Требования к освоению учебной дисциплины
Учебно-методический комплекс
Учебной дисциплины «Социально-педагогическая работа
С семьей. Педагогика семьи»
для специальности / специализации:
1-03 04 01 Социальная педагогика.
1-03 04 02 Социальная педагогика. Дополнительная специальность
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры
протокол № 13 от «23» мая 2012 г.
Минск 2012
Программа учебной дисциплины
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общепризнанна приоритетная роль семьи в становлении личности ребенка. Каждая семья в отдельности составляет часть государства, его идеологии, демографической политики. В семье решается важнейшая задача воспитания человека сознательным гражданином, честным тружеником, хорошим семьянином.
В конце XX века в Беларуси были разработаны «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь» (утверждены Указом Президента Республики Беларусь 21 января 1998 г. № 46). В них указано, что государственная семейная политика представляет собой систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение жизнедеятельности семьи. Основными целями государственной семейной политики являются: 1) обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций; 2) укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе. К основным мерам по реализации семейной политики государства относятся: 1) создание условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи; 2) создание благоприятных условий для сочетания родителями трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; 3) обеспечение охраны здоровья семьи, матери и ребенка; 4) создание системы социального обслуживания семьи и консультационной помощи; 5) совершенствование государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений; 6) совершенствование организационных и финансовых механизмов проведения государственной семейной политики; 7) проведение комплексных научных исследований по проблемам семьи и семейного воспитания.
В связи с этим возрастают требования к подготовке социальных педагогов, актуализируется необходимость овладения выпускниками компетенциями в области семейной педагогики, в теории и практике социально-педагогической помощи семье.
Цель и задачи учебной дисциплины
Цель курса «Педагогика семьи»: ознакомление с важнейшими направлениями и тенденциями развития в подходах к семейному воспитанию в мире и в Республике Беларусь.
Задачи:
· раскрыть процесс семейного воспитания как изначального воспитательного института, его сущность и специфику;
· изучить современные тенденции в интеграции усилий воспитателей, педагогов, родителей, представителей и общественности в воспитании детей;
· сформировать систему путей и форм повышения педагогической культуры родителей.
Требования к освоению учебной дисциплины
Требования к уровню освоения содержания курса «Педагогика семьи» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по специальности «Социальная педагогика» по циклу специальных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В названных стандартах указан минимум содержания по курсу в виде системы обобщенных социально-педагогических знаний и умений, составляющих социально-педагогическую компетентность выпускника вуза:
Знать:
§ психолого- и социально-педагогические основы, концептуальные подходы к проблемам семейной педагогики;
§ ключевые понятия семейной педагогики;
§ нормативно-правовые основы государственной семейной политики Республики Беларусь;
§ систему организации социально-педагогической работы с семьей и детьми в Республике Беларусь и за рубежом;
Уметь:
§ осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье;
§ моделировать работу с различными категориями семей;
§ составлять необходимую документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи.
На изучение курса в соответствии с учебным планом отводится 180 часов, в том числе аудиторных 76 часов: из них 40 – лекционные, 36 – семинарские занятия. В том числе на УСР: 8 часов – лекционные, 6 семинарские занятия).
Курс читается для специальности 1-03 04 01 02 «Социальная педагогика. Воспитательная работа в образовательных учреждениях» на 3 курсе в 6 семестре, для специальностей 1-03 04 02-01 «Социальная педагогика. Иностранный язык», 1-03 04 02-02 «Социальная педагогика. Практическая психология»- на 4 курсе в 7 семестре.
Форма контроля уровня и качества сформированности у студентов компетенций является экзамен для специальности 1-03 04 01 02 «Социальная педагогика. Воспитательная работа в образовательных учреждениях» в 6 семестре, для специальностей 1-03 04 02-01 «Социальная педагогика. Иностранный язык», 1-03 04 02-02 «Социальная педагогика. Практическая психология» в 7 семестре.
Тематический план дисциплины «Педагогика семьи»
Название тем | Количество часов | |||
Аудиторные | ||||
Всего | Лекционные | Практи-ческие занятия | ||
Объект, предмет и задачи семейной педагогики. Развитие идей семейной педагогики в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов | ||||
Сущность и специфика семейного воспитания | ||||
Актуальные проблемы воспитания детей в современной белорусской семье | ||||
Методы семейного воспитания | ||||
Методы народной педагогики в воспитании детей | ||||
Материнство и отцовство – основа семьи и государственности | ||||
Типы семейного воспитания | ||||
Стили семейного воспитания | ||||
Особенности воспитания в семье одного ребенка | ||||
Особенности воспитания в семье нескольких детей | ||||
Социально-педагогическая диагностика семьи и внутрисемейных взаимоотношений | ||||
Семья, находящаяся в социально опасном положении | ||||
Насилие в семье и пути его преодоления | ||||
Социальное расследование | ||||
Модели социально-педагогического взаимодействия семьи и учреждений образования в современных социокультурных условиях | ||||
Повышение психолого-педагогической культуры родителей | ||||
Количество часов: | ||||
Итого | Аудиторные – 76 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА СЕМЬИ»