Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
Педагогика в системе наук о человеке
Педагогика как сложная общественная наука о формировании
личности в системе общественных отношений в процессе воспитания.
Возникновение и развитие педагогики. Потребность в подготовке
подрастающих поколений к жизни, в обобщении опыта воспитания как
объективная предпосылка развития педагогической науки. Источники развития педагогики. Идеи и положения о воспитании человека в трудах
философов Древней Греции и Рима. Педагогические идеи в эпоху средневековья. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения.
Выделение педагогики в самостоятельную отрасль научного знания. Вклад
Я.А. Коменского, Дж. Локка, Д. Дидро, К. Гельвеция, Ж.Ж. Руссо,
И.Г. Песталоцци, Г.Ф. Гербарта, Ф.А.В.Дистервега и др. в развитие
педагогики. Разработка проблемы воспитания в русской педагогике
(М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев,
Н.И. Пирогов и др.). Разработка проблемы воспитания в Беларуси
(Ф. Скорина, С. Полоцкий, М.В. Родевич, А.Е. Богданович и др.).
Предмет, объект, функции и задачи педагогики. Структура
предметной области педагогики. Основные категории педагогики.
Междисциплинарные понятия, используемые педагогикой. Структура
педагогических наук. Место педагогики в системе наук о человеке, ее связь
с другими науками. Взаимосвязь и взаимообусловленность педагогической
науки и практики.
Методология и методы педагогических исследований
Понятие о методологии педагогики. Взаимодействие педагогической
теории и практики. Методологические принципы педагогических
исследований (личностный, деятельностный, культурологический подходы).
Организация педагогического исследования. Система методов и методика педагогического исследования. Классификация и характеристика методов педагогического исследования (наблюдение, метод опроса, изучение продуктов деятельности, изучение школьной документации, методы теоретического анализа, математические и статистические методы и др.).
Личность ученика как субъекта образования и развития
Понятие «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность».
Разработка проблемы развития и воспитания личности в педагогической
науке. Современные подходы к развитию и формированию личности
школьника. Теории развития личности в педагогике.
Пути и источники развития личности. Основные факторы развития и
формирования личности. Роль наследственности и среды в развитии и
формировании личности. Воспитание как ведущий фактор развития и
формирования личности. Роль активности личности в ее развитии и формировании. Основные закономерности развития и формирования личности Возрастные этапы развития личности школьника. Характерные возрастные особенности развития школьников среднего и старшего школьного звена.
Образование как целостный педагогический процесс
Сущность понятия «педагогический процесс». Целостность и
системность как основные характеристики педагогического процесса.
Компоненты педагогического процесса. Структура целостного
педагогического процесса. Общие и специфические различия процессов
обучения, воспитания и развития. Противоречия как движущие силы
педагогического процесса. Классификация противоречий. Закономерности и
принципы целостного педагогического процесса.
Основные этапы педагогического процесса и их характеристика.
Учитель как субъект и средство педагогического процесса. Виды
педагогического взаимодействия (информационное, коммуникативное, организационно-деятельностное) в учебно-воспитательной деятельности учителя. Условия эффективности педагогического процесса на современном этапе.
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания
И самовоспитания
Цели процесса воспитания и их исторический характер. Многообразие
подходов к определению целей воспитания. Основные этапы и результат
процесса воспитания. Характеристика особенностей процесса воспитания.
Содержание воспитания. Движущие силы процесса воспитания.
Самовоспитание и перевоспитание как неотъемлемые компоненты процесса
воспитания.
Понятие о закономерностях и принципах воспитания. Принципы
воспитания как отражение закономерностей воспитательного процесса.
Характеристика основных принципов воспитания. Система принципов
воспитания.
Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания
Сущность понятия «метод воспитания». Различные подходы
к классификации методов воспитания. Классификация методов воспитания И.Т. Щукиной. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и поведения. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Методы контроля. Методы самовоспитания и самоконтроля. Условия выбора методов воспитания в процессе педагогической деятельности. Общая характеристика форм воспитательной работы. Методы самовоспитания.
Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
Понятие «мировоззрение». Виды мировоззрения. Особенности
формирования научного мировоззрения учащихся (отбор содержания
учебного материала, роль общих представлений и эмоциональных
отношений в процессе формирования научного мировоззрения). Роль
научного мировоззрения в развитии личности школьника. Структура
научного мировоззрения. Дидактические и воспитательные условия
формирования научного мировоззрения.
Актуальность и сложность проблемы нравственного воспитания
школьников на современном этапе. Сущность понятий «мораль»,
«нравственность», «нравственное воспитание». Нравственное сознание
личности: нравственные представления, нравственные знания, нравственные
чувства, нравственные убеждения, нравственный идеал. Особенности
процесса нравственного воспитания.
Роль эстетического воспитания в развитии и формировании личности.
Сущность эстетического воспитания, его цели, содержание и задачи.
Структура эстетического воспитания. Сущность понятий «эстетическое
воспитание», «художественное воспитание». Эстетическое воспитание
учащихся средствами окружающей действительности. Педагогические
принципы, обусловливающие эффективность эстетического воспитания.
Гражданская культура личности ее основные компоненты. Понятие
«право» и «правовое воспитание». Функции права (регулирующая,
защитная, воспитательная). Структура правового сознания личности
(правовая грамотность, нравственно-правовые чувства, правовое
мышление). Понятие правовой культуры учащихся. Задачи и содержание
правового воспитания школьников на современном этапе. Гражданская культура как интегративное качество личности.