Условия взаимодействия учителя и ученика

Современную науку отличает всестороннее рассмотрение педагогической деятельности, что формирует систему целей воспитания, систему знаний, умений, навыков, систему методов обучения и воспитания.

Группа педагогических систем, предполагающая контакт с обучаемыми, состоит из педагогических систем в семье, в школе, в вузе, во внешних организациях и т.д.

Как основополагающая система, выделяется педагогический процесс. Процесс обучения – это не просто механическая совокупность основных элементов, а качественно новое,целостное явление.

Целостный педагогический процесс:

· отражает целенаправленные усилия людей по реализации педагогической деятельности;

· систематизирует разрозненные факты, знания, умения и навыки, нормы поведения, необходимые для гармоничного развития личности в единый процесс.

Само слово «целостный» предполагает взаимодействие в педагогическом процессе основных видов деятельности (учебной, трудовой, физкультурной, бытовой, творческой).

Содержание целостного педагогического процесса составляют определенные образовательные стандарты, отражающие необходимый минимум обществоведческих знаний, трудовых умений и навыков.

Критериями эффективности целостного педагогического процесса являются:

· уровень обученности ребенка;

· уровень его воспитанности.

Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе выступают интегрирование, дополняя друг друга, составляют единое целое и способствуют гармоничному развитию личности.

Ю.К. Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:

целевой;

стимулирующе-мотивационный;

содержательный;

операционно-действенный;

контрольно-регулировочный;

оценочно-результативный.

Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов.

Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета).

Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов.

Содержательный компонент процесса обучения – это содержание обучения, определяемое государственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями.

Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.

Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.

Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.

Проектирование целостной структуры рассматриваемого процесса предполагает изучение взаимосвязей его структурных элементов.

Все компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны между собой. Принятие цели обучающимися требует педагогически целесообразного воздействия на их мотивационно-потребностную сферу. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации этого процесса. По ходу обучения необходим контроль за его протеканием и результатом. Реализация всех компонентов в комплексе обеспечивает достижение результата. Оценка полученного результата определяет новые цели процесса обучения

В структуре единого процесса обучения в самом общем плане можно выделить два взаимосвязанных элемента:

· учение;

· преподавание.

Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.

Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содержание образования.

В основе сотворчества учителя и ученика в образовательном процессе лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение). Оно составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе.

Сотворчество, с одной стороны, предстает как плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникативные стратегии). С другой стороны, сотворчество выступает как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности.

Состоявшееся творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса, а также в формировании их личностного языкового статуса в этом пространстве. Это становится одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества учителя и ученика.

Контрольные вопросы

1. Что такое педагогическая система? Отличительные признаки.

2. Признаки педагогического процесса.

3. Назовите противоречия, которые приходилось наблюдать в ходе педагогического процесса. Как они разрешались?

4. Какими фактами можно подтвердить динамичность педагогического процесса.

5. Как осуществляется взаимодействие участников педагогического процесса?

Рекомендуемая литература

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1985

2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды, М.,1989.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Учебник для вузов. СПб,2000.

4. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.,1990.

5. Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы. // Новое педагогическое мышление. – М., Педагогика, 1989.

6. Доронова Н. А. Программа «Радуга». – М., 1999.

7. Карпентер П. Воспитание во Франции. – Киев, 1985.

8. Крылова Н. М. Детский сад – дом радости. – М., 2000.

9. Макаренко А. Педагогическая поэма. – М., Детская литература, 1988.

10. Подласый И. П. Педагогика. – М., Владос, 2000

11. Победоносцев Г. А. Совершенствуем систему воспитания. – М., 1989.

12. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. – М., 1977.

13. Яковлев К.С. Величие здравого смысла: человек эпохи Просвещения. – М., 1992

14. Пидкасистый П. И. Педагогика. – М., 1996.

15. Педагогическая энциклопедия. Т.1. М.,1993; Т.М.,1999.

16. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. М., 1999.

17. Сластенин В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.

Наши рекомендации