Типы и структура урока

Структура урока. Зависит от того, какое место она занимает в общей системе. Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически законченное целое.

Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что:

1. Начитается и заканчивается в определенное время;

2. Учитель и ученики готовы к уроку;

3. Организация урока осуществляется, время распределено четко и рационально.

Логическая целостность:

1. Определение содержания урока, т.е. план, вопросы, логика;

2. Для того чтобы уяснить основы науки.

Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения, чувством удовлетворения от успешных результатов.

На уроке приведены в действие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы учащихся.

В педагогической литературе предлагаются различные классификации уроков, исходя из различных оснований.

Основа Типы уроков Недостатки
Методы обучения Урок-беседа, лекция, кикоурок, лабораторный, рассказ и т.д. ü Неправомерен, на уроке используется комплекс методов; ü Метод обучения сам подчинен содержанию и один и тот же метод может осуществлять различные дидактические задачи; ü Не учитывается переключаемость внимания.
Характер познавательной деятельности. Урок-накопление фактов, образования понятий, осмысления учебного материала, рок закрепления учебного материала и т.д. ü Нельзя искусственно рассекать познавательную деятельность на отдельные изолированные процессы
Доминирующая дидактическая цель, решаемая на уроке. Комбинированный, ознакомления, изучения нового материала, совершенствования, закрепления и развития, повторительно-обобщающий, контрольно-учетный. ü Не индивидуален.

Комбинированный:

1. Начало урока (орг. момент);

2. Основная часть;

3. Завершение урока.

Требования к уроку:

1. Дидактические требования (организационная четкость, оптимальное содержание, разнообразие методов и их рациональное использование, четкость в определении учебных задач, их единства, связь с жизнью, с пройденным материалом);

2. Гигиенические (учет температуры, освещение, расписание, эстетика оформления кабинетов, применение физкультминут, непереутомление, мебель);

3. Психолого-педагогические

Психолого-педагогические требования к уроку:

1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей школьников

2. Уровень развития детей

3. Психологическое состояние учителя, учащихся

4. Учет мотивов

5. Требовательность (обоснованность, посильность, своевременность, четкость, последовательность, тактичность, справедливость, доброжелательность, перспективность и полезность, дозировка, контроль)

6. Личность учителя, его педагогическое мастерство

7. Юмор

Подготовка учителя к уроку.

Этапы:

1. диагностический: определение содержания учебного материала, структуры урока, возможностей учеников, их уровень, мотивация, интересы и необходимое время.

2. прогнозирование: оценивание различных вариантов проведения, методы, способы, средства, выбор

3. проектирование (планирование) составление плана-конспекта урока.

Планирование:

1. тематическое планирование (в начале учебного года) – это планирование системы уроков по данной теме, деление материала темы на небольшие части – уроки, определение целей, задач, форм, методов, устанавливаются календарные сроки с учетом количества часов, отводимых на данный учебный предмет.

2. поурочное планирование (план-конспект урока). Цель, дата, тема, возраст, задачи, методы, оборудование, литература.

Время Этапы урока Деятельность учителя Деятельность школьников Примечание
       

Замысел урока разрабатывается исходя из изучаемого материала, дидактических целей, психолого-педагогических особенностей и возможностей учащихся, материальной базы, места нахождения учебного заведения, педагогического мастерства учителя.

Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие. Они близки к внеклассным, внеаудиторным формам.

Требования:

1. Сотрудничество, сотворчество;

2. Применение игровых методов;

3. Использование наглядности;

4. Применение технических средств обучение, компьютерных программ;

Примерные формы: урок-сказка, КВН, путешествие, интегрированные уроки, вопросов и ответов, дискуссии, конференции,…

Достоинства:

1. Высокий уровень мотивации;

2. Интерес;

3. Осмысление учебного материала;

4. Групповая форма проведения урока;

5. Высокий уровень взаимодействия;

6. Широко применяются методы стимулирования.

Недостатки:

1. Высокая затрата энергии и времени;

2. Высокий уровень мастерства учителя;

3. Нельзя проводить часто;

4. Идет поверхностное освоение учебного материала;

Формы организации обучения:

1. Экскурсия;

2. Факультатив;

3. Лекции и семинары;

4. Консультация;

5. Домашняя работа;

6. Зачеты и экзамены;

Содержание образования

Понятие о содержании образования, основные понятия и компоненты. Исторический характер образования. Особенности содержания образования. Теории организации содержания образования. Принципы формирования содержания образования. Структура содержания образования

Виды обучения (общее и профессиональное). Источники и факторы формирования содержания школьного образования. Государственные стандарты образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий (способы построения учебных программ, функции, содержание и структура учебников и учебных программ. Стратегия развития вариативного, альтернативного образования в нашей стране. Учет регионального компонента.

Наши рекомендации