Материалы для контроля
Входной контроль (тест):
1.) Стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер называется:
a. умственная отсталость;
b. дебильность;
c. деменция;
d. олигофрения;
e. задержка психического развития.
2.) Умственная отсталость возникающая в результате повреждения нормально сформированного головного мозга в возрасте после трех лет называется:
a. олигофрения;
b. деменция;
c. делирий;
d. нарушением интеллекта.
3.) Умственная отсталость, возникающая вследствие врожденных факторов природной патологии, хромосомных нарушений, патологической наследственности, органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде или на ранних этапах постнатального развития называется:
a. олигофрения;
b. деменция;
c. делирий;
d. нарушением интеллекта.
4.) Ребенок с нарушениями интеллекта в своем развитии:
a. проходит те же стадии что и здоровый ребенок;
b. проходит особые стадии, не похожие на стадии развития здорового ребенка;
c. повторяет последовательность развития всех психических процессов, что и здоровый ребенок;
d. имеет особую последовательность смены психических процессов.
5.) На развитие ребенка с нарушением интеллекта влияют следующие группы факторов:
a. биологические;
b. социальные;
c. эмоциональные;
d. физические.
6.) У детей с нарушениями интеллекта наблюдаются следующие нарушения строения и мотивации деятельности:
a. нарушение соотношения цели и действия;
b. нарушение ориентировочной основы действия;
c. нарушение самоконтроля за деятельностью;
d. нарушение адекватного поощрения в деятельности;
e. беспечность.
7.) Внимание у детей с нарушениями интеллекта характеризуется:
a. повышенной сосредоточенностью на одном предмете;
b. рассеянностью;
c. неустойчивостью;
d. низким объемом.
8.) Термин «олигофрения» был введен:
a. Э. Крепелином;
b. Л.С. Выготским;
c. М.С. Певзнер;
d. Э. Сегеном.
9.) Причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных форм поведения у детей с нарушениями интеллекта являются:
a. трудности в самостоятельной оценке ситуаций и нахождении в ней своего места;
b. расстройство эмоциональной сферы;
c. нарушение адекватного восприятия окружающей действительности;
d. трудности в оценке предметов и явлений окружающего мира;
e. нарушение речи.
10.) Внимание у детей с нарушениями интеллекта характеризуется:
e. повышенной сосредоточенностью на одном предмете;
f. рассеянностью;
g. неустойчивостью;
h. низким объемом.
11.) Память у детей с нарушениями интеллекта характеризуется:
a. трудностью ее привлечения;
b. нарушением произвольного запоминания;
c. нарушением непроизвольного запоминания;
d. нарушением воспоминаний о прошлых событиях в жизни.
12.) Восприятие у детей с нарушениями интеллекта характеризуется:
a. снижением скорости восприятия;
b. сравнением предметов с нереальными объектами;
c. искажением действительности;
d. недифференцированностью.
13.) Волевые процессы у детей с нарушениями интеллекта характеризуются:
a. отсутствием инициативы;
b. неспособностью руководить собственной деятельностью;
c. повышенным стремлением руководить деятельностью;
d. целеустремленностью и стремлением доводить начатое дело до конца.
14.) Познавательные интересы у детей с нарушениями интеллекта характеризуются:
a. выраженным отсутствием интересов;
b. односторонностью;
c. неустойчивостью;
d. многоаспектностью;
e. разноплановостью.
Текущий контроль:
Текущий контроль проводится при помощи контрольной работы в середине 7-го семестра с целью выявления уровня знаний приобретенного студентами при изучении дисциплины.
Примерные вопросы к контрольной работе:
1. Объект и предмет олигофренопедагогики.
2. Основные категории олигофренопедагогики. – воспитание, обучение, коррекция, адаптация
3. Связь олигофренопедагогики с другими науками.
4. Методы научных исследований в олигофренопедагогике.
5. Педагогический аспект понятий «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция».
6. Развитие детей с нарушением интеллекта в коррекционно-педагогическом процессе.
7. Классификация М.С. Певзнер и психолого-педагогическая характеристика детей каждой группы построения системы помощи детям с нарушением интеллекта в РФ.
8. Учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития.
9. Специальные учебно-воспитательные учреждения системы Министерства образования
10. Принципы обучения и воспитания в школе VIII
Вопросы к экзамену
1. Основные категории олигофренопедагогики – воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация.
2. Олигофренопедагогика как наука об изучении, воспитании, обучении и путях социально-трудовой адаптации умственно отсталых школьников.
3. Задачи олигофренопедагогики на современном этапе развития общества.
4. Связь олигофренопедагогики с современными науками.
5. Факторы, влияющие на проблему изучения и организации помощи умственно отсталым детям.
6. Классификация умственной отсталости.
7. Принципы построения системы помощи детям с нарушением интеллекта в России.
8. Интегрированное обучение умственно отсталых детей.
9. Взаимодействие специальной (коррекционной) школы и семьи.
10. Особенности работы с семьями учащихся школ VIII вида
11. Основные компоненты целостного педагогического процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
12. Технологии учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
13. Образовательная, коррекционно-развивающая и воспитательная задачи процесса обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
14. Основные требования к содержанию образования в специальной (коррекционной) школе VIII вида, вытекающие из ее целей и задач, особенностей познавательной деятельности учащихся.
15. Особенности реализации методов обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
16. Особенности воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
17. Перспективные направления развития олигофренопедагогики в современных условиях.
18. Особенности работы логопеда в условиях школы VIII вида.
19. Система помощи детям с нарушением интеллекта в РФ.
20. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с выраженными нарушениями интеллек