Психологическое обоснование разработки

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

П Р О Г Р А М М А

Итогового государственного экзамена

По педагогике, психологии и методике преподавания

Основ безопасности жизнедеятельности

Нижний Тагил

Программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования Российской Федерации 14.04.2000 (номер государственной регистрации 383, педагогические специальности), учебных планов подготовки специалистов (третий уровень высшего профессионального образования).

Аттестационные материалы разработаны в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1155 и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Ученым советом НТГСПА от 4 ноября 2004 года.

Содержание итоговых аттестационных испытаний, представленное в данной программе, соответствует содержанию программ учебных дисциплин общепрофессионального блока (педагогические, психологические, методические дисциплины), рекомендованных Министерством образования РФ.

Программа обсуждена и утверждена:

– на заседании кафедры педагогики 16 декабря 2005 года, протокол № 6;

– на заседании кафедры психологии 21 декабря 2005 года, протокол № 5;

– на заседании Ученого совета факультета безопасности жизнедеятельности 28 ноября 2008 года, протокол № 3.

В соответствии с решением Ученого совета НТГСПА от 24 ноября 2005 года для выпускников, получающих подготовку по образовательной программе специалистов, итоговый государственный экзамен по блоку общепрофессиональных дисциплин включает в себя три вида аттестационных испытаний:

– выполнение комплексного практического задания по педагогике, психологии и методике обучения;

– устный ответ на вопрос экзаменационного билета по теоретическому материалу;

– собеседование по одному из произведений педагогической классики.

Данная программа отражает содержание предлагаемых аттестационных испытаний для выпускников факультета безопасности жизнедеятельности по специальности «Безопасность жизнедеятельности» в 2010 году.

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ

Содержание задания:выполнить дидактическую разработку (проект), отражающую процесс изучения избранной темы (раздела) учебного курса школьных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Культура безопасности жизнедеятельности» или разработку внеклассного мероприятия.

Темы для разработок уроков ОБЖ:

1. Занятия физической культурой и спортом – обязательное условие ЗОЖ (8 класс).

2. Пожары и взрывы: причины и последствия (8 класс).

3. Правила поведения при авариях с выбросом АХОВ (8 класс).

4. Автономное существование человека в условиях природной среды (10 класс).

5. Боевые традиции Вооруженных Сил России (10 класс).

6. Символы воинской чести (10 класс).

Темы для разработок уроков КБЖ:

7. Рациональное питание – основа здорового образа жизни (5 класс).

8. Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера на улице, в подъезде, лифте (5 класс).

9. Ожоги (5 класс).

10. Алкоголизм, наркомания, токсикомания и их последствия для здоровья и жизни человека (6 класс).

11. Ориентирование на местности (6 класс).

12. Первая медицинская помощь при переломах (6 класс).

13. Режим дня и здоровье подростка (6 класс).

14. Наводнения. Правила безопасного поведения при наводнении (7 класс).

15. Правила поведения в железнодорожном, водном и воздушном транспорте (7 класс).

16. Брак и семья (9 класс).

17. Виды огнетушителей, их устройство (9 класс).

18. Экстренная реанимационная помощь (9 класс).

Темы для разработок внеклассных мероприятий при изучении курсов ОБЖ и КБЖ:

19. Военно - патриотическая игра «Зарница» (5 – 7 классы).

20. Организация однодневного похода с классом «День здоровья» (8 – 9 классы).

21. Военно-спортивный праздник «А ну-ка, парни» (10 класс).

Примерный порядок (алгоритм) выполнения разработки

Характеристика объекта проектирования (темы или раздела)

Приступая к разработке урока или внеклассного занятия, определите место данной темы в общей системе уроков или занятий (программе). Установите, как связаны между собой уроки четверти (блока) занятий, определите, что объединяет данный урок с предыдущими и последующими занятиями. Укажите, какой объём времени отведён на изучение материала в соответствии с программой. Продолжительность проведения внеклассного мероприятия определите самостоятельно.

Следующим этапом разработки является определение целей и задач урока (внеклассного занятия). В разработке необходимо указать реально достигаемые цели и задачи урока, распределив их по степени значимости.

Составляя разработку урока, заранее определите, каков предполагаемый результат обучения: какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у учащихся. Укажите, в чём заключается развивающий и воспитательный потенциал данного учебного материала.

Психологическое обоснование разработки

Определяя содержание и методику ведения урока, следует обратить внимание на особенности формирования мотивации учебной деятельности школьников при изучении данной темы. Необходимо указать, какие возрастные особенности учащихся, имеющие существенное значение для организации учебной деятельности по выбранной теме, учтены при отборе содержания, при построении структуры урока и выборе методов его проведения.

В обоснование урока по основам безопасности жизнедеятельности целесообразно включить краткую характеристику возрастных особенностей учебной деятельности учащихся. Если урок предусматривает изучение поведения учащихся в чрезвычайных ситуациях, необходимо определить возрастные особенности поведения школьников.

Наши рекомендации