Оценка сущности личности и поведения как «примерное»
«Хорошая» оценка сущности и поведения личности ребенка выставляется также при общей положительной оценке нравственной направленности нравственных качеств и свойств. Имеется также в виду, что ребенок в целом прилежен во всех видах деятельности, уделяя одним из них большее, другим — меньшее внимание; одними занимается с увлечением, другими — с напряжением воли. При этом успеваемость, результативность в труде должны выражаться хорошими и удовлетворительными оценками; ребенок как личность и помощник положительно характеризуется родителями, не является нарушителем общественного порядка, принимает активное участие в работе общественных организаций.
Сущность личности и поведение ребенка как «удовлетворительные» оцениваются при условии одобрения всеми «экспертами» общей тенденции ее нравственной направленности. В прилежании и успеваемости допустимы колебания. Ученик получает не только пятерки и четверки, но и тройки, даже двойки, которые он стремится исправить. Он прилежно и успешно проявляет себя в одном-двух ведущих видах деятельности при отрицательном балансе по остальным (успехи в труде, самодеятельности, спорте; срывы в учебе, в культуре поведения, в домашних отношениях либо наоборот). Важно только, чтобы школьник предпринимал волевые усилия для исправления недостатков в прилежании и успеваемости.
Особую сложность представляет применение оценки «неудовлетворительно». Из числа учащихся, оцениваемых ею. необходимо исключить школьников-дошкольников и младших школьников. Неудовлетворительная оценка их поведения не является для них педагогически действенным средством. Условия ее действенности возникают в подростковом и юношеском возрастах, когда для школьников особый смысл приобретают самосознание, положительная оценка самого себя и своего отражения в отношениях, в глазах и мнениях товарищей, воспитателей, других людей. Прежде чем выставить неудовлетворительную оценку, необходимо принять все возможные меры к исправлению отрицательной тенденции в направленности личности, дать возможность ребенку искренне осознать свои ошибки и исправиться. Если же воспитанник не оправдал доверия, идет на сознательные нарушения норм поведения, появляются основания для неудовлетворительной оценки. Ее выставление школьнику оправдано гем более, если с его отрицательной нравственной направленностью сочетается отсутствие прилежания и успешности в ведущих видах деятельности, особенно в учении, труде, общественной работе.
Таким образом, в целях выявления нравственной воспитанности детей, получения точной обратной информации о ходе нравственного воспитания необходимо творчески использовать требования-критерии нравственной сущности детской личности, методику выявления и оценки моральных качеств и свойств школьников.
Вопросы и задания:
1. Что такое мораль, нравственность как форма общественного сознания, каковы ее общественные функции?
2. Дайте определение сущности нравственного воспитания, раскройте его структуру и основные функции.
3. В чем заключается противоречие нравственного воспитания, как проявляются в детской среде недостатки и ошибки в его разрешении?
4. Почему нравственное воспитание невозможно осуществить в отрыве от других видов воспитания: умственного, трудового, правового, гражданского, эстетического, экологического, экономического?
5. Расскажите о критериях нравственной воспитанности. В период педагогической практики определите уровень нравственной воспитанности учащихся, с которыми работаете.
Литература для самостоятельной работы:
1. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. М.,1975.
.2 Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М., 1993.
3. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995. Гл. 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10.
4. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1984.
5. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 1980.
6. Основы морали. Хрестоматия: Учеб.пособ. для вузов / Под ред. О.С. Богдановой и др. М., 1993.
7. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. Тверь, 1994.
8. Сухомлчиский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975.
9. Харламов И.Ф. Нравственное воспигание школьников. М., 1983.
10. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М., 1983.