Дидактика, как теория обучения
Дидактика – это наука о закономерностях обучения детей и взрослых.
Задачи дидактики:
- вскрыть закономерности обучения
- изучение педагогического опыта обучения (+ и – опыт)
- разработка новых методов, форм, средств обучения, пед. инноватика
- прогнозирование обучения
- внедрение методов в практику
Обучение – ц.с.п. по созданию условий для активной учебно-познавательной деятельности учащихся, в процессе которого они овладевают * з.у.н. * опытом творческой деятельности * опытом эмоционально-ценностных отношений.
Знания – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизвести основные факты науки.
Умения – овладение способами деятельности по применению знаний.
Навык – автоматизированное умение.
Преподавание – деятельность педагога.
Учение – деятельность ученика.
Обучение – совместная деятельность педагога и ученика.
Историческая справка
Основы дидактики заложил Ян Амос Каменский, книга «Великая дидактика». Создал классно-урочную систему. Необходимость целенаправленного системного обучения. Выделил принципы обучения – принцип природосообразности, принцип наглядности «зол. пр. д.». Обучение на родном языке. Книга «Материнская школа».
Жан Жак Руссо, книга «Эмиль или о воспитании». Основной фактор у развития личности – среда, надо обучать индивидуально. Метод естественных последствий (выбил стекло – пойми, что холодно).
Иоганн Генрих Пистолоцци – систематический процесс, принцип развивающего обучения.
Лев Николаевич Толстой - принцип свободного воспитания. Ясно-полянская школа. Недостаток – не было ц.п.п. Индивидуальный подход.
К.Д. Ушинский – психологические основы педагогики, как науки, дидактики. Труд «Человек, как предмет познания». Народные истоки в обучении (принцип -----).
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ФУНКЦИИ…
Сущность процесса обучения:
ОБУЧЕНИЕ – вид познавательной деятельности, познание безгранично, обучение – часть познания, обучение протекает по тем же законам, что и процесс познания.
ОБУЧЕНИЕ – специально организованная деятельность, т.е. ц.с.п. имеет вои компоненты.
Функции обучения: 1. развивающая, 2. воспитательная, 3. образовательная
Принципы обучения: *научности, *систематичности, *наглядности, *сознательности и творческой активности, *связь с практикой, жизнью, *развивающего обучения, *доступности, соотв. индивид. и возраста, *сочетание коллективного и индивидуального
Движущие силы процесса обучения:
1. между тем уровнем, который есть у ребенка и притязаниями на тот уровень, который хотелось бы достигнуть
2. между привычным уровнем мыслительной деятельности и теми способами, которые предлагаются в учебном заведении
3. между учеником и членами коллектива
4. между учеником и учителем
5. между привычными способами организации обучения и новыми способами
Этапы овладения знаниями:
- восприятие – уточняет учебное задание
- осмысление – в процессе мышления
- закрепление – через практическую деятельность
- проверка в нестандартных ситуациях
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ…
Контроль обучения является обязательным компонентом процесса обучения на всех стадиях процесса обучения, особенно после изучения какого-либо раздела программы и завершение ступени обучения..
Сущность контроля – выявление уровня усвоения знаний учащегося, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету.
Функции контроля: 1. образовательная, 2. воспитательная, 3. развивающая
Виды контроля: 1. текущий – ежеурочно, 2. периодический – после темы, 3. итоговый – в конце года, перевод в другой класс.
Методы контроля: способы диагностической деятельности, которые направлены на выявление эффективности процесса обучения. * устный контроль, * письменный, * практический, *наблюдения, * дидактические тесты.
Зачет и экзамен являются наиболее активной проверкой знаний в период обучения: (+) ученик показывает уровень знаний, обеспечивает систему обучения, стимулирует процесс обучения; (-) человек испытывает стресс.
Оценка – процесс сравнения того уровня, которого достигли учащиеся, сравнение с эталоном, который определен стандартами и программой по данному предмету.
Отметка – условное обозначение оценки. Существуют разные системы оценивания: 3-х, 5-ти, 25-ти, 100-бальная и другие. Они позволяют реализовать индивидуальный подход.
Неуспеваемость – это ситуация, когда поведение и результаты обучения отдельного ученика не соответствуют воспитанию и дидактическим методам школы.
Причины неуспеваемости – 1) социально-экономические, 2) биохимические (наследственность), 3) педагогические (ошибки и уровень рабочей школы).
Пути устранения дидактических причин неуспеваемости:
- педагогическая профилактика (внедрение эффективных методов);
- педагогическая диагностика, выявление пробелов;
- педагогическая терапия, дополнительные занятия;
- воспитательное воздействие, работа с семьей.
УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ…
Элементы урока:
- изучение нового материала
- закрепление пройденного
- контроль и оценка знаний учащегося
- домашнее задание
- обобщение и систематизация знаний
Методика задавания домашнего задания:
- предусмотреть время
- задание на доске
- пояснить, если есть вопросы
Подготовка учителя к уроку:
I. Предварительная – планируется работа по б. теме; типы, виды уроков; домашнее задание; отбирается определенный материал.
II. Непосредственная – планирование целей урока, вопросы для опроса, тезисы лекции.
Подготовка учащихся к урокам: 1. выполнение д/з; 2. проведение наблюдений, опытов.
Типы уроков по Махмутову: 1. урок изучения нового материала, 2. урок совершенствования з.у.н., 3. урок обобщения и систематизации, 4. комбинированный или смешанный, 5. урок контроля и коррекции зунов.