Требования к освоению учебной дисциплины

Учебно-методический комплекс

Учебной дисциплины «Социально-педагогическая работа

С семьей. Педагогика семьи»

для специальности / специализации:

1-03 04 01 Социальная педагогика.

1-03 04 02 Социальная педагогика. Дополнительная специальность

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры

протокол № 13 от «23» мая 2012 г.

Минск 2012

Программа учебной дисциплины

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общепризнанна приоритетная роль семьи в становлении личности ребенка. Каждая семья в отдельности составляет часть государства, его идеологии, демографической политики. В семье решается важнейшая задача воспитания человека сознательным гражданином, честным тружеником, хорошим семьянином.

В конце XX века в Беларуси были разработаны «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь» (утверждены Указом Президента Республики Беларусь 21 января 1998 г. № 46). В них указано, что государственная семейная политика представляет собой систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение жизнедеятельности семьи. Основными целями государственной семейной политики являются: 1) обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций; 2) укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе. К основным мерам по реализации семейной политики государства относятся: 1) создание условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи; 2) создание благоприятных условий для сочетания родителями трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; 3) обеспечение охраны здоровья семьи, матери и ребенка; 4) создание системы социального обслуживания семьи и консультационной помощи; 5) совершенствование государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений; 6) совершенствование организационных и финансовых механизмов проведения государственной семейной политики; 7) проведение комплексных научных исследований по проблемам семьи и семейного воспитания.

В связи с этим возрастают требования к подготовке социальных педагогов, актуализируется необходимость овладения выпускниками компетенциями в области семейной педагогики, в теории и практике социально-педагогической помощи семье.

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель курса «Педагогика семьи»: ознакомление с важнейшими направлениями и тенденциями развития в подходах к семейному воспитанию в мире и в Республике Беларусь.

Задачи:

· раскрыть процесс семейного воспитания как изначального воспитательного института, его сущность и специфику;

· изучить современные тенденции в интеграции усилий воспитателей, педагогов, родителей, представителей и общественности в воспитании детей;

· сформировать систему путей и форм повышения педагогической культуры родителей.

Требования к освоению учебной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания курса «Педагогика семьи» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по специальности «Социальная педагогика» по циклу специальных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В названных стандартах указан минимум содержания по курсу в виде системы обобщенных социально-педагогических знаний и умений, составляющих социально-педагогическую компетентность выпускника вуза:

Знать:

§ психолого- и социально-педагогические основы, концептуальные подходы к проблемам семейной педагогики;

§ ключевые понятия семейной педагогики;

§ нормативно-правовые основы государственной семейной политики Республики Беларусь;

§ систему организации социально-педагогической работы с семьей и детьми в Республике Беларусь и за рубежом;

Уметь:

§ осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье;

§ моделировать работу с различными категориями семей;

§ составлять необходимую документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи.

На изучение курса в соответствии с учебным планом отводится 180 часов, в том числе аудиторных 76 часов: из них 40 – лекционные, 36 – семинарские занятия. В том числе на УСР: 8 часов – лекционные, 6 семинарские занятия).

Курс читается для специальности 1-03 04 01 02 «Социальная педагогика. Воспитательная работа в образовательных учреждениях» на 3 курсе в 6 семестре, для специальностей 1-03 04 02-01 «Социальная педагогика. Иностранный язык», 1-03 04 02-02 «Социальная педагогика. Практическая психология»- на 4 курсе в 7 семестре.

Форма контроля уровня и качества сформированности у студентов компетенций является экзамен для специальности 1-03 04 01 02 «Социальная педагогика. Воспитательная работа в образовательных учреждениях» в 6 семестре, для специальностей 1-03 04 02-01 «Социальная педагогика. Иностранный язык», 1-03 04 02-02 «Социальная педагогика. Практическая психология» в 7 семестре.

Тематический план дисциплины «Педагогика семьи»

    Название тем Количество часов
Аудиторные
Всего Лекционные Практи-ческие занятия
  Объект, предмет и задачи семейной педагогики. Развитие идей семейной педагогики в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов
  Сущность и специфика семейного воспитания
  Актуальные проблемы воспитания детей в современной белорусской семье
Методы семейного воспитания  
Методы народной педагогики в воспитании детей  
  Материнство и отцовство – основа семьи и государственности
  Типы семейного воспитания  
  Стили семейного воспитания
Особенности воспитания в семье одного ребенка  
  Особенности воспитания в семье нескольких детей
Социально-педагогическая диагностика семьи и внутрисемейных взаимоотношений
  Семья, находящаяся в социально опасном положении
  Насилие в семье и пути его преодоления
  Социальное расследование  
Модели социально-педагогического взаимодействия семьи и учреждений образования в современных социокультурных условиях
Повышение психолого-педагогической культуры родителей
  Количество часов:
  Итого Аудиторные – 76 часов

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА СЕМЬИ»

Наши рекомендации