Об иллюзии самовоспитания
То, что Ребёнок нуждается в воспитании, это до такой степени очевидно, что стало педагогической аксиомой. Аксиомы, как правило, не обсуждаются, а принимаются. Тем не менее, где-то кто-то будет настаивать: пусть ребёнок воспитывается сам, а мы только поможем, если нужно будет.
Это абсурд, и пусть он минует нас.
Но ведь многие верят в него?
Если в мире так много людей злых, жадных, корыстных, завистливых, подлецов, предателей, хамов, убийц, мстителей, садистов, извращенцев, мафиози, эгоистов, криминалов и т.д. и т.п., это потому, что их не воспитывали, не успевали оказать им помощь в роковые минуты и периоды взросления.
Если не будем воспитывать Ребёнка и никто не заменит нас в этом деле, то Ребёнок останется невоспитанным. Это только в редких случаях наступает у одних некое просветление, и они сознательно и силой воли перестраивают себя.
Когда невоспитанный человек несёт нам неудобства и вред, мы обычно виним и осуждаем его. Но он разве виноват в том, что он такой и его не воспитывали? Разве не заслуживают упрёка общества те, на которых лежал долг воспитания, но они не исполнили его? Не воспитывать Ребёнка, не исполнять свой долг – значит, вредить самому Ребёнку и обществу тоже.
Ребёнок сам себя воспитывать не будет, ибо не может, не умеет, не знает, как это делать. Природа не заложила в него эту возможность. Он лишь тогда сможет заняться самовоспитанием, когда получит от нас мощный импульс к овладению и совершенствованию своей природы.
Умение самовоспитания тоже требует воспитания. Но лучше сказать: настоящее воспитание то, когда Ребёнок и не чувствует, что его воспитывают.
Что же тогда он будет чувствовать?
Он будет переживать иллюзию, что сам себя развивает и воспитывает.
Есть более высокий уровень воспитательного процесса. Это тогда, когда и взрослые не озабочены воспитанием, и Ребёнок не помышляет о самовоспитании, а всё происходит само собой. Однако такая истина может существовать только в идеальном образе жизни не только семьи, но всего общества. Но до идеальной, духовно и нравственно возвышенной жизни пока далеко.
Потому наш ребёнок нуждается в воспитании.
Вариации
Об Адамах и Евах
Что есть воспитание?
Как будто наивный вопрос. Ведь все мы занимаемся воспитанием, значит, знаем, чем занимаемся!
Но, к сожалению, понимание воспитания у многих родителей далеко от истины. Во всяком случае, от той истины, которая заключена в самом слове.
Попытаемся исследовать это слово.
Запишем его так: ОС–ПИТАНИЕ.
Получается: ПИТАНИЕ ОСИ.
Какой ОСИ?
Разумеется, ОСИ духовной.
Что это за ОСЬ духовная?
Это есть ОБРАЗ ТВОРЦА, который заложен в Ребёнке.
Бог сотворил человека – нас всех – по ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ самого Себя.
Образ, который от Бога, может быть только прекрасным, великолепным. Он у каждого, и у нашего Ребёнка тоже, единственный такой, неповторимый.
Этот ОБРАЗ и есть ОСЬ духовная.
А теперь о ПИТАНИИ.
Чем можно ПИТАТЬ ОСЬ – этот ОБРАЗ ТВОРЦА?
Образ ПИТАЕТСЯ только образами, которые Ребёнок впитывает от нас – родителей и близких, воспитателей и учителей, знакомых и незнакомых, от всей окружающей среды, в которой он растёт. И если они достойны, прекрасны и благородны, то ОБРАЗ в Ребёнке начнёт раскрываться.
Так со временем, в процессе ОСЬ–ПИТАНИЯ, перед нами проявится Человек Образованный.
Получается, что мы действительно «соработники у Бога»: мы вместе с Творцом продолжаем великое творение новых Адамов и Ев.
А если образы, творимые нами, безобразные?
Произойдёт крушение воспитания.
Если мы все дружно будем показывать Ребёнку безобразную гримасу, тогда то, что самое прекрасное в нём, разрушится, исказится, и вместо Чуда получим мы чудовище.
Какими должны быть образы, в которые мы будем погружать Ребёнка?
Они должны быть прекрасными, духовно и нравственно возвышенными. Чувство красоты изначально присутствует в ребёнке. Оно и помогает ему искать в окружающем мире красоту. Ребёнок «требует» от нас:
– чтобы мы любили его красиво, ласкали нежно и красиво;
– чтобы речь наша, обращённая к нему и звучащая в его окружении, была добрая, чистая, мудрая, то есть, красивая;
– чтобы он видел, как близкие ему люди и люди вообще общаются друг с другом с уважением, с любовью, то есть, красиво;
– чтобы вещи, с которыми он соприкоснётся – будет играть, будет пользоваться, будет созерцать были полезными и красивыми;
– чтобы мы оберегали его от всего дурного: от дурных зрелищ, от сквернословия, от грубой музыки, от проявлений хамства и злости...
Ребёнку нужно, чтобы всё это и многое другое в целом составляли Образ Жизни семьи. Одухотворённая жизнь его семьи, её красота и культура станут достойным источником для потоков образов, которые обласкают в Ребёнке его Божественную Природу, его неповторимый Образ, который есть для него и Суть, и Путь.
Красота образа Творца, которым заполнен Ребёнок, нуждается в красоте Образа Жизни, в который погружён сам ребёнок. Тогда получится так, что воспитание произойдёт как бы само собою. Проблема воспитания обостряется там, где разрушена Красота Образа Жизни не только в обществе, но и в семье.
Общество пока далеко от одухотворённого, гармоничного Образа Жизни. Но семья в состоянии, при общей воле её членов достичь этого и, кстати, не без помощи самого Ребёнка.
Мы воспитываем своего Ребёнка, но Ребёнок тоже воспитывает всех нас.
Интермедия
О Вечном Ребёнке
Вопрос Синтии:
– Вы действительно полагаете, что дети могут нас воспитывать?
Воспитание, что есть питание духовной оси, никогда не завершается.
Воспитываются и дети, и взрослые.
Но нам, взрослым, почему-то кажется, что дети рождаются, для того чтобы мы их воспитывали, а самих себя по отношению к ним считаем уже воспитанными людьми. Но взрослый – это не значит совершенство воспитанности.
Было бы хорошо подумать и наоборот: Дети приходят в этот мир потому, чтобы исправить то, что мы напортили, исправить нас самих.
То, что мы заботимся о детях, об их воспитании и благополучии, и что они создают нам проблемы, – это и есть невидимая водящая нас рука Ребёнка.
Почему дети часто ведут себя не так, как нам хочется и как мы их наставляем, а по-своему?
Потому что через такие действия они дают нам понять, как нам самим надо или не надо себя вести. Однако, как правило, мы этого понять не хотим и не приемлем, чтобы наш Ребёнок нас воспитывал. Мы ругаем Ребёнка за плохие поступки, а сами ведём себя хуже.
Нам не нравится, скажем, что дети шалят.
Слово «шалун» по всем толковым словарям (психологические и педагогические словари и энциклопедии это понятие вовсе не признают, как будто и нет самих детей шалунов) – это ребёнок, который балуется, резвится, своевольничает, нарушает общий порядок, бездельничает.
Таким образом, шалость, судя по этим толкованиям, отрицательное явление в характере Ребёнка. Нам не нравятся детские шалости, они нарушают наше спокойствие, нам нужно, чтобы Ребёнок не шалил и вёл себя подобающе, тихо.
Но по закону духовной природы Ребёнок должен шалить, ибо он находится в поиске способа нового обустройства мира.
Попытаемся осмыслить в целостности иррациональный смысл трёх слов: Ребёнок, Дети, Шалость. Но не забудем ещё, что есть воспитание.
Ребёнок – это возрождённое новое бытие.
Дети – народ, действующий в истине.
Шалость – улавливать совершенное.
Таким образом, тот, кто пришёл в Земную жизнь со своей истиной и импульсом утверждения нового бытия, тот с детства начинает упражнять себя, набирает опыт. А мы в этом видим нарушение нашего порядка; потому это своеволие, балагурство. И ищем пути, чтобы Ребёнок не шалил.
Какими будут эти пути, если шалость Ребёнка вызывает в нас раздражение?
Какими бы они внешне ни выглядели, пути эти будут авторитарными, пресекающими, принудительными, запретительными и, конечно же, конфликтными.
Если мировому сообществу родителей, а также всем воспитателям и учителям удалось бы избавить детей от шалостей и погрузить их в дела спокойные и благоразумные, мир потерял бы будущих двигателей прогресса, жизнь с помощью так воспитанных детей стала бы замедленной, заторможенной, застойной и скучной.
Может ли шалость нашего Ребёнка воспитывать нас?
Может, если мы позволим себе быть не только воспитателем Ребёнка, но и его воспитанником. Так же, как мы стараемся влиять на него, дадим ему возможность влиять на нас. Тогда мы увидим:
– он призывает нас дружить с ним на равноправных началах;
– предлагает нам тоже стать Ребёнком и шалить вместе с ним;
– даёт возможность развить в нас творящее терпение;
– учит нас быть искренними, правдивыми и любить Истину;
– предоставляет себя стать точилкой для нашего воспитательного искусства;
– ведёт нас к мудрости взаимопонимания, добра и красоты.
Шри Чинмой скажет нам о том, что цель духовной жизни – статьребёнком, вечным ребёнком для того, чтобы совершить настоящий прогресс. Дети, говорит он, напоминают нам о нашем вечном детстве, и если мы это поймём, то можем совершить быстрый прогресс. Чувствуйте, скажет он, что вы служите детям потому, что тоже хотите стать Ребёнком.
Элегия
Ходит по Миру Мудрец