Анализ педагогической практики по применению самооценки в учебном процессе
Проблема саморегуляции, в частности, самооценки, хотя и ставилась, но не решалась и не могла быть решена в традиционной школе. Дело в том, что не
подвергалась критическому осмыслению сама процедура оценивания.
Так,Н.Ю. Максимова1 обнаружила, что 56% учителей 6—7 классов считают, будто ученики всегда согласны с их словесными оценками и отметками, которые они ставят в журнал. Следовательно, эти учителя никогда не анализируют свои оценочные суждения и не пытаются искать причины педагогических неудач в этом направлении. Любопытно отметить в связи с этим, что большинство педагогов называют причиной отрицательного поведения учеников их личностные особенности или недостатки семейного воспитания. Только 16% учителей отмечают, что отрицательные качества подростков сформировались в силу неправильных педагогических воздействий, в том числе и оценочной практики массовой школы.
Специфика учебного процесса такова, что учитель часто не знает, как ученик воспринял его оценку. Большинство подростков считают, что не следует отстаивать своё мнение в случае несогласия с оценкой Учителя. На вопрос: «Как вы обычно поступаете в том случае, если ваш ученик не согласен с вашей оценкой ^о поведения или успеваемости?» — 25% учителей ответили, что они предпочитают просто не реагировать йа подобные высказывания учеников, 35% сообщили, ^о начинают убеждать ученика в неправильности его Показывания, и только 6% педагогов отметили, что в Удобных случаях они сначала проверяют свою точку ^ения, затем уточняют позицию ученика, предостав-
} МаксимоваН.Ю. Оценочная деятельность учителя и
Армирование самооценки школьника // Вопросы психоло-^и. - 1983. № 5. С. 42-47.
ляя ему возможность отстоять своё мнение или убедиться в ошибке.
Представляя возможность ребёнку отстаивать своё мнение и тактично направляя его рассуждения, учитель тем самым помогает школьнику формировать самостоятельное мышление и навык рефлексии, развивает умение анализировать оценочные суждения учителя. Такой способ работы эффективен как для воспитания подростков (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия или наоборот — неуверенности в себе), так и для педагога (способствует развитию его собственных педагогических качеств - таких, как уважение к ребёнку, терпеливость, такт, способность к сопереживанию).
Таким образом, правильно организованную оценочную деятельность учителя следует рассматривать как основу для формирования ученической самооценки и саморегуляции.
Выводы:
1. Режим развивающего обучения требует отмены школьного балла в традиционном его использовании и перехода на механизм самооценки и ^самоконтроля.
2. Содержание ученической самооценки детерминировано характером и формами оценочной деятельности учителя.
3. Уровень сформированное™ действий учащихся в процедуре самооценки различен; учитель должен ясно видеть этапы перехода школьников от ориентации на отметки к самооценке и настойчиво вести их в этом направлении.
4. Особое внимание следует обращать на проектировочную функцию самооценки, позволяющую школьнику самостоятельно определять содер' жание очередного этапа работы.
5. Формирование навыков самоконтроля и самооценки вызывает необходимость серьёзной Р3' боты учителя по воспитанию у школьников pea' диетического уровня притязаний.
РАЗДЕЛ VI
НЕКОТОРЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНЫХ учёных О ПУТЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
§1. «Синдром сгорания учителя»:
Пути преодоления
Если мы до сих пор рассматривали проблему изменения оценочной деятельности прежде всего в интересах учащегося, то в других странах мира к её решению пришли, желая облегчить работу педагога.
- Примерно 30—40 лет назад в системе образования многих странах мира произошла так называемая педагогическая революция, на пороге которой стоим теперь и мы. Ее породила неудовлетворённость общей организацией процесса обучения, превращающего естественное стремление человека быть интеллектуально вооруженным, сильным и компетентным, знать и понимать мир, в неприятную обязанность как для учащихся, так и для учителей.
Совершенно чётко было зафиксировано, что по мере приобретения и накопления педагогического опыта даже у лучших педагогов проявлялась явно выраженная неудовлетворённость своим трудом, накапливалась психологическая усталость, часто возникали стрессы. Учёными был зафиксирован так называемый ^синдром сгорания учителя» и предприняты попытки найти причины его возникновения и пути устранения. 0 чём же конкретно проявлялся этот синдром?
1. В неудовлетворённости профессией, желании её сменить на другую, более спокойную.
2. В снижении уровня контроля над ситуацией (человек себя чувствует жертвой или заложником обстоятельств, что выражается в настроении «от меня ничего не зависит, я ничего ^ могу поделать»).
3. В хроническом переутомлении.
4. В отсутствии радости жизни.
Для выявлении причин такого явления были проведены специальные исследования. В Австралии, например, проанализировали условия работы и жизни учителей по целому ряду параметров — как социальным (уровень жизни, заработной платы и т.д.), так у узкопрофессиональным. Выяснилось, что независимо от того, мало или много получает учитель, работает ли он в частной или государственной школе, он все равно испытывает указанные выше негативные чувства.
Тогда стали собирать и изучать дополнительные данные: насколько удачен жизненный путь педагога, благополучно ли в его семье, счастлив ли он в личной жизни, каковы особенности его характера. Однако прямой связи между «синдромом сгорания учителя» и особенностями его биографии найдено не было. У него счастливая семья — он все равно мучается в школе, несчастливая семья — мучается вдвойне.
Настрой педагогов, у которых наиболее ярко проявлялся тревожный синдром, отличали следующие психические явления:
• низкий уровень самооценки, самоуважения;
• восприятие себя как жертвы;
• низкие темпы профессионального роста, нежелание повышать свою квалификацию;
• постоянная усталость, частые стрессовые со" ' стояния.
В конце концов ученые пришли к простому выводу: весь этот негативный фон в работе учителя связан с так называемой«позицией на пьедестале». Имеется в виду, что учитель должен постоянно расходовать огромную энергию, чтобы заставить ребёнка тронуться с
.цдта, включиться в процесс, чтобы осуществить в „дучае непослушания карательные функции, связанные выставлением негативных отметок, высказыванием дорицаний, предъявлением требований, применением наказаний. Сам же педагог при этом должен быть образцом, идеалом, всегда правильным, всё знающим, на всё правильно реагирующим, никогда не ошибающимся. Эта позиция и вызывает у него переутомление, постоянный психологический дискомфорт.
Основным карательным механизмом в школе до сих пор являются отметки (балл как ярлык, приговор). Учитель, прямо как феодал, решает, наказать ученика или помиловать. Ученик страдает от постоянного ощущения своей зависимости от учителя, его мнения, впечатления, от его субъективности, что выливается в конфликты, скандалы, непонимание и неверие ребенка в справедливость. Таким образом, все участники педагогического процесса испытывают постоянную стрессовую нагрузку.
После определения диагноза зарубежные педагоги приняли простое решение: карательные функции от учителя передать безличному инструменту — тесту, чтобы всё негативное не фокусировалось на образе наставника. Это был, так сказать, уход от феодальной зависимости к равенству всех перед законом. И учитель, и ученик в равной мере подчиняются требованиям тестирования, они в одинаковой степени заинтересованы в успешном его прохождении. Ученик может набрать очков меньше, чем ожидал, но не может в этом винить Учителя. Более того, он получает мощный инструмент ^Ия самооценки и программирования последующего STana работы по предмету.
Вместе с избавлением учителя от карательных функций был исключен и механизм принуждения. ^кола в целом и учитель оказались в ситуации, когда ^йуждены были искать иные способы организации Небной деятельности, основанные на глубинных психологических процессах, активизирующих внутренние ^зможности и интересы школьника.
Один из разделов учебника по педагогической психологии для студентов американского педагогического коллежа начинается следующим вступлением' «Удивит ли вас факт, что тесты, такие, например, как для сдачи экзаменов при поступлении в колледж или тесты для определения коэффициента умственной одарённости, являются изобретениями двадцатого века. В девятнадцатом и начале двадцатого века поступление в колледж было основано на результатах оценок сочинений и бесед?»
Далее автор особо акцентирует внимание на том, что весь процесс обучения предполагает оценивание, 'в основе которого лежит суждение-решение, принимаемое на основе ценностей. Учитель должен уметь при-• менять все виды суждений, в том числе и выраженные в числах.
Оценка с помощью баллов, используемая наряду с другими оценками, говорит не только о том, насколько хорошо проходит обучение, но и делает эту характеристику более точной. Например, вместо того, чтобы сказать, что Сара не поняла темы «прибавление», учитель может сказать, что Сара ответила только на два вопроса из пятнадцати на тему «прибавление».
Как видим, балл, которым пользуются наши зарубежные коллеги, связан с тестированием учащихся, а точнее с применением разных видов тестов — и таких, благодаря которым информацию, получаемую в процессе оценивания, можно перевести в цифры, и таких, когда это делать не имеет смысла.
Ответы, даваемые на все виды тестов, сами по себе особого значения не имеют. Учитель должен провести своего рода сравнение для того, чтобы обработать р6' зультаты теста.
Существует два основных способа сравнения:
' Использован материал учебника для американског0 педагогического колледжа Аниты Е. Уолтфолк «Педа1'0' гическая психология» (1987).
• очки (баллы) за тест сравниваются с очками, набранными другими людьми за тот же самый тест (например, в случае поступления в колледж);
• конкретный результат сравнивается с закреплённым, неизменным стандартом или с минимальным баллом, необходимым для сдачи этого теста (например, тест для сдачи на водительские права).
/ ,'
Тесты бывают нескольких видов:нормативные, по критериям, стандартные.
Нормативное тестирование — это такое, при котором баллы, полученные одним тестируемым, сравниваются со средним показателем баллов определённой группы тестируемых, то есть средний показатель людей, которые прошли данный тест, и представляет собой норму, стандарт для определения того, насколько удачно отдельный человек из этой группы справился с тестом. Эта норма может быть представлена как типичный уровень ответа для данной группы. Сравнивая количество набранных баллов одним человеком с нормой, мы определяем, является ли это количество баллов выше или ниже среднего показателя.
В образовательной системе насчитывается три основных типа нормативных групп для сопоставления результатов:
1 группа — класс, несколько классов или школа (ученик, изучающий историю, сравнивается с другими Учащимися класса или нескольких классов, в которых изучается этот предмет);
2 группа - школы района (ученик сравнивается с Учениками одного с ним возраста в масштабе района);
3 группа — школы города, области, средние данные "о стране (в случае применения вступительного теста "о предмету).
Преимущества нормативных тестов:
• вопросы предусматривают проверку целого множества способностей (другие варианты тес-
тирования определяют ограниченное число специфических целей);
• особенно полезны при определении общего достижения в тех случаях, когда ученики осваивали количественный сложный материал разными путями;
• являются уместными, когда надо из самых способных выбрать допущенных к той или иной программе.
Недостатки нормативного тестирования:
• результаты не говорят о том, готов ли ученик перейти к изучению более сложного материала, продвинутого предмета (3% учеников в классе являются лучшими по алгебре, но это не значит, что эти 3% готовы перейти к изучению геометрии);
• не совсем пригодно для измерения эмоциональных и психомоторных состояний учащихся;
• порождает склонность к соревновательности и сравнению очков.
Тестирование по критериям — это такой вид тестирования, при котором результат сравнивается с постоянным, неизменным стандартом: например, если необходимо выбрать людей, которым можно вручить водительские права, важно сравнить их умения со стандарт том, а не с успехами других людей. |
Тесты по критериям измеряют мастерство по оченьД специфическим целям. Они показывают учителю точ-| но то, что ученики могут делать и чего не могут, по| крайней мере при определённых условиях. Например,! тест на способность прибавления трёхзначных чисеДи может состоять из 20 различных задач. Дабы удостове-| риться в умении ученика, надо, чтобы 17 задач было| решено верно. Стандарт выбирается произвольно, час-| то здесь помогает учительский опыт в работе с другими! классами. |
Таких примеров, когда в обучении удобнее сравни-| вать со стандартом, а не с другими учениками, много.|
Например, неуместно сравнивать технику чтения одних детей с другими, если среди последних есть вообще не умеющие читать. Есть тесты, где требуется 100% правильных ответов. Например, никто бы не хотел по-дасть к хирургу, который умел бы пользоваться только }0% инструментов, необходимых для операции.