Методические рекомендации. Занятие желательно провести в форме коллоквиума

Занятие желательно провести в форме коллоквиума. В основу работы должны быть положены тексты основных законодательных актов об образовании в России.

При подготовке и обсуждении 1 вопроса следует учитывать обусловленность характера целей образования уровнем социально-экономического развития общества; потребностью в квалифицированных кадрах, усложнением технологий, ростом объема информации, повышением мобильности совершенствования производства; наличием в обществе различных классов и социальных групп, необходимостью подготовки руководящих кадров государственного аппарата и т.д.

Обращаясь к текстам документов, ответьте на следующие вопросы:

1. Как соотносились интересы государства с целями и задачами образования?

2. В чем вы видите принципиальную разницу определения целей образования в документах XIX века, советского и современного периодов?

3. Как в законодательных актах начала XIX века были сформулированы основные принципы функционирования системы народного образования? Какие из этих принципов нашли свое дальнейшее развитие в законах первых лет Советской власти, новом Законе РФ об образовании?

При подготовке 2 вопроса следует обратиться к той части документов об образовании в России, которые характеризуют систему образования. Попытайтесь изобразить схематически процесс развития системы образования в России на протяжении XIX – XX вв. Какие типы учебных заведений предусматривались законодательными актами? Допускалось ли получение различных форм образования? Какие устанавливались при этом «государственные стандарты»? Чем вызван постепенный переход к непрерывному образованию и в чем его суть?

При подготовке к 3 вопросу вспомните, что понимают под содержанием образования. Подумайте и сопоставьте, на что было ориентировано содержание образования в Уставах учебных заведений XIX века и в современных документах об образовании. Как решен вопрос соотношения общего и профессионального образования? Покажите на основе документов, как шел процесс переосмысления содержания образования в сторону общечеловеческих ценностей, признания самоценности личности ребенка.

При подготовке к 4 вопросу сделайте выписки, характеризующие развитие управления системой образования в России. Ответьте на вопросы и выполните задания:

1. Как сложилось централизованное управление системой образования в начале XIX века? Чем это было вызвано?

2. Как происходила борьба тоталитарных и демократических начал в управлении образованием в России?

3. Опираясь на текст Закона РФ об образовании, покажите, в чем заключается сущность демократизации управления образованием на современном этапе, свобода и плюрализм в образовании.

4. Проследите, какое место отводится учителю, каковы требования к личным методам работы в основных Законодательных актах о народном образовании в России (данный вопрос может быть взят для индивидуального сообщения).

Сделайте общий вывод о путях исторического развития государственной политики России в области образования.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7

Тема: Развитие школьного образования в мире в конце XX века

Цель: сформировать знания о современных процессах в развитии миро­вого образовательного пространства.

Задачи:

1. Раскрыть сущность процесса демократизации школы;

2. Охарактеризовать современные школьные системы образования;

3. Показать тенденции развития современного мирового образовательно­го пространства, сущность глобализации и интеграции в образовании.

Основные понятия:школьное образование, система образования, мировое образовательное пространство, интеграция в образовании, демократизация образования, гума­низация образования, право на образование, дифференцированное обучение, ЮНЕСКО, образовательные модели, инновации в образовании, глобализация образования, поликультурное образование.

План

1. Проблемы демократизации современной школы.

2. Школьные системы образования. Инновации в образовании.

3. Современное мировое образовательное пространство. Интеграцион­ные процессы в образовании.

Рекомендуемая литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2001.- Гл. 4. - С. 109-140.

2. Вульфсон Б Л. Сфатегия развития образования на Западе на пороге XXI века.- М: Изд-во УРАО, 1999.

3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века.- М., 1998.

4. Джуринский А. Н. Развитее образования в современном мире: Учеб. пособие.-М.:ГИЦ«Владос», 1999.

История педагогики:www.gala-d.ru

5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Пискунова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-Гл. 16,-С. 488-506.

6. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А. Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009.

7. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высших учеб, заведений- М.: Владос-Пресс, 2004,- Раздел ГУ. Гл. 2- С. 310-326; Гл. 5.-С. 371-391.

8. История педагогики. Развитие школы и педагогики в США, Европе и России. www.historyofpedagogy.ru

9. История педагогики. Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html

10. Латышина Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2005. - Часть 111. Раздел II. Гл. 8.- С. 571-589.

11. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. www.pedl.b.ru /Books/istoriya_pedagogiki/

Документы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».- 2-е изд.- М.: Изд-во «Ось-89», 2002.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Профессиональное образование.-2002.- № 5. - С. 17-20; № 6. - С. 17-20.

3. Конвенция о правах ребенка. 1989 г. / Гуманитарная сфера и права человека.- М., 1992.-С. 98-112.

Форма отчетности: устные выступления с сообщениями, выписки из первоисточников и опорные конспекты, обсуждение заданий самостоятельной работы № 5.5.

Методические указания

Наши рекомендации