Типы и структура урока
Структура урока. Зависит от того, какое место она занимает в общей системе. Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически законченное целое.
Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что:
1. Начитается и заканчивается в определенное время;
2. Учитель и ученики готовы к уроку;
3. Организация урока осуществляется, время распределено четко и рационально.
Логическая целостность:
1. Определение содержания урока, т.е. план, вопросы, логика;
2. Для того чтобы уяснить основы науки.
Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения, чувством удовлетворения от успешных результатов.
На уроке приведены в действие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы учащихся.
В педагогической литературе предлагаются различные классификации уроков, исходя из различных оснований.
Основа | Типы уроков | Недостатки |
Методы обучения | Урок-беседа, лекция, кикоурок, лабораторный, рассказ и т.д. | ü Неправомерен, на уроке используется комплекс методов; ü Метод обучения сам подчинен содержанию и один и тот же метод может осуществлять различные дидактические задачи; ü Не учитывается переключаемость внимания. |
Характер познавательной деятельности. | Урок-накопление фактов, образования понятий, осмысления учебного материала, рок закрепления учебного материала и т.д. | ü Нельзя искусственно рассекать познавательную деятельность на отдельные изолированные процессы |
Доминирующая дидактическая цель, решаемая на уроке. | Комбинированный, ознакомления, изучения нового материала, совершенствования, закрепления и развития, повторительно-обобщающий, контрольно-учетный. | ü Не индивидуален. |
Комбинированный:
1. Начало урока (орг. момент);
2. Основная часть;
3. Завершение урока.
Требования к уроку:
1. Дидактические требования (организационная четкость, оптимальное содержание, разнообразие методов и их рациональное использование, четкость в определении учебных задач, их единства, связь с жизнью, с пройденным материалом);
2. Гигиенические (учет температуры, освещение, расписание, эстетика оформления кабинетов, применение физкультминут, непереутомление, мебель);
3. Психолого-педагогические
Психолого-педагогические требования к уроку:
1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей школьников
2. Уровень развития детей
3. Психологическое состояние учителя, учащихся
4. Учет мотивов
5. Требовательность (обоснованность, посильность, своевременность, четкость, последовательность, тактичность, справедливость, доброжелательность, перспективность и полезность, дозировка, контроль)
6. Личность учителя, его педагогическое мастерство
7. Юмор
Подготовка учителя к уроку.
Этапы:
1. диагностический: определение содержания учебного материала, структуры урока, возможностей учеников, их уровень, мотивация, интересы и необходимое время.
2. прогнозирование: оценивание различных вариантов проведения, методы, способы, средства, выбор
3. проектирование (планирование) составление плана-конспекта урока.
Планирование:
1. тематическое планирование (в начале учебного года) – это планирование системы уроков по данной теме, деление материала темы на небольшие части – уроки, определение целей, задач, форм, методов, устанавливаются календарные сроки с учетом количества часов, отводимых на данный учебный предмет.
2. поурочное планирование (план-конспект урока). Цель, дата, тема, возраст, задачи, методы, оборудование, литература.
Время Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность школьников | Примечание |
Замысел урока разрабатывается исходя из изучаемого материала, дидактических целей, психолого-педагогических особенностей и возможностей учащихся, материальной базы, места нахождения учебного заведения, педагогического мастерства учителя.
Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие. Они близки к внеклассным, внеаудиторным формам.
Требования:
1. Сотрудничество, сотворчество;
2. Применение игровых методов;
3. Использование наглядности;
4. Применение технических средств обучение, компьютерных программ;
Примерные формы: урок-сказка, КВН, путешествие, интегрированные уроки, вопросов и ответов, дискуссии, конференции,…
Достоинства:
1. Высокий уровень мотивации;
2. Интерес;
3. Осмысление учебного материала;
4. Групповая форма проведения урока;
5. Высокий уровень взаимодействия;
6. Широко применяются методы стимулирования.
Недостатки:
1. Высокая затрата энергии и времени;
2. Высокий уровень мастерства учителя;
3. Нельзя проводить часто;
4. Идет поверхностное освоение учебного материала;
Формы организации обучения:
1. Экскурсия;
2. Факультатив;
3. Лекции и семинары;
4. Консультация;
5. Домашняя работа;
6. Зачеты и экзамены;
Содержание образования
Понятие о содержании образования, основные понятия и компоненты. Исторический характер образования. Особенности содержания образования. Теории организации содержания образования. Принципы формирования содержания образования. Структура содержания образования
Виды обучения (общее и профессиональное). Источники и факторы формирования содержания школьного образования. Государственные стандарты образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий (способы построения учебных программ, функции, содержание и структура учебников и учебных программ. Стратегия развития вариативного, альтернативного образования в нашей стране. Учет регионального компонента.