Дидактика, как теория обучения

Дидактика – это наука о закономерностях обучения детей и взрослых.

Задачи дидактики:

  1. вскрыть закономерности обучения
  2. изучение педагогического опыта обучения (+ и – опыт)
  3. разработка новых методов, форм, средств обучения, пед. инноватика
  4. прогнозирование обучения
  5. внедрение методов в практику

Обучение – ц.с.п. по созданию условий для активной учебно-познавательной деятельности учащихся, в процессе которого они овладевают * з.у.н. * опытом творческой деятельности * опытом эмоционально-ценностных отношений.

Знания – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизвести основные факты науки.

Умения – овладение способами деятельности по применению знаний.

Навык – автоматизированное умение.

Преподавание – деятельность педагога.

Учение – деятельность ученика.

Обучение – совместная деятельность педагога и ученика.

Историческая справка

Основы дидактики заложил Ян Амос Каменский, книга «Великая дидактика». Создал классно-урочную систему. Необходимость целенаправленного системного обучения. Выделил принципы обучения – принцип природосообразности, принцип наглядности «зол. пр. д.». Обучение на родном языке. Книга «Материнская школа».

Жан Жак Руссо, книга «Эмиль или о воспитании». Основной фактор у развития личности – среда, надо обучать индивидуально. Метод естественных последствий (выбил стекло – пойми, что холодно).

Иоганн Генрих Пистолоцци – систематический процесс, принцип развивающего обучения.

Лев Николаевич Толстой - принцип свободного воспитания. Ясно-полянская школа. Недостаток – не было ц.п.п. Индивидуальный подход.

К.Д. Ушинский – психологические основы педагогики, как науки, дидактики. Труд «Человек, как предмет познания». Народные истоки в обучении (принцип -----).

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ФУНКЦИИ…

Сущность процесса обучения:

ОБУЧЕНИЕ – вид познавательной деятельности, познание безгранично, обучение – часть познания, обучение протекает по тем же законам, что и процесс познания.

ОБУЧЕНИЕ – специально организованная деятельность, т.е. ц.с.п. имеет вои компоненты.

Функции обучения: 1. развивающая, 2. воспитательная, 3. образовательная

Принципы обучения: *научности, *систематичности, *наглядности, *сознательности и творческой активности, *связь с практикой, жизнью, *развивающего обучения, *доступности, соотв. индивид. и возраста, *сочетание коллективного и индивидуального

Движущие силы процесса обучения:

1. между тем уровнем, который есть у ребенка и притязаниями на тот уровень, который хотелось бы достигнуть

2. между привычным уровнем мыслительной деятельности и теми способами, которые предлагаются в учебном заведении

3. между учеником и членами коллектива

4. между учеником и учителем

5. между привычными способами организации обучения и новыми способами

Этапы овладения знаниями:

  1. восприятие – уточняет учебное задание
  2. осмысление – в процессе мышления
  3. закрепление – через практическую деятельность
  4. проверка в нестандартных ситуациях

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ…

Контроль обучения является обязательным компонентом процесса обучения на всех стадиях процесса обучения, особенно после изучения какого-либо раздела программы и завершение ступени обучения..

Сущность контроля – выявление уровня усвоения знаний учащегося, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету.

Функции контроля: 1. образовательная, 2. воспитательная, 3. развивающая

Виды контроля: 1. текущий – ежеурочно, 2. периодический – после темы, 3. итоговый – в конце года, перевод в другой класс.

Методы контроля: способы диагностической деятельности, которые направлены на выявление эффективности процесса обучения. * устный контроль, * письменный, * практический, *наблюдения, * дидактические тесты.

Зачет и экзамен являются наиболее активной проверкой знаний в период обучения: (+) ученик показывает уровень знаний, обеспечивает систему обучения, стимулирует процесс обучения; (-) человек испытывает стресс.

Оценка – процесс сравнения того уровня, которого достигли учащиеся, сравнение с эталоном, который определен стандартами и программой по данному предмету.

Отметка – условное обозначение оценки. Существуют разные системы оценивания: 3-х, 5-ти, 25-ти, 100-бальная и другие. Они позволяют реализовать индивидуальный подход.

Неуспеваемость – это ситуация, когда поведение и результаты обучения отдельного ученика не соответствуют воспитанию и дидактическим методам школы.

Причины неуспеваемости – 1) социально-экономические, 2) биохимические (наследственность), 3) педагогические (ошибки и уровень рабочей школы).

Пути устранения дидактических причин неуспеваемости:

  1. педагогическая профилактика (внедрение эффективных методов);
  2. педагогическая диагностика, выявление пробелов;
  3. педагогическая терапия, дополнительные занятия;
  4. воспитательное воздействие, работа с семьей.

УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ…

Элементы урока:

  1. изучение нового материала
  2. закрепление пройденного
  3. контроль и оценка знаний учащегося
  4. домашнее задание
  5. обобщение и систематизация знаний

Методика задавания домашнего задания:

  1. предусмотреть время
  2. задание на доске
  3. пояснить, если есть вопросы

Подготовка учителя к уроку:

I. Предварительная – планируется работа по б. теме; типы, виды уроков; домашнее задание; отбирается определенный материал.

II. Непосредственная – планирование целей урока, вопросы для опроса, тезисы лекции.

Подготовка учащихся к урокам: 1. выполнение д/з; 2. проведение наблюдений, опытов.

Типы уроков по Махмутову: 1. урок изучения нового материала, 2. урок совершенствования з.у.н., 3. урок обобщения и систематизации, 4. комбинированный или смешанный, 5. урок контроля и коррекции зунов.

Наши рекомендации