Из опыта работы Шарко Н.В., учителя ОПК МОУ СОШ № 6 Кореновского р-на
Православное воспитание - что это такое? Существует ли система и методология воспитания православного человека? На каких принципах такое воспитание основано?
А вот ответ на эти вопросы получить чрезвычайно сложно. Дело в том, что педагогическая система в нашем привычном понимании связана, прежде всего, с идеологией, к примеру, воспитание нового человека по советскому образцу. И нам кажется, что если мы воспользуемся некоей подобной системой, поменяв, естественно, идеологию на православие и несколько ее видоизменив, мы сможем достичь желаемого.
Казалось бы, мы всё стараемся делать правильно, приводим аргументы из Евангелия и Святых Отцов, оперируем теми примерами, которые встречаем я житиях святых, а получаем обратный результат; у нас получается все наоборот. Нас часто удивляет, почему иные системы воспитания работают, достигают поставленных целей (например, Вальдорфская педагогика), а у нас - нет.
Мы пытаемся создать свою, православную педагогическую систему, - а может быть, такой системы и не существует? И здесь можно подумать: - a почему? И что надо сделать для того, чтобы православная педагогика все-таки осуществилась, пусть, может быть, и вне системы?
Когда мы обращаемся к Церкви с вопросом: "Как воспитывать ребенка?", мы поступаем совершенно правильно, потому что Церковь способна дать нам ответ на этот вопрос. Но тут же мы сталкиваемся еще с одной проблемой, потому что Церковь - это мы с вами, мы ее составляем. Мы приходим ко Христу с вопросом, а при этом сами же должны дать на него ответ; мы сами должны так жить, так смотреть на Христа и слушать Его, чтобы правильно ответить на этот вопрос. Научиться у Христа, как поступать, мы должны сами. Почему мы ищем именно систему воспитания? Потому что часто мы хотим снять с себя ответственность за воспитание наших детей и спрятаться за систему и методики (кстати, система и методики очень характерны для "воспитания" в сектах, где с человека полностью снимается ответственность за его жизнь). В этом наше духовное потребительство и крайняя безответственность. Мы все время стараемся у Церкви получить, взять, унести, устроить свою жизнь. Все существует для удовлетворения наших религиозных потребностей. Все-таки советская педагогическая система добилась своего, она воспитала из нас "своего" человека. Но это оказался не "новый", "гордый" и т. д. человек, а инфантильный потребитель. А на самом-то деле все наоборот: это мы должны идти в Церковь, чтобы отдать себя Богу и ближним. Это в нас нуждается приход, это мы - живые камни, без которых не может строиться церковное здание. И вот, получается, что когда мы пытаемся спрятаться за систему, из жизни во Христе соорудить идеологию, - пусть очень хорошую, христианскую, - все рушится. Я хочу остановиться на некоторых моментах, которых, мне кажется, следует опасаться, когда речь идет о воспитании детей в православной семье Первая проблема, которую следует отметить, - "имитация православного поведения". У нас есть прекрасное наследие - Жития Святых. В житиях мы встречаем описание детства святых. Это детство описывается приблизительно одинаково: преподобный в детстве с другими детьми не играл, на улицу не ходил, конфет не любил, был тих, молчалив, любил уединенную молитву. А наши дети на 99% - шумно играют, любят сладкое, дерутся, веселятся, то есть ведут себя как обычные дети. И вот мы думаем, как бы так сделать, чтобы и наш ребенок не смотрел телевизор, не любил мультфильмов, не жевал жвачку. При этом некоторые жития нас успокаивают: преп. Сергий плохо учился, праведный Иоанн Кронштадтский тоже. С ними совершилось чудо. И вот что мы делаем: мы с младенчества заставляем ребенка поститься, вместо сказок читаем жития святых, нагружаем молитвенным правилом, лишаем игрушек, за каждый проступок пугаем Богом и наказанием и вместо того, чтобы развивать ребенка, заказываем молебны преп. Сергию, чтобы наше чадо поумнело. Мы пытаемся некоторые вещи - иконографические - сделать методом православного воспитания. Мы пробуем с абсолютной точностью перенести эти образы на свою семью (в то время как жития - это икона, написанная словесно). Причем мы делаем это так, что прилагаем эти мерки не к себе, что было бы совершенно правильно в педагогическом смысле, а к нашим детям, и пытаемся приучить их жить по житиям. Если ребенку вместо сказок все время читать жития, он начнет к житиям относиться как к сказкам. Свт. Димитрий Ростовский эти книги писал не для детей, а для взрослых людей, чтобы они старались жить, мало-помалу подражая жизни этих святых, а мы пытаемся имитировать православие, а не жить по нему реально на том духовном уровне, на котором находится наша семья. Мы совершенно не принимаем в расчет, что наш ребенок мал, он нуждается в своем духовном мире, и у него совсем другие понятия о, скажем, грехе, чем у нас.И здесь мы сталкиваемся с гораздо более серьезной проблемой – с имитацией духовной жизни.
Наша Церковь своей мудростью понимает, что у ребенка иные понятия o грехе и иная мера исправления, и до 7 лет детей не исповедуют. Это не потому, что ребенок не грешен; он часто очень плохо поступает и грехи совершает иногда очень скверные, но он не может каяться, так как покаяние - это перемена сознания, обновление жизни, а ребенок не в состоянии пока еще переменить свое сознание через таинство покаяния, а может это сделать, только через наше родительское воспитание. И поэтому, когда он согрешает, ему не надо "подходить под епитрахиль", - ведь таинство не в этом заключается, а родители должны объяснять ему (иногда долго-долго), почему это плохо, почему мама так огорчена его поступком. Внешне кажется, что все это очень хорошо - ребенок с младенчества начинает задумываться над своей духовной жизнью. А священник Александр Ельчанинов говорит, что ранняя детская исповедь крайне вредна, потому что ребенок приучается к формальной исповеди. Он искренне думает, что если он проговорит на исповеди то, что ему мама на ушко сказала, то уже все хорошо, греха больше нет, бояться нечего, можно дальше жить так же. Маленькие дети не могут пережить исповедь как таинство. Детей, даже 7-летних, если они не очень еще развиты, можно даже не перед каждым причащением исповедовать. Дети быстро приучаются играть в наши игры, принимают на себя момент заданности, внешний облик, который нравится родителям, но духовно они не растут, потому что мы им поставили такую высокую планку, которую сами часто перепрыгнуть не можем (потому что сами в детстве такими не были).
Но вот, ребенок растет, начинает сознательно исповедоваться, у него возникают духовные проблемы, мы, родители, этих проблем боимся и стараемся от них отходить. И тогда мы начинаем искать ребенку духовника, который бы его воспитывал: меня, родителя он не слушает, батюшку он обязан послушать, у батюшки - послушание. Это еще одна наша ошибка. Во-первых, потому что мы сами несем ответственность за своего ребенка, во-вторых, мы наживаем себе этим большую проблему. Ребенок начинает доверять духовнику больше, чем родителям, а потом возникает конфликт, потому что духовник говорит ребенку одно, а папа с мамой другое. Что делать? Кого слушать? Кто главнее: родители или духовник? Дело в том, что не может быть у ребенка своего духовника, так как духовник не может нести ответственности за ребенка; полностью за него отвечают только родители.
Отец Иоанн (Крестьянкин) в одной своей проповеди говорит: "Мать начинает молиться, она просит Бога о помощи, но не получает. Почему же? Да потому, дорогие мои, что нельзя возлагать на Бога то, что мы обязаны сделать сами... нужен труд, нужно духовное напряжение, надо всегда помнить о детях и о своей ответственности за них перед Богом. Отцы и матери! одни без детей своих вы спастись не можете - и это надо помнить".
Поэтому, когда родители пытаются через духовника воспитывать детей ("Батюшка, а вы скажите ему вот это, пусть он сделает вот так. Меня он не слушает, а вас послушается"), а после исповеди спрашивают: "А он вам сказал про этот грех, а в этом покаялся?", - родители рискуют потерять доверие своего ребенка, используя исповедь для решения своих частных проблем. Родители должны сами стараться решать эти проблемы. Духовник должен быть один у всей семьи, тогда он, зная семейные отношения, сложности, проблемы, поможет всей семье, а у ребенка отдельного духовника быть не должно (кроме, конечно, каких-либо исключительных случаев Следующая проблема, которая исходит из имитации православного поведения - это фобия - боязливое отношение ко всему, что нас окружает. Мир, в котором мы живем, видится нам падшим, греховным, одержимым бесовской злобой, и он действительно такой. И часто складывается мнение, что если мир идет к концу, то нам надо всего бояться. И мы боимся масонов, сионистов, экстрасенсов, колдунов, экуменистов, патриотов, еретиков или наоборот, консерваторов, и своих детей приучаем не понимать, не оценивать, а бояться: это плохо, в этот храм не ходи, там не такой священник, этого не читай и т.д. Мы так друг друга боимся, что всякое мнение, которое хоть немного выходит за уровень понятий, которые мы считаем общепринятыми, является причиной, чтобы отвернуться от человека, с ним не молиться и всех пугать его мнением. Получается, что частное, пусть ошибочное мнение человека, способно зачеркнуть всю любовь, которую Христос нам заповедовал.
У Святых Отцов была такая позиция: "В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь". В те времена было столько "мнений", столько практик, столько всего разного, но, тем не менее, Церковь была едина и все старались сохранять любовь. У нас нет любви, потому что мы всего боимся. Апостол Иоанн Богослов говорит: "совершенная любовь изгоняет страх", "боящийся несовершен в любви", то есть страх тоже прогоняет любовь. И когда мы начинаем воспитывать своих детей в страхе, мы сможем их научить только ненавидеть кого-то, а не любить. У нас повсеместно популярна литература под примерно такими названиями, как "Тайная сила масонства" и т. п. Она вся приблизительно одного содержания; в мире существуют тайные общества, масоны и др., они всюду проникли, они правят миром, что они захотят, то обязательно происходит. Но если масоны всесильны, тогда зачем существует наша Церковь? Если масоны в этом мире все завоевали, и все только от них зависит, то зачем мы с вами христиане, в чем сила нашего христианства? Неужели мы, вооруженные святым Крестом, нашей верой, можем кого-то бояться, бояться масонов или пришествия антихриста? Христиане первых времен были в высшей степени эсхатологически настроены, они ждали скорого пришествия Христа. Мы знаем, что оно когда-то будет, но надеемся, что нас как-то "пронесет", что все будет позже, не в наше время., А первые христиане его действительно ждали, "ей, гряди, Господи Иисусе", "Маранафа - Господь наш грядет", даже в литургической молитве первых христиан звучало: "Да прейдет образ мира сего!", - то есть пускай скорее закончится этот мир, поскорее наступит Царство Небесное. Они радостно ждали конца света, так как с концом света приходит Христос; мы-то с вами знаем, что приходит антихрист, а они прежде всего знали, что приходит Христос. Того, что придет антихрист, они не боялись, так как в то время было столько антихристов, столько мучителей, что каждый день они могли поплатиться своей жизнью за веру, поэтому они ждали Христа, а антихриста не боялись. Конечно, надо знать, что в мире существует зло, ереси, лжеучения и всякие богопротивные вещи и те же масоны. Все это так, но, тем не менее, они бессильны перед Церковью Божией, они ее никогда не победят, и это надо прежде всего внушать нашим детям и учить их этому можно своим примером: пусть мы сами живем радостно, полной христианской жизнью, пусть мы знаем не о тайной силе масонства, а о явном его бессилии. Коснусь еще проблемы дружбы детей. Мы пытаемся оградить ребенка от дурного влияния, и это правильно. Но в этом стремлении мы заходим слишком далеко, - мы ограждаем ребенка вообще от всего, и он остается совершенно один. Мы запрещаем ему дружить во дворе, в школе, и все время стараемся пристроить его в такое место, где он сможет "безопасно" дружить. В конечном итоге мы доходим до православной гимназии, - и оказывается, что и здесь есть такие дети, с которыми ни в коем случае дружить нельзя... А потом мы удивляемся, что наши дети не умеют дружить. Это потому, что мы все время приучали их с кем-то не дружить, а вот с кем-то дружить мы их не приучаем. Это очень большая проблема, так как мир, в котором мы живем, действительно очень дурной, и для того, чтобы противостоять злу, здесь нужно очень сильное доброе влияние, но поместить ребенка в гетто, - это тоже не выход: он выйдет в мир совершенно не готовым. Такой ребенок не приучен защитить ни себя, ни ближнего, к откровенности он тоже не приучен. Здесь надо быть очень осторожным и уважать детскую свободу. Если мы сохраним доверие ребенка, то сможем взять его отношения с другими под свой мягкий контроль, но навязывать детям, с кем им дружить, мы не должны. Но всё-таки на каких принципах должно строится православное воспитание?
Христианин не может забывать, что ребенок - это поприще, дарованное нам Богом, это наше прoизводственное задание. Это наш путь в Царствие Божие. И потому ребенок - это дар Божий; не только в смысле радостей, но и в смысле скорбей как дарованный нам крестный путь спасения. Это дар, данный нам всегда сверх наших заслуг, дар милости Божией. Тяжело принять такой взгляд, особенно родителям, столкнувшимся с проблемами в воспитании. Для понимания того, что грехи ребенка — это отражение наших грехов и слабостей (непосредственное — как продолжение наших грехов, или опосредованное как искупление наших грехов), необходимы особая рассудительность и смирение. И при этом — с какими проблемами в воспитании ребенка мы ни сталкивались бы – всегда ли все плохо? Ведь в любом ребенке всегда есть и положительные качества неотъемлемые явления образа Божиего в человеке, а также обретенные в Таинстве Крещения или дарованные особым промыслом Божиим, и присутствуют всегда — проявления падшей человеческой природы. Но как редко мы принимаем блага как само собой разумеющуюся данность и тяжело сокрушаемся из-за каждого недостатка! Ребенок здоров? Да, но жаль, что он не хватает звезд в учении. Ребенок разумен? Да, но почему нам не дано сына послушного и скромного... А ведь христианину приличествовал бы другой взгляд: в первую очередь благодарить Бога за данное благо, будучи во чреве матери, как губка впитывал все происходящее в мире его у родителей. И мы не имели и не имеем должной высоты духа, чтобы поделиться с нашим чадом радостью благодатной жизни в Боге, чтобы своей добродетелью изменить в нем худшее и привить лучшее. Разве не видим мы всего этого, не осознаем? А если осознаем, что же мы требуем добродетели от ребенка, не требуя ее в той же полноте от себя самих?
Основным воспитующим фактором является не что иное, как внутренний мир родителей. Как точно сформулировала этот принцип Софья Сергеевна Куломзина, главное, что передается детям, — это иерархия ценностей в душе родителей; Поощрение и наказание, окрики и самые тонкие педагогические приемы имеют значение неизмеримо меньшее, чем иерархия ценностей. Сразу подчеркну: речь идет о христианских ценностях, о том, чем живут родители в своем духовном мире. Именно это оказывает определяющее действие. Решимся утверждать: в деле воспитания важен не только и не столько личный пример, ведь пример может быть создан искусственно, смоделирован, сколько именно устроение души воспитателей. Мы слишком часто преувеличиваем значение внешних форм. Однако для воспитания гораздо важнее то неощутимое воздействие, которое может оказать на окружающих даже парализованный человек с гармоничным и одухотворенным внутренним миром, человек, чья душа открыта Господу. Естественно, умалять значение личного примера в воспитании невозможно», но действенен он только тогда, когда является реализацией и воплощением иерархии ценностей в душе воспитателей. Это фундамент. И уже на нем должна строиться практика воспитания конкретные действия, мероприятия, идеи.
Таким образом, в основе методики христианского воспитания лежит задача духовного совершенствования. Конечно, поставить задачу далеко не то же самое, что ее разрешить. Ведь по сути дела духовное совершенствование - цель всей христианской жизни. К сожалению, реально соответствовать этой задаче мы в нашей немощи можем только в самой малой степени. Но не забудем — «сила Моя (Божия) совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Главное же для нас — осознание задач труда, усилие в его совершении, покаяние в его недостаточности, смиренное и благодарное принятие попущенных Богом результатов. И тогда, по слову Господню, — «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27) — благодать Божия восполнит наши немощи. Не уговоры, разговоры, наказания и пр. воспринимаются ребенком преимущественно как опыт жизни, но именно иерархия ценностей в душе его близких. И дети не поверхностно, не на поведенческом уровне, а в глубине сердца примут религиозное мировоззрение родителей только тогда, когда у тех самих в сердце будет главенствовать заповедь: «Аз есмь Господь Бог твой ... Да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх. 20,2,3). Можно констатировать, что лучший способ привести ребенка к Богу — самим возрастать в близости ко Господу. Трудная, но благодарная и благодатная задача для родителей. Воистину, «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи» — эти слова преподобного Серафима Саровского должны стать девизом каждого воспитателя.
Далее. Одна из главных задач воспитания — сформировать в душе ребенка твердые критерии добра и зла. Хотя, по слову Тертуллиана, душа по природе своей христианка, но изначальная поврежденность человеческой природы первородным грехом глушит голос совести в неукрепленной воспитанием душе. Очевидно, что ребенок сам по себе далеко не всегда способен различить добро и зло; более того, чаще всего он не способен должным образом извлекать те уроки и вразумления, которые Господь посылает человеку в жизненных обстоятельствах. То, что взрослый может обрести и осознать непосредственно как плод своих отношений с Богом, для ребенка должны являть родители: во-первых, быть явным и очевидным источником любви, во-вторых, быть наглядным примером нравственного императива. Человек взрослый и живущий полноценной религиозной жизнью сам ощущает, что зло возвращается сторицей злом, а добро и в этой жизни возвращается полнотой добра, в первую очередь — миром в душе. Ребенку же должны дать это почувствовать родители. Ведь детская непосредственная реакция проста! Удалось тайком съесть банку сгущенки, несмотря на запреты, — приятно, значит, добро. Не получилось стащить полтинник из кошелька — не купил себе жвачки, неприятно значит, зло. И здесь необходимо вмешательство родителей. Именно родители должны быть для ребенка проводниками вразумления Божиего, должны постараться донести - до детского сознания в простых и очевидных житейских проявлениях великий принцип монотеизма: зло в конечном счете всегда наказуемо, доброе всегда оправдано. Эта задача требует постоянной сосредоточенности и трезвенности в воспитательном процессе, здесь серьезный практический труд — контроль, поощрения, наказания. И чем младше ребенок, тем наглядней и, так сказать, массированней родители должны демонстрировать ему и свою любовь, и различие добра и зла.Конечно же, в этом деле исключительно важно постоянство. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы хороший поступок был оставлен без внимания из-за взрослых хлопот или усталости, а причиной наказания стал нервный срыв. Ведь нет ничего хуже ситуации, когда проступки ребенка как бы накапливаются раздражением в душе родителей и затем выплескиваются по ничтожному поводу; также и наоборот, когда поощрения связаны не с реальными делами, но только с настроением родителей. Отсюда следует необходимость строгого соблюдения принципа справедливости в воспитании, невозможность зависимости от симпатии или от настроения. Конечно, выдержать этот принцип в полной мере трудно, но главное — осознать его необходимость, ошибки же исправит покаяние.
Слышат ли нас? В воспитательном процессе необходимо учитывать, что ребенку можно передать только то, что он способен и готов принять. Определяется это индивидуальными особенностями ребенка, а также мерой его открытости и доверия к воспитателю. Если то, что вы хотите донести до ребенка, им категорически отвергается, то пытаться навязать это силой совершенно бесполезно. В таких случаях нужно уметь признавать свое поражение и молиться об общем вразумлении и смягчении сердец. При этом никак не следует путать это состояние с бесхребетностью и уступчивостью: напротив здесь нужно много воли и ума, подлинной христианской рассудительности, дабы разумно определять характер отношений с ребенком и уметь сдержать свою властность и эмоции тогда, когда они бесполезны для дела воспитания Казалось бы, очевидно — и в этом убеждается каждый — излишняя настойчивость, тем более агрессивность, совершенно бесполезна, особенно отношениях со старшими детьми. Тем не менее постоянно приходится сталкиваться с тем, что, назойливо ломясь в едва приоткрытую дверь детского доверия, родители добиваются лишь того, что она захлопывается наглухо. А ведь какая-то мера доверия наличествует всегда, и всегда есть возможность ее приумножить. Отчаиваться в труде воспитания не должно в какой ситуации — даже в самой разобщенной семье есть минимальная мер того, что ребенок согласен принять от родителей, пусть на самом бытовом уровне — только нужно эту меру чутко и молитвенно определить, даже малейшую возможность воспитательного воздействия следует использовать терпеливо и неуклонно. Ни в коем случае нельзя метаться от пораженческого «пусть идет как идет» к шумным скандалам. Только оправдан доверие ребенка, мы сможем добиться большей открытости. Над этим и будем работать — с терпением, любовью и надеждой. Будем совершать то малое, что в наших условиях возможно, не соблазняясь тем, что не достигаем желаемого идеала. Как говорится: «Лучшее — главный враг хорошего». Максимализм в воспитании неуместен: мы делаем то, что можем, восполняя немощи и ошибки покаянием, а результат в руках Божиих. Мы твердо верим, что Господь в угодное Ему время восполнит.
Почему возникают эти проблемы в воспитании? Мы пытаемся создавать православную систему, а она рассыпается потому, что православие - это не ; система, это жизнь в любви. Когда мы начинаем воспитание в любви, то оно как раз и получается православным. Как ребенок должен поститься, как он должен готовиться к причастию, - эти вопросы решаются. Господь подсказывает человеку ответы, когда тот пытается знаком своего православия ставить не какие-то формальные вещи, которых он где-то что-то вычитал, которые он принял умом, а не сердцем, а когда он пытается решать свои проблемы в любви. Проблемы в воспитании будут всегда, они всегда будут болезненными, очень многое будет не получаться, но когда мы попробуем воспитать ребенка в любви, тогда это и получится, тогда он сам по своей детской ревности к Богу выберет меру в молитве и посте, чтении и богослужении, а мы к этой мере сможем постепенно что-то прибавить, сообразуясь с ним, советуясь с ним, наблюдая, как он это духовное молочко воспринимает. Прекрасные формы православия со всей красотой богослужения, красотой традиции, - это, конечно, выражение любви. Но когда мы пытаемся из всей полноты традиции выбрать только то, что якобы поможет нам выработать свою православную идеологию свою систему, то мы рискуем остаться и без традиции, и без православия.
Итак:
Христианская педаго́гика (греч. παιδαγογια) — наука о воспитании, обучении и образовании человека с позиций христианства. Задача христианской, не обязательно православной, но и католической педагогики — раскрытие тех даров Божиих, которые могут способствовать раскрытию образа Божия в человеке.
Азбука православного воспитания. Сборник. — М., 1997.
Зеньковский В. В. Педагогика. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт — М., 1996.
Сурова Л. В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. — М., 1996.
Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. — Т.3. — М., 1988.
Юркевич Памфил Данилович О христианстве и воспитании. — Луганск: ЛГПУ, 2005. — С. 100.
Православная педагогика -ветвь педагогического знания, в основе которого лежит православное мировидение и миропонимание. Православная педагогика изучает влияние православия на развитие человека, а также разрабатывает подходы, цели, принципы, методы, содержание воспитания и образования людей и особенно детей в вере, в любви к Богу. В основе данной науки лежит нравственное богословие, характеризующее нравственные законы земного бытия человека, определяемые в Библии. В этом смысле православная педагогика – это нравственная педагогика. На сегодняшний день эта наука разработана более всего с ориентацией на семью, считая ее образом Троицы на земле. Целью воспитания и образования, согласно православной педагогике, является воспитание человека в вере, в любви к Богу и в полном согласии и соответствии с данными им нравственными законами. Православная педагогика, как наука, строится с учетом православной антропологии и психологии. И востребована она не только для воцерковленных семей, православных школ и духовных семинарий, но и всех светских школ, ибо педагогика органично связана с духом и душой и сама являет собой начала православия. Православная педагогика есть составная часть христианской педагогики.
Христианская педагогика - отрасль педагогического знания, основанного на христианском учении о Божественной сущности человека, его миссии на земле и нравственных законах бытия. В основе христианской педагогики лежат принципы: открытости, в смысле личной открытости как психологической способности души к приятию любого человека, с любыми религиозными и даже антирелигиозными установками; культуросообразности, в смысле построения содержания обучения и образовательных технологий с учетом особенностей религии и культурно-исторического наследия, позволяющего понять и почувствовать «Родину», «родной край», вчувствоваться в тайну своей земли; меры, в смысле природосообразности, не позволяющей доводить детей до потери здоровья, утомляемости, перенапряжения; соподчиненности духовного, душевного и телесного в структуре личности, требующей сбалансированности различных видов деятельности в воспитательной работе; главенства общественно полезной и реальной предметной деятельности, будь то игровая, трудовая, эстетическая или спортивная. Все это должно строиться на глубокой вере в человека, как основы духовной жизни, что невозможно без искренней веры в Бога. Христианская педагогика – это педагогика Веры, Надежды, Любви и Мудрости в воспитании, это примат воспитания над обучением и в обучении. Ветвью христианской педагогики является православная педагогика. Обе они служат методологической основой создания русской православной школы.
О концепции православной педагогики и ее основополагающих принципах – прот. Александр Зелененко Интернет-ресурс Азбука воспитания //Режим доступа: http://azbyka.ru/deti/o-kontseptsii-pravoslavnoj-pedagogiki-i-ee-osnovopolagayushhih-printsipah-prot-aleksandr-zelenenko, свободный
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
МАЛОПОНЯТНЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА,
ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В МОЛИТВОСЛОВЕ
А
АБИЕ – тотчас, сразу
АЗ – я
АКАФИСТ – "неседальный", – молитва, при чтении которой не сидят
АЛЛИЛУИА – "хвалите Бога"
АМИНЬ – истинно; истинно так
АМОЖЕ – куда
АЩЕ – если, хотя, ли
АЩЕ-БО – если
АЩЕ-УБО – если же
Б
БЕ – он был, она была, оно было
БЕЗВЕСТНЫЙ – неведомый, неизвестный
БЕЗМЕСТНЫЙ – неприличный, непристойный
БЕЗПРИКЛАДНЫЙ – беспримерный, несравненный
БЕСТЕ – вы были
БЕХ – я был, была
БЕХОМ – мы были
БЕХУ – они были
БЕША – они были
БЛАГОСТЫНЯ – добро, милосердие, правда
БЛАГОУТРОБИЕ – милосердие, доброта сердца
БЛАЖЕ – благой, добрый (звательный падеж)
БЛАЖИТИ – славить, восхвалять
БО – ибо, потому что
БОГОЛЕПНО – достойно Бога
БОГОРОДИЧЕН – краткое молитвословие в честь Богородицы
БРАНЬ – война
БУДИ – будь
БЫСТЕ – вы были
БЫСТЬ – он был, она была, оно было
БЫХ – я был, была
БЫХОМ – мы были
БЯШЕ – он был
БЯХУ – они были
В
ВАИЯ – ветвь
ВАРВАР – чужеземец
ВАРИТИ – предварять
ВАСИЛИСК – змей
ВЕЛИЙ – великий
ВЕЛИЦЕЙ – великой
ВЕЛИЯ – великая
ВЕЛЬМИ – весьма, очень
ВЕМ – знаю.
ВЕСИ – знаешь
ВЕСЬ – село
ВЕТИЯ, ВИТИЯ – красноречивый оратор, проповедник
ВЗЫГРАТИ – возвеселиться
ВИССОН – дорогая одежда пурпурного цвета
В КНИЗЕ ЖИВОТНЕЙ – в книге жизни
ВКУПЕ – вместе
ВЛАДЫЦЕ – Владыке
ВНЕГДА – когда
В НЮЖЕ – в которую
В НЯЖЕ – в которые
ВО ЕЖЕ – чтобы
ВОИ – воинства
В ОНЬЖЕ – в который
ВОНЯ – запах, аромат
ВСКУЮ – зачем, для чего
ВСПЯТЬ – назад
В СТРАСЕ – в страхе
ВСУЕ – напрасно
ВСЯ – все
ВСЯЧЕСКАЯ – все, всех
ВЫНУ – всегда
Г
ГЛАС – 1) голос; 2) один из восьми напевов церковных песнопений
ГЛУМИТИСЯ – размышлять; издеваться
ГОБЗОВАНИЕ – изобилие, многоплодие
ГОРЕ – вверх
ГОРЕЕ – превыше; хуже
ГОСПОДЕВИ – Господу
ГРЕСЕ – грехе
Д
ДА БЫХ АЗ ОТСЕЛЕ ПРЕСТАЛ – дабы я отныне перестал
ДА ДОВЛЕЕТ – пусть будет достаточна
ДАСИ – дашь
ДЕЛЯ – для
ДЕСНИЦА – правая рука
ДЕСНЫЙ – правый
ДЕТЕЛЬ – дело, деятельность
ДЛАНЬ – ладонь
ДНЕСЬ – сегодня
ДОБРОТА – добрые качества, красота
ДОВЛЕЕТ – достаточно
ДОГМАТИК – песнь в честь Богородицы, содержащая догматическое учение о Сыне Божием Иисусе Христе
ДОЛЕ – внизу, в преисподней
ДОЛЖНИКОМ – должникам
ДОНДЕЖЕ – до тех пор, пока
ДРЕВЛЕ – некогда, когда-то, в древности
ДУШЕ – дух (звательный падеж)
ДЩЕРЬ – дочь
Е
Е – его
ЕГДА – когда; в то время как
ЕГОЖЕ – которого
ЕДА – неужели; разве
ЕДА КАКО – чтобы не
ЕЖЕ – которое; чтобы. Иногда не переводится на русский язык
ЕЙ – да
ЕЛИКИЙ – сколький
ЕЛИЦЫ – те, которые
ЕММАНУИЛ – "с нами Бог"
ЕРОДИЙ – цапля, аист
ЕСИ – ты есть
ЕСМЬ – я есть
ЕХИДНА – ядовитое животное; змея
Ж
ЖИВОТ – жизнь
ЖИВЫЙ – живущий
ЖРЕТИ – приносить жертву
З
ЗАКОНОПОЛОЖИТИ – указывать путь закона
ЗАНЕ – ибо, так как, потому что
ЗАНЕЖЕ – ибо, так как, потому что
ЗЕЛИЕ – зелень, трава
ЗЕЛО – очень, весьма
ЗРАК – вид, образ, лицо
ЗРЯ – видя
И
И – его
ИДЕЖЕ – там, где
ИЖЕ – который, которые, что, тот, где. Иногда не переводится на русский язык
ИЗВЕСТВОВАТИ – утверждать, удостоверять
ИЗВЕСТНО – наверно, твердо
ИЗРЯДНО – особенно
ИКОС – см. кондак
ИМЖЕ – тем, те; который, которым
ИМЯ РЕК – "назови имя"
ИН – другой
ИНОГДА – некогда, когда-то
ИРМОС – начальная песнь каждой песни канона. Обычно содержит ветхозаветные прообразы
ИСКОНИ – издревле
ИСПЕРВА – из древности, из начала
ИСПОВЕДАНИЕ – открытое признание
ИССОП – трава, из которой делаются кропила
ИСТОЩАТИ – опустошать, разрушать
ИХЖЕ – которых
К
КАМО – куда
КАНОН – песнопение в честь праздника или святаго. Обычно состоит из девяти песен (точнее – из восьми, т. к. вторая песнь опускается – она бывает в великопостных канонах), содержащих ирмос и составленные по образцу ирмоса тропари
КАЯЖДО – каждая
КИЙЖДО – каждый, -ая, -ое
КОЕЖДО – каждое
КОЕГОЖДО – каждого
КОЛЕСНИЦЕГОНИТЕЛЬ – правящий колесницей
КОЛЬКРАТЫ – сколько раз
КОНДАК – краткое песнопение, излагающее смысл праздника или содержащее похвалу святому; более пространное песнопение такого же типа называется икосом
КОСНЕТИ – медлить
КОСНО – медленно
КРИН – лилия
КРОМЕ – вне
КРОМЕШНИЙ – внешний
КУПИНА – куст, кустарник
КУСТОДИЯ – стража
КУЩА – палатка
Л
ЛАНИТА – щека
ЛЕНТИОН – полотенце
ЛЕПОТА – красота, великолепие
ЛЕПТА – мелкая медная монета. Две лепте – две лепты
ЛЕСТЬ – обман
ЛИШШЕ – больше, сверх того
ЛОЖ – ложный
ЛУКАВОЕ – злое
М
МАМОНА – богатство
МЕНЕ – меня
МЕРТВЫЕ ВЕКА – давно умершие
МЕССИЯ – помазанник
МЕСТНИК – злобный отмститель
МИ – мне
МИЛОТЬ – верхняя шерстяная одежда, плащ
МНОГОЧАСТНЕ – много раз
МОЕЯ – моей
МОЯ – мои
МШЕЛОИМСТВО – корыстолюбие
МЯ – меня
Н
НАЗИРАТИ – наблюдать
НАИПАЧЕ – особенно же
НАКАЗАНИЕ – научение, вразумление
НАКАЗУЯ – поучая
НАЛЯЦАТИ – напрягать
НАНЬ – на него
НАПРАСНО – внезапно
НАШЕЯ – нашей
НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ – всегда светлый, незаходящий, вечный
НЕДЕЛЯ – воскресный день, когда "не делают" обычных работ, во исполнение заповеди
НЕ КТОМУ – более не
НЕ ЛЕТЬ – нельзя, невозможно, не подобает
НЕПОДОБНЫЙ – недостойный, непристойный
НЕПЩЕВАТИ – придумывать
НЕПЩЕВАТИ ВИНЫ О ГРЕСЕХ – придумывать извинения своим грехам, искать причины, оправдывающие грех
НЕСТЬ – не есть
НЕСЫТЫЙ – алчный, надменный
НИЖЕ – и не, также не
НИКОЛИЖЕ – никогда
НИЦ – вниз, лицом на землю
НИЧТОЖЕ ВЕЛИЕ – ничего особенного
НИЧТОЖЕ ДИВНО – ничего удивительного
НЫ – нас
НЫНЕ – теперь
НЫРИЩЕ – нора, развалины здания
О
ОБАЧЕ – однако, но
ОБЕТШАТИ – обессилеть, одряхлеть
ОБИНУТИСЯ – отступить от чего-либо; НЕ ОБИНУТИСЯ – смело поступать, не отступать
ОБЛАДАТИ – владеть
ОБОЮДУ – с той и с другой стороны
ОДЕРЖАТИ – окружать
ОДЕСНУЮ – справа
ОДИГИТРИЯ – путеводительница
ОДР – постель
ОКАЯННЬИЙ – бедный, злосчастный, несчастный, мучительный
ОКОРМЛЯТИ – управлять
ОКРЕСТ – вокруг, около
ОЛЕ – восклицание, выражающее удивление или скорбь
ОМЕТЫ – края одежды
ОНАГР – дикий осел
ОНЕХ – тех
ОН ПОЛ – другая сторона
ОНУ – ту
ОТРЕВАТИ – отталкивать
ОТЧАЯННЫЙ – потерявший всякую надежду
ОЧЕРВЛЕННЫЙ – окрашенный в багряный цвет
ОЧИМА – (двумя) глазами
ОШУЮЮ – слева
П
ПАКИ – еще, снова, опять
ПАЧЕ – более, выше, превыше, лучше
ПЕРСИ – грудь
ПЛЕНИЦЫ – сети
ПЛЕЩИ – плечи
ПОГИБОХ – погиб
ПОГЛУМИТИСЯ – размышлять; издеваться
ПОДАСИ – подашь
ПОЖРАТИ – приносить жертву
ПОЖРУ – принесу жертву
ПОЗОР – зрелище
ПОЛУДЕННЫЙ – бывающий в полдень; южный
ПОМАВАТИ – дать знак
ПОМОЗИ – помоги
ПОНЕ – хотя, по крайней мере
ПОНОС – поношение
ПОНТ – море
ПРАДЕДНИЙ – прародительский
ПРЕВЫСПРЕННЫЙ – находящийся выше всего
ПРЕДВАРИТИ – предупредить, стать или сделать раньше
ПРЕДСТОЯЙ – предстоящий
ПРЕЗИРАТИ – не смотреть, не придавать значения, не замечать
ПРЕЛЕСТЬ – обольщение
ПРЕЛОЖЕНИЕ ОСЕНЕНИЕ – тень, легкое подобие непостоянства
ПРЕМЕНЕНИЕ – перемена, изменчивость
ПРЕПОЛОВИТИ – достигнуть половины
ПРИЗИРАТИ – обращать внимание, благосклонно смотреть
ПРИСНО – всегда
ПРОБАВИТИ – продолжить, продлить
ПРОСВЕЩАЯЙ – просвещающий
ПРОСТЫЙ – прямой, правый, простой
Р
РАВНОДУШНЫЙ – единодушный
РАЗВЕ – кроме
РАЗРЕШАТИ – развязывать
РЕВНОВАНИЕ – зависть
РЕКЛ ЕСИ – (ты) сказал
РЕХ – (я) сказал
РОГ – символ крепости и славы
РУКАМА – (двумя) руками
РУЦЕ – руки
С
СВАДИХ – ссорился
СЕ – вот; это
СЕ БО – ибо вот
СЕДМИЦА – семь дней, неделя
СЕЛО – поле
СЕЛЬНЫЙ – полевой
СЕНЕ – сень (звательный падеж)