

обучения как условие осуществления индивидуального и

дифференцированного подхода к учащимся. Критерии создания учебных

групп.

Понятие об уроке как основной форме организации учебной работы.

Факторы, влияющие на результат урока (уровень знаний учителя, его

профессиональной подготовки, общей культуры; способности учеников, их

степень интереса к предмету, их мотивированность к предмету и процессу

обучения в целом т.д.). Основные характеристики современного урока.

Уроки традиционные и инновационные. Формы контроля на уроках.

Классификация уроков на основе дидактических задач и логики

учебного процесса: уроки смешанные или комбинированные; уроки

сообщения новых знаний; уроки закрепления изучаемого материала; уроки

повторения, систематизации и обобщения изученного материала; уроки

проверки и оценки знаний. Дидактические основы уроков различных типов.

Основные требования к современному уроку (к содержательной,

организационной и методической стороне урока). Условия его

эффективности.

ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения

Подростков

Понятие «девиантное поведение».Причины возникновения

девиантного поведения учащихся (ошибки и недостатки в процессе

семейного воспитания, недостатки и просчёты в организации учебно-

воспитательного процесса школы, отрицательное влияние социума и др.).

Психологические типы девиантного поведения учащихся и их

характеристика. Система работы классного руководителя (социального

педагога) по предотвращению отклонений в поведении учащихся.

Технология коррекционно-воспитательной работы с подростками.

Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к

девиантному поведению. Виды и содержание профилактической работы

среди несовершеннолетних.

Наши рекомендации